Баклажаны-2019. Выращивание в открытом грунте, мнение о сортах

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Баклажаны я выращиваю каждый год и считаю их вполне неприхотливыми, так как ничего особенного для их благополучия я не делаю. Может, конечно, я уже привыкла и мне кажется, что все легко.
Но посудите сами.

***


Основные приемы в выращивании баклажанов


1. Посевы провожу в два этапа, сорта с более длительным сроком созревания сею 22-23 февраля, вместе с перцем.
Ранние сорта — в первую неделю марта, в данном случае начала готовить семена 6 марта, замачиваю их и даю проклюнуться, сажаю в отдельные стаканчики, один раз переваливаю в большие объемом.

2. При выращивании не применяю подсветку, но использую «Атлет», одной ампулы хватает на 30-33 корня.

3. Почва для рассады своя + немного покупного универсального грунта.

4. Рассаду поливаю с добавлением небольшой порции жидкого гумата (по цвету — чай средней крепости, это 1/2-1/3 от положенной порции при удобрении по инструкции).

5. Высаживаю на грядку в ОГ в мае, ориентируясь по погоде (прогноз на заморозки), в этом сезоне 13 мая. Сажаю по 2 шт. в лунку, добавляю золу (2 ст. ложки) или ничего, в принципе, у меня хороший чернозем, можно обойтись.

6. После посадки накрываю спанбондом по дугам от жаркого солнца, так как предварительное закаливание рассады не провожу.
Под агроволокном растения могут находиться до пары недель (за это время на верхушках появляются новые, более жесткие листья темно-зеленого цвета, которые уже гарантированно не сгорят); проветриваю, открыв торцы днем.
Рассада баклажанов после пятидневной адаптации в ОГ, 19 мая
Рассада баклажанов после пятидневной адаптации в ОГ, 19 мая

Баклажаны через месяц после высадки в ОГ, 12 июня
Баклажаны через месяц после высадки в ОГ, 12 июня

7. Поливаю 2 раза в неделю отстоянной и нагретой в бочке артезианской водой.

8. Удобряю три-четыре раза за сезон.
В этом сезоне:
  • через 12 дней (25.05.19) после высадки рассады — мочевина + Биогумус;
  • через 10 дней после первого (04.06.19) — Агрикола + Лигногумат;
  • удобрение раствором «Гумат +7 йод» 20.06.19.

Баклажаны через 2 месяца после высадки, 12 июля
Баклажаны через 2 месяца после высадки, 12 июля

9. Провожу санитарную обрезку листьев — нижние, больные, слишком крупные, притеняющие; в этом сезоне в два этапа — 11 и 23 июля.

Больные листья, подлежащие удалению с растений:
**

**

**
Обрезка листьев
Обрезка листьев

9. Обработки от болезней и вредителей не провожу. Если растение очень больное (бывает, но редко) — удаляю с корнем, если это проявляется только на некоторых листьях — срезаю их; вредят баклажанам только колорадские жуки в конце сезона, собираю вручную.

**
После выкопки картошки в августе листья баклажанов — любимое блюдо для колорадских жуков

Мои впечатления от сортов баклажанов в 2019 г

Все сорта, кроме одного нового – не первый раз выращиваю у себя в огороде. Рассказывала о них в прошлом году. Они разного срока созревания, кусты примерно одного роста, достаточно компактные.

Семена баклажанов сезона-2019
Семена баклажанов сезона-2019

Поскольку высеваю семена на рассаду в феврале-марте, в средине июня уже есть маленькие плодики. Смотришь, радуешься и знаешь, что без баклажанов не останемся, надо только еще подождать, месяцок всего лишь))
Баклажанчик Вера, 12 июня
Баклажанчик Вера, 12 июня
Баклажанчик Алмаз,12 июня
Баклажанчик Алмаз,12 июня

Баклажан Вера от Агрохолдинга «Поиск», среднеспелый сорт (110-118 дней до созревания), прекрасно подходит для открытого грунта, мякоть белая, без горечи, тонкокожий, средний вес 150-200 г. У этого сорта достаточно крупные семена и при небольшом размере плодов это заметно.

