Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Сейчас обсуждают
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
С днём рождения, Нина!
Здоровья! У-ДАЧИ!
Родился и вырос в с. Сапеево Азнакаевского р-на, там же окончил семилетнюю школу. Затем учился в Азнакаевской школе № 2. После окончания школы как все мальчишки того периода, решил стать механиком и поступил в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Кроме основной специальности получил специальности токаря, слесаря, электрика, тракториста, комбайнёра, водителя. По основной специальности — механик по эксплуатации машино-тракторного парка.
Работал в районном отделении «Сельхозтехника» три месяца механиком- контролёром, потом зав. ремонтными мастерскими. С этой работы ушёл в армию. Попал в ракетные войска стратегического назначения. Служил в дремучих болотистых лесах Белоруссии близ Речицы. Как командиры, так и обычные жители Белоруссии оставили самые приятные воспоминания: чудесный народ. Например, наш начальник отделения — капитан, уезжая домой в г. Гомель вечером после работы оставлял нам, сержантам и солдатам задание. При этом, стоя перед построенным отделением, задание озвучивал такими словами: Ребята, ПОЖАЛУЙСТА, сделайте то-то, то-то… Да, были командиры! А простые Гомельцы? ….Осень я в увольнении, шагаю по яблочному базару. Остановился около женщины, которая торговала самыми крупными, самыми румяными яблоками: «Можно у Вас яблоки купить?» Да солдат. Сколько тебе? «Одно яблоко». Ой, солдат, бери так. Выбрала самое большое румяное яблоко и протянула мне. Вы понимаете, что тут речь не о яблоке, речь об отношении простого Белорусского народа к нам, солдатам.
Но садоводство, любовь к растениям, тяга к земле пересилили, и пришлось переучиваться. После службы в Армии сразу же поступил в Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева. Был молодой энергию девать некуда, параллельно поступил и окончил вечерний университет марксизма-ленинизма при Московском ГК КПСС (1966-68 гг). Получил высшее политическое образование.
Потом опять параллельно с учебой в академии в 1968 году поступил заочно во ВСХИЗО в г Балашихе и получил диплом экономиста.
Ну, интересно было учиться — другого объяснения нет. Потом в Тимирязевке же окончил аспирантуру — кандидат сельскохозяйственных наук. По распределению попал в Татарский НИИ сельского хозяйства, и 27 лет работал заведующим Бугульминского опытного поля – проводили опыты, испытывали растения.
Скажу вам, интереснейшая работа. К примеру, поступает совершенно новый, только появившийся сорт пшеницы, и нам надо всесторонне изучить условия возделывания этого сорта в условиях Татарстана, чтобы получить максимальный урожай с хорошим качеством (или делать вывод, что этот сорт не для нашего климата).
Начинаем испытывать: мы её сеем на глубину 3, 5, 7, 9 см, Сеем 3 мая, 10 мая, 17 мая, с нормой на гектар 3, 5, 6, 7 миллион зерен, с различными междурядьями, Удобряем расчётным методом NPK с планированием урожая на 30, 35, 40, 45, 50 ц., и. т. д.
При этом с весны начинаются исследования: сколько взошло растений на одном квадратном метре, сколько их во время колошения, сколько к уборке, сколько шт сорняков весной летом осенью, какое содержание питательных веществ (NPK) весной летом и осенью на глубинах 20 и 30 см. Какая влажность почвы на глубину 1 метр, но с определением отдельно в каждом 20 см слое, то есть 0-20; 20-40 см и так до метра. Наши испытания заканчивались определением потенциальной урожайности сорта, содержания в зерне белка и клейковины.
Из муки пекли хлеб пробовали на вкус, попутно определяя подъём теста (силу муки). Потом делается чёткий вывод: стоит возделывать этот сорт в условиях Татарстана, или он для нас не годится.
Наверное, читать надоело, а я ведь пишу только об одной культуре, притом только об одном сорте. После этого, если сорт оправдал, начинается размножение сорта. В первые два года посева из посевов нового сорта буквально вручную проходя по рядам, выдергиваются и удаляются все не характерные сорту колоски. В эти 2 года сорт называют репродукцией Р1 и Р2, то есть делянка размножения первого года и второго года. Потом сорт переходит в разряд суперэлиты, потом элиты и потом только попадает в хозяйства.
А сколько было их… Сколько испытано новых ядохимикатов, удобрений…. Сколько изучено систем обработки почвы: как влияет на рост и развитие растений вспашка (или другой способ обработки почвы) на глубину 7, 10, 15, 20, 30, 35 см. И так далее. И скажу, что, если перед растением вопрос (эксперимент, то есть) поставлен правильно, четко, растение дает четкий ответ, растение не человек — обманывать не умеет.
Во время работы В ТатНИИСХ получил звание ст. научного сотрудника.
В 1997 году за неимением финансирования опытное поле ТатНИИСХ закрыли, и я стал доцентом Альметьевского муниципального института: читал студентам лекции по овощеводству, садоводству, растениеводству.
Это были самые приятные годы работы – работа с молодёжью. Как знаний, так и опыта работы и жизненного опыта достаточно, как говорится, слушали «раскрыв рты», а я, видя такое, увлечённо рассказывал, получалась частенько не лекция, а задушевная беседа, естественно, по теме лекции. Во время работы в институте меня «догнало» звание «Заслуженный работник сельского хозяйства». Еще один вывод: на рабочие коллективы мне всегда везло: всегда оказывался в окружении прекрасных душевных людей.
Семья: с женой Васимой вырастили двоих детей. Они уже взрослые, сами имеют семьи, а мы внучат и внуков и правнука. Дочь Светлана окончила Наб- Челнинский пед. институт. Живут в г. Нижнекамске. Сын Рустам окончил мою же академию, его оставили работать там же, в Москве. Сами с 1970 года живём в прекрасном, многонациональном селе Зелёная роща в Бугульминском р-не.
Вот коротко и всё. Да, кроме меня Тимирязевку закончили мой брат, две сестры, сын и двое внучек. Мужики женились, девчонки замуж повыходили за сокурсников (сокурсниц), итого наша династия Тимирязевцев, начиная с 1965 г по сегодняшний день насчитывает 11 выпускников в трёх поколениях.
Да, возвращаясь назад: как я выбрал профессию агронома? Когда это было?
Если быть предельно откровенным, я, видимо, не выбирал профессию агронома, я им родился. Хорошо помню, когда мне было 3-4 года, я собирал семена трав, цветов около заборов, на лугу, в кулачке приносил домой и отдавал маме: «сохрани, весной я их посею». А как дальше с ними поступал, не помню. Потом помню, в 50 годах ещё в наших краях садов не было, видимо, было «не принято». В деревне только у Хади абый (колхозного овощевода) был смородиновый сад. Когда мне было 7-8 лет, я ходил к ним и через забор долго смотрел, как растёт смородина. Вот такие вспоминания детства….
PS. Про сад рассказывать не буду – тогда надо будет десятую книгу писать.
Клубника второго года. Удобряю навозом или навозом-перегноем. Поливаю по бороздкам.
Клубника посажена осенью 2016 года, то есть, первый год.
Тоже поливаю по бороздкам.
А сейчас Мася (Масяня) — обычная шкодливая трехцветная кошка, разборчивая в еде, неразговорчивая, себе на уме… Но куда деваться — мы в ответе за тех, кого приручили )