Баклажан Щелкунчик F1 от НК «Русский Огород» — ранний гибрид, нормально себя чувствует в ОГ в моих климатических условиях, неприхотливый и надежный, средний вес 200-250 г, мякоть зеленовато-кремовая, без горечи. И в молодом возрасте плодов может выдать до 400 г веса, а к пику созревания — и до 650 г.
К сожалению, производитель не указал точнее срок созревания, но по моим наблюдениям, ранний Щелкунчик не опередил среднеспелую Веру, а сеялись на рассаду они в один срок.

Вера
Вера
Щелкунчик
Щелкунчик F1

Баклажан Снежок от «Аэлиты» — скороспелый сорт (срок созревания 93-110 дней). Подходит для выращивания в ОГ. Мякоть белая, нежная, семена мелкие и их не много, массой до 400 г.
Сорт неприхотливый и урожайный. До 400 г я его не доращивала, снимала молоденькими, 230-260 г для него средняя норма. Те плоды, что оставляла на семена, дорастали до 500 г.

Баклажан Алмаз от НК «Русский Огород» — среднеспелый сорт (срок созревания 110-150 дней). Неприхотливый, прекрасно себя чувствует в ОГ. Мякоть зеленоватая, без горечи, средняя масса 100-160 г. Урожайный, неприхотливый, надежный. Поскольку срок созревания, указанный производителем, смущает (150 дней для среднеспелого???), сею на рассаду в феврале, вместе с перцами.

Снежок
Снежок

Алмаз
Алмаз
Баклажан Черный Бриллиант от «СеДек».
По информации производителя: раннеспелый сорт (созревание через 105-110 дней), для открытого грунта и пленочных теплиц, полураскидистый, низкорослый (50-60 см.)
Хорошая завязываемость плодов в любую погоду, раннее и дружное созревание, плоды крупные, цилиндрические, сильноглянцевые, черно-фиолетовые, масса 200-350 г.

Увы-увы, это оказался пересорт, СеДек не перестает разочаровывать.
Во-первых, у меня вымахали четыре каланчи, возвышающиеся над грядкой с остальными баклажанами.
Во-вторых, завязи появились только на двух кустах из четырех и было их по 2-3 штучки. Ну и форма, конечно)) Это какой-то меч самурая был, а не бриллиант)).
Честно говоря, я его даже не пробовала отдельно, но оставила на свои семена, решив, что такая узкая и длинная форма может для чего-нибудь сгодиться в кулинарии)) Буду ли досевать в следующем сезоне оставшиеся в пакетике семена — пока не решила.
   
Черный бриллиант
Якобы Черный бриллиант

Первый урожай баклажанов собрала 12 июля. Плоды, конечно, еще молодые, могли бы подрасти, набрать размера, но не терпелось уже, так хотелось жареных или запеченных баклажанов…
Да и перенаправить растения на выращивание следующих плодов на кусте тоже не лишнее.

Первый сбор баклажанов, 12 июля
Первый сбор баклажанов, 12 июля

Молодые баклажанчики еще небольшие по весу, 110-130 г всего, но зато очень нежные и вкусные, еще без семян. В дальнейшем плоды набирают характерный для сорта вес и даже превышают его.
Вера
Вера
ЩелкунчикЩелкунчик F1
Алмаз
Алмаз
Снежок
Снежок

После жарких и сухих мая и июня июль отметился похолоданием и постоянными дождями. Листва на всех растениях буйствовала, что мешало проветриваемости кустов и притеняло плоды. Начали проявляться инфекции. В этот период я дважды делала санитарную обрезку листьев на баклажанах. 

17 июля
17 июля, баклажановые джунгли

Еще, конечно, повлияло то, что последние пару лет я все пасленовые — томаты, перцы, баклажаны сажаю по 2 шт. в лунку. Говорю себе, что надо меньшее количество и на большее расстояние друг от друга, но потом опять завожу много рассады и высаживаю все кучно… Но в мечтах — не больше десяти мощных кустов, усыпанных крупными и многочисленными плодами))

Впрочем, плодоношение и при моем способе выращивания в ОГ у баклажанов нормальное, они укладываются в свои характеристики по срокам и размеру, данные производителем. Урожайность на 1 м² я никогда не подсчитывала, но мне хватает и всегда есть излишки.

Баклажан Снежок
**
**

Баклажан Алмаз
**
**

Баклажан Вера**


Черный бриллиант
Баклажан Черный бриллиант


**


Щелкунчик
Баклажан Щелкунчик F1


19.08.19
Очередной сбор урожая, 19.08.19

В начале сентября я решила убрать окончательно грядку баклажанов, собрав последние плоды, в том числе выращиваемые на семена.

**
Последний сбор баклажанов и удаление растений с грядки. 03.09.19

**
На семена оставляю наиболее типичные для сорта плоды. Теперь они еще долго будут отлеживаться дома, прежде чем я соберу с них семена. На фото сверху вниз: Вера, Алмаз, Щелкунчик, якобы Черный бриллиант (3 шт.), Снежок

Ads by

Небольшие эксперименты

Во-первых, я впервые выращивала баклажаны из «своих» семян, собранных в 2017 году. Один год выдержки и этой весной они были посеяны наряду с остатками покупных тех же сортов. С томатов и перцев собираю семена с 2013 года. Про баклажаны читала, что у их семян плохая всхожесть, т.к. не вызревают в нашем климате и пр. Но на поверку оказалось все нормально.

Во-вторых, хуже всхожесть оказалась у семян баклажанов, которые были взяты с перезревших плодов сразу после удаления кустов с грядки. А вот семена с вылежавшихся в тепле еще не менее месяца плодов дали всхожесть 100%.

В-третьих, мои семена сбора 2017 года всходили лучше покупных семян, срок реализации которых заканчивался в 2017 году. В принципе, результат был предсказуем, наверняка производителем собраны семена были в 2015-2016 годах. Брала по 10 семян. Просроченные на 2 года покупные в итоге показали всхожесть 20%, собранные мной 2 года назад -100%.

***
Проверка проходила на сорте Вера, к моменту сверки у просроченных покупных семян (на фото слева) проклюнулось 1 семечко, у моих семян (справа) — 4 шт. Ну и мои семена были крупнее, потому что не пересушенные и отборные

В-четвертых, я собирала семена с гибрида Щелкунчик F1 и в этом году проверяла, что получится с таких семян. Выращивала 2 кустика.
Получились прекрасные плоды, соответствующие характеристикам производителя по форме, весу, качеству мякоти.
08.08.19
Щелкунчик F1 из своих семян, 08.08.19; вес превышает средний от производителя (200-250 г)

**
Мякоть зеленовато-кремовая, семян мало

Щелкунчик..24.08.19
Щелкунчик F1 из своих семян, 24.08.19

Взвешивание баклажана Щелкунчик F1 из своих семян. **
Вес 285 г
**
Вес 648 г

На следующий год планирую выращивать

  • баклажан Снежок из остатков покупных и из своих семян сбора 2018 г.;
  • сорт Алексеевский (Золотая сотка Алтая), его выращивала ранее, зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый, урожайный. Хочу повторить и собрать семена;

Баклажаны для сезона-2020
Баклажаны из набора для сезона-2020
.
  • ищу замену баклажану Буржуй F1 от СеДек. Он круглый и крупный, со сладковатой кремовой мякотью, но требовательный к агротехнике, а последние пару раз еще были и не всхожие семена. На пробу будут круглые баклажаны Большой увалень (Сибирский сад) и Генеральский (Уральсий дачник);
  • возможно, еще раз посажу лже-Черный бриллиант от СеДек, пока не решила;
  • скорей всего опять посажу пару кустов Щелкунчика из своих семян сбора 2017 г.

Вот, пожалуй, и все о моих баклажанах.
Дополнительно, в качестве приложения, моя «Памятка по выращиванию баклажанов в открытом грунте»: ПамяткаСпасибо за внимание!
Хотите оставить свой отзыв о посадочном материале, садовых инструментах или интернет-магазине?
Ознакомьтесь с правилами размещения отзывов.

Запись размещена в разделах: , баклажаны, выращивание, , , , , , , , отзывы, сорта, овощи
41 комментарий 32 спасибо за запись 9 в избранном 15697 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
INataliII INataliII и еще 8 человек


Комментарии (40)
Спасибо за интересный и поучительный рассказ о баклажанах. Надо будет подобрать для себя семена из Вашего обзора. Правда, у нас баклажаны вызревают только в теплице.
Благодарю за отзыв, Светлана))
Я никогда не выращивала ничего в теплице, но у меня все равно сложился стереотип)), предполагаю, что эти же сорта в тепличных условиях были бы повыше и мощней, плоды были бы крупнее. Насчет количества завязей — затрудняюсь предположить, так как, наверное, есть проблема перегрева, а баклажаны при очень высоких температурах не хотят завязываться и сбрасывают цветочки.
Зато у нас в ОГ большой перепад дневных-ночных температур, к сожалению, который в теплице, наверняка, сглаживался бы…
В этом году я выращивала 2 сорта в теплице. «Валентина» — урожайный, но около плодоножки была большая грубая, какая-то одеревеневшие часть (5-6 см). А вот «Бибо» (белоплодные) — просто восторг, урожайные, вкусные, с очень нежной мякотью.
Лариса, а как урожайность у Щелкунчика из своих семян? Я его выращиваю уже очень давно, потому что ранний, вкусный и очень урожайный в любое лето, но свои семена не собирала, ведь гибрид.
Елена, в этом сезоне у меня было два кустика в общей лунке — на одном 5, на другом 7 плодов, но они все, кроме первого, который я сорвала, не дав подрасти, были весом от 250 г и выше. В принципе — крупноплодные баклажаны и перцы так и плодоносят у меня в ОГ при довольно плотной посадке.
Да, я заметила что посадка плотная, я так близко не сажаю.
И правильно делаете, Елена!)) Ничего я не выигрываю от такой посадки, сплошное потворствование отсутствию силы воли))
Сначала ращу рассады больше, чем надо, типа про запас, но говорю себе, что будет из чего выбрать, потом, когда приходит время сажать на грядку, не могу выбрать, т.к. все растения примерно одинаковые и становится жааалкоо)) И результат — понапихано в грядку плотно… Ругаю себя, обещаю, что вот в следующем году будет все иначе, но история повторяется))
Излишки продать! И вам хорошо и людям. Ну или отдать, если против продажи.
Бывает, что рассаду раздаю соседкам, но больше томаты и перцы, а баклажаны как-то не часто выращивают у нас в округе, говорят, что из-за колорадского жука…
Но в основном с урожая уже излишки раздаю по соседям, плотные томаты на засолку, перцы разноцветные, необычной формы или цвета баклажаны берут охотно)
Здравствуйте. Тоже выращиваю баклажаны, только в открытом грунте, но под дугами и спанбондом. Укрытие не убирали весь сезон. В мае — бешеные перепады температуры и холодные ветра. В августе — три недели холода. Но не смотря на это, в этом сезоне баклажаны удались, как никогда.

Первый урожай 2019 года
Первый урожай 2019 года.
Даа, очень ладные баклажанчики, один к одному)) У нас холодина была весь июль и я прямо боролась с желанием все свои пасленовые на грядках укутать в агроволокно и сверху еще и пленкой от проливных дождей))

Ольга, а что это за сорт баклажанов у Вас на фото?
Лариса, это гибрид Мирвал f1, голландской селекции. Покупала на развес. Еще сажала в этом году Клоринду f1 от фирмы Новые Семена и Тиррения f1 от фирмы Акварель. Все три гибрида показали себя очень хорошо. Но повторюсь, укрывной снимали только при сборе урожая. В жаркие дни были открыты только торцы.
Баклажаны сажаю на одной грядке с острым перцем.
Баклажаны сажаю на одной грядке с острым перцем.
О, как они у вас просторно сидят, здорово) Когда-нибудь и я так буду сажать… наверное))

Вообще-то, моя теснота получилась из-за клятвенных обещаний уменьшить посадки пасленовых. Раньше я выращивала по 2 аналогичных нынешней грядки баклажанов и перцев и 4-5 грядок томатов. Потом решила, что многовато, надо много дуг, много укрывного на начальном этапе, много воды… теперь у меня два года подряд по 1 грядке перцев и баклажанов, 2 грядки томатов… но по 2 шт. в лунке))) И кого я пытаюсь обмануть?)))
Лариса, грядка 5 метров. Сейчас специально посмотрела свои записи — 12 кустов баклажанов и 11 кустов острого перца. Такого количества кустов баклажанов хватило и поесть и на зиму закрыть. Гибриды дают хороший урожай даже в относительно холодное лето.
Вот и я думаю, что 10-12 кустов баклажанов мне вполне должно хватить, тем более, места у меня много, почва хорошая — посадить пореже и брать не количеством, а качеством)
Единственное фото. где хоть немного и баклажаны видно. Фотографировала перец, он у меня в тестировании участвовал.


Лариса, сегодня в нашем садовом сообществе природного земледелия обсуждали проблему выращивания баклажанов. У меня они не растут. Точнее, первый завязавшийся баклажан июня вырастает, а потом только в середине августа завязывается. В итоге — расти и спеть ему некогда. Кусты печальные, не кустятся, не растут.

В общем — одна печаль. Сегодня прозвучало мнение, что это из-за очень сухого воздуха и в Актюбинске проводили опыт, где часть баклажан опрыскивали водой, а другую — нет. Опрыскиваемые выросли мощнее и на 65% принесли больше плодов. А вы может помните, что в этом году у нас не было ни одного нормального летнего дождя! При этом баклажаны в огуречной грядке на кап. поливе росли хуже, чем на томатной грядке.

В общем, у нас в городе будут дальше искать методы оптимального выращивания баклажанов в нашем климате. Кстати, мой свекр у речки (воздух влажнее) и на песчаной почве выращивает шикарные баклажаны. Но мы были у него в гостях летом, поливали огород. Напор воды шикарный (не чета моему), почва настолько хорошо пропускает воду, что моментом уходит вглубь. А у меня… выльешь ведро воды, она и стоит минут 10.
Лариса, внимательно прочитала, вроде бы ничего нового для меня, ну почему же у меня так не хотят расти! То ли земля, то ли климат, но до сих пор не разгадаю я причину, в чём проблема. Думала, что больше не буду сажать, надоело. А вот посмотрела на твои, и опять хочу сделать очередную попытку. А ты большая молодец!
Ира, как я тебя понимаю! Всё, это не мой овощ точно! Хоть очень люблю. в смысле вкусовых пристрастий, но… не растет вообще! Не хочет! Решила больше не испытывать свои нервы.Кстати, у меня и редис не растет, если сею.А если муж сеет, в том же месте, то все нормально! Это как? Лариса, респект! Впечатляет, меня так очень впечатляет!
Светлана, спасибо))) А редис… может ты его глубоко сеешь? У нас на грядке матушка моя один раз так посеяла, что в каждом рядке взошли только 1-2 крайних семени. Проанализировали, следующую группу через 10 дней в продолжение этой же грядки посеяли мельче и все ок)))

А вообще, я согласна, что если не дается какая-нибудь культура все время — ну её, чего мучиться-то. У меня такая история с капустой. Ну не получается… мелкие кочаны наращивает, хоть поливаю-удобряю, постоянно грызет её кто-нибудь… На соседнем участке — вроде нормально, через 4 огорода у односельчанки — вообще каждый год гиганты вымахивают…
В общем, в 2018 г. я её выдрала в средине лета всю, а в этом году даже не пыталась сажать))
Лариса, да вроде с редисом поступаю по правилам. Даже до смеха доходит, делим с мужем наполовину грядку, вместе раскладывать. У него растёт намного лучше. Это как? Уже интересно прямо! Он, наоборот: швырк — швырк, шутя раскидал быстренько, а я стараюсь, чуть ли не с разметкой.
Светлана, а у мужа это на все растения распространяется или только на редис? Может у него «зеленые руки»?)) Или еще версия — может твой муж эльф (проверь уши)?)))))
Лариса, у нас небольшое разделение-он морковь, свеклу и редис. Лук-севок и чеснок летний на пАру, дружненько. Помидоры, огурцы только я, как и всю другую рассаду и зелень. А уши я все-таки проверю!)))
Ира, спасибо тебе за добрые слова!)) Может накрывать баклажановую грядку? Кажется, у Марины Герасименко читала про такой казус с баклажанами — не росли ну никак, пока в парничок их не запихнули)))
Лариса, да ведь я не вытерплю, зарекаюсь, зарекаюсь, а потом опять сажаю! Места у меня достаточно, а ведь всегда зимой кажется, что уж в новом году точно будет всё лучше! Надо мне с подкормками разобраться, может голодают они у меня. А ведь по-началу и рассада хорошая, и приживаются, а потом так и сидят, ни мычат, ни телятся.








Да отличная рассада, Ира, не переросшая и листья шикарные… хм, обидно, что дальше плохо развивается…
Лариса, спасибо за рассказ. Есть с чем сравнить. Держу под спанбондом весь сезон. Хорошо растут, а главное, хорошо цветут. Долго цветут. А завязи плохо образуются. И что им не так? Такое почти каждый год. Когда я только начинала сажать баклажаны, собирала хорошие урожаи. Водой только поливала. Или работал принцип — новичку везёт?
Талия, бор или «Завязь» в помощь.
Согласна с Ольгой)) Если баклажаны все время находятся под укрытием, это может мешать опылению — нет движения воздуха, насекомых-помощников… значит надо потряхивать растения (как томаты), советуют эту процедуру выполнять утром (почему, интересно?).
Бор — помогает в завязывании плодов. Можно вносить в почву при поливе удобрение, типа «Маг-Бор», можно делать внекорневые опрыскивания им же. Читала совет: по листьям 2 раза, первый в фазе 6-8 листьев, второй в начале цветения. Кроме «Завязи» еще, например, «Бутон» применяется.
Я почему-то думала, что они самоплодные. Да, самые первые посадки вообще ничем не укрывала. Открыты были всегда. Тогда становится понятно. Отказаться от укрытия не могу. Значит открывать хотя бы по выходным и опрыскивать. Хорошо, что обсудили. Спасибо.
Они самоопыляемые, это верно, но чтобы пыльца из пыльничков просыпалась на пестик цветка (надеюсь, я правильно описываю процесс, да простят меня все ботаники нашего сайта), лучше, если будет воздействие, движение воздуха, насекомые пошебуршат на цветочках и т.п.))) — если находятся под укрывным, то самим тряхнуть.
Но на качество пыльцы ведь влияют разные условия — она может пересохнуть при низкой влажности воздуха или при сырой погоде становится тяжелой, слипается, при слишком низких или высоких температурах становится стерильной. А еще цветки и завязи склонны опадать. Био-препараты, такие как Завязь, Бутон работают на увеличение количества цветов и уменьшение пустоцветов и способствуют качеству пыльцы (механизм этот можно подробно почитать на сайтах производителей, наверно, я его представляю себе на обывательском уровне)))
А я, выбирая грядку под посадку баклажанов, выбираю где особенно есть защита от ветра.. Получается, сама создаю стерильную атмосферу.
Так ведь между легким движением воздуха, слегка качнувшим цветочную кисть и сквозняком или того больше — сильным ветром с порывами, есть все же разница)))
Есть, конечно. Я понимаю, о чём вы. У нас плотные посадки деревьев, кустарников и заборов. Открытых участков нет. Ветру трудно разгуляться. Я имела в виду совсем стоячий воздух.
Бор? Я опрыскиваю им капусту. Тогда это легко. «Завязью» не пользовалась. Беру на заметку.
Лариса, как всегда, замечательный обзор! Спасибо! «Алексеевский» у меня в фаворитах, как и «Ультраранний» от «Сады России», но второй не нашла, видимо, сняли с продажи, покупала давно — лет 5 назад. «Щелкунчик» и «Марципан» – в «среднячке». Черный бриллиант и Алмаз мне вообще не понравились, либо наоборот — им мои условия Смотрю свои тетрадку, написано по ним (и другим сортам / гибридам) — больше НЕ сажать
Отзыв СУПЕР!!! Я новичок, в первый раз буду сажать огород. ФОТО ОЧЕНЬ ИНФОРМАТИВНЫЕ. СПАСИБО!!! Хоть понятно, как выглядят кусты и что ждать))) У меня Генеральские (Урал.дач.) не один не проклюнулся в замочке и за 20 дней. Глобус ( Урал.дач.), Изумрудные (Седек), Лаура (Урал.Дач) Боровичок (гавриш-2шт )
А вот Грибное удовольствие (гавриш) отлично с 4 дня много, Бибо ( Семена Алтая ) отлично. Африка (сады Росс.) Валентина (агроуспех ) отлично.
Спасибо за отзыв)) Я в этом сезоне выращиваю сорт Генеральский. Замачивала семена перцев и баклажанов в Энерген АКВА. Из 5 семян проклюнулись 3 штучки, на 5-6-7 день…
Все зависит от качества семян. К примеру, семена от автора, Кушнарева Александра, «Оптимус» F1 проклюнулись 6 из 7 через 3 дня и одновременно (седьмое семечко было очень мелкое, не стала ждать проклева).

И развиваются дальше по-разному.

Для сравнения — Оптимус и три Генеральских. Разница в возрасте между Оптимусом  и остальными, как я писала выше — 2-4 дня. Это фото сделала только что, развитие растений — уже почти месяц
Для сравнения - Оптимус и три Генеральских. Разница в возрасте, как я писала выше - 2-4 дня. Это фто сделала тльк что, т. е. развитие уже почти месяц
СПАСИБО ЗА НАГЛЯДНЫЙ ОТВЕТ!!! Это большая помощь.
Вот мои «замочки» )))) я так фотографировала для шпаргалки.
Валентину замачивала 18 февраля, растёт быстро, и что могу сказать к 28 марту она уже 25см, ( меня спасла отапливаемая теплица посад.4 шт но три ещё надо пересадить в горшки по 2 литра на, улицу потом посажу )
а вот черномор 18 февр. замоч. на 28 см 10. ( не торопится )
Бибо 1 марта зам. на 28 март. см 10, сильный ( но и упаковка фирменная ) уже тоже шт 5 посадила хоть и маленькие. сегодня ( 1 апреля) грунт опустился до 10 гр. ((( но вроде все живы )))))
Грибное удовольствие тоже сильные, быстро растут. ( надеюсь не пересорт))))) потому, что радуют)))
У нас возвратные заморозки до июня могут быть. ((((( поэтому сразу решили строить отапливаемую теплицу.
а с июнь в от.гр. остатки.
Так понимаю, что для от.гр в Самаре можно и в конце марта замачивать ( пока это теория))))






Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: