Дорога Красногородск-Мозули. Справа остановка «Вярьмово», слева указатель населенного пункта.
Автобусная остановка у нашей деревни стандартная, панельно-бетонная. Их когда-то в далекие советские времена выпускал какой-то местный ДСК, в дальнейшем благополучно закрытый и сыто разворованный. Остановку каждый год весной красят и летом один раз обкашивают. Людей на остановке я ни разу не видел, но неким мифическим образом внутри появляется мусор из жестяных пивных банок и пустых пачек сигарет. Автобус ходит два раза в неделю, по понедельникам и четвергам и почти всегда полупустой, но бывает и останавливается. Остановка называется «Вярьмово», и ей также пользуются жители деревни Мышково, она дальше нашей деревни к бору. В Мышково живут пенсионеры Ваня с Олей и бородатый странник Олег, тоже пенсионер. По понедельникам и четвергам бывает автолавка, с веселой толстой продавщицей и худым изможденным шофером, причем сами люди-то меняются, а типаж толстой продавщицы и худого шофера остается неизменным.
После поворота на Вярьмово
Остановка стоит на грунтовой автодороге Красногородское — Мозули, причем эти самые Мозули совсем где-то на границе с Латвией, и там где-то озеро частично Российское и частично Латвийское, а кроме этого озера больше ничего-то и нету, одни болота с клюквой и гадюками. И по рассказам Валеры, большого выдумщика и ностальгирующего по светлым колхозным временам, там он утопил бульдозер Т-100. На мой удивленный вопрос Валера ответил коротко: «Тогда там все топили бульдозеры, и я утопил». Ну и дальше, развивая тему о моде топить бульдозеры в болотах, объяснял, что строили дорогу в Латгалию (ближний к Псковской области район Латвии), но так и не построили, потому как бульдозеры тонули и скоро закончились, их не так много-то и было. А потом и перестройка началась, не до строительства стало.
Лучший колодец в деревне
Сразу возле остановки есть знак населенного пункта «Вярьмово», и отсюда идет поворот на саму деревню. В этом месте весной бывает развозит, и на легковой машине проехать не так просто, но можно. Козы проходят всегда и везде, они мастера проходить любую топь, и в болоте их точно не утопить. Хотя при большом желании ничего недостижимого нет, все возможно. При въезде в Вярьмово слева появляется большой пруд, а справа — колодец и дом, обложенный кирпичом. Колодец с лучшей в деревне водой и, может, и в мире, но утверждать точно не берусь. Возле пруда тысячелетние ивы с ветвистыми и бугристыми корнями, тянущимися к воде. Впрочем, насчет возраста ив несколько приукрасил, но зато попытался передать их величественный древний вид. Ивы серьезные, и даже Машка, сожравшая за свою жизнь множество ив и ракит от макушки до корня, очень уважительно к ним относится.
Дом возле лучшего колодца в деревне. Видно гнездо аистов и вдалеке мой домишко.
Про колодец этот вообще надо по телевидению рассказывать как пример счастливой жизни. Когда его вырыли, то вопреки ожиданиям воды долго не было, и он неглубокий. Копали вроде как на пять метров, колхозным трактором ЮМЗ. Дело было как раз перед майскими праздниками. Выкопали и выкопали, скинули туда кольца как-то побыстрей и побежали наливать и закусывать. Ну нет воды и нет, что ж теперь — праздники отменять? А к середине мая продрали глаза и, кое-как оклемавшись, потянулись жажду утолять с утра. А в колодце вода появилась. И вкусная. Она противоположность талой или дождевой воде: пьешь и чувствуешь. Жажду утоляет после летнего трудового дня надолго.
Т-образный перекресток и разваливающийся дом
Дом, возле которого колодец, нежилой. Он из бруса и обложен кирпичом. Хозяев у него много, очень большая семья и приезжают часто. Из Питера, Красногородска, деревни Мыза. Козы у них сожрали всю смородину оптом, все цветы и вообще все, что можно сожрать, имея только зубы и адскую настойчивость. Все же каким-то образом эти люди не озлобились и не пришли с разборками ко мне, а были весьма вежливы, и разговоры с ними о козах не приводят к ненависти. Отвозил как-то им сыр в благодарность, и мне даже очень убедительно денег за него дали. У них на участке кошу траву и отгоняю цыган от него.
Дом рижских дальнобойщиков, где замечательные сарай и хлевы
Вообще, про цыган надо отдельно сказать. В Псковской области население не растет, а очень сильно уменьшается. К примеру, в Красногородске население сокращается с 2002 года и уменьшилось на 40% за это время. Этот населенный пункт, основанный в 1464 году, может очень быстро закончится, как закончились трактора на строительстве дороги в Латгалию. Взамен вымирающих русских в область привозят цыган, которые по численности населения составляют четвертое место после украинцев и белорусов. Им предоставляют муниципальное жилье, пособия, выплаты и подъемные. В Золотово, ближайшей крупной деревне к Вярьмово, живет семья цыган. Их промысел — тащить все, что смогут утащить в самом Золотово и из окрестных деревень, потому как денежных выплат от государства Российская Федерация им не сильно хватает на жизнь. Считаю, что надо проявить доброту и толерантность и поднять обеспечение цыганских семей на качественно новый уровень и установить им выплаты как минимальные зарплаты в соседней Латвии, к €800. И даже можно и больше в несколько сотен раз. А с обычного населения, в целях быстрейшего процветания, сдирать налоги и поборы в 100%, что неминуемо приведет к очень сильному росту благосостояния и счастью простых людей.
Козы на Т-образном перекрестке
Возле дома с колодцем главная Вярьмовская улица образует Т-образный перекресток. Главная дорога уходит в сторону деревни Мышково, влево ведет к болоту, а прямо виден заброшенный дом. Он потихоньку разваливается, там никто не живет. Надворные постройки у него давно развалились. Остался фундамент старого дома, и есть местная легенда про этот самый фундамент. Якобы там где-то закопан немецкий автомат с пулеметом, завернутый в старый мешок, промазанный солидолом. Вокруг видны следы раскопок, и мне хочется верить, что клад нашли. Козы весьма любят этот самый старый фундамент, и в жаркую погоду там любят лежать, как впрочем и на берегу пруда. Сам пруд почти высох, и только в дождливые годы на его дне появляется немного воды. Может вековые ивы высосали, а может и родники, питающие пруд, пересохли.
Дача Саши из Красногородска. Видны гладиолусы слева и прекрасный забор.
Немного влево от Т-образного перекрестка стоит замечательный дом. Он просторный, с двумя печками. Там замечательный сарай, где лежит мое сено. Там и два замечательных хлева также. В одном я держу трех взрослых козлов-производителей, а в другом ночует козья молодежь. Дом принадлежит Сергею и Володе, двум друзьям-дальнобойщикам из Риги. Приезжают они на отдых: траву покосить, дрова поколоть, в бане попариться. К дому еще относится большой дровяник и гараж. Очень благодарен Сергею и Володе за поддержку Вярьмовского козоводства, а также за постоянную помощь. Постройками к их дому пользуюсь как своими.
Пруд. Не Тихий, конечно, океан. Но главная водная артерия моей деревни.
Следующий дом к болоту тоже большой, но совсем без надворных построек. Он действительно дачный, и хозяева часто приезжают: копают картошку, собирают яблоки и выращивают гладиолусы. Живут они в Красногородске, районном центре. От Вярьмово до Красного десять километров. Единственное домовладение, обнесенное забором в Вярьмово. Ну, кроме еще моего домишки. Мы с козами ходим туда на экскурсию — смотреть на гладиолусы. Забор из сетки рабицы, и поначалу в нем было много дыр. Козы заходили через эти дыры и оставались там, ища выход. Часто приходилось как-то выгонять их оттуда. Но хозяин, Саша, с пониманием относится к козьей проблеме, и мы совместными усилиями ремонтировали забор, и дыр не осталось. Правда, в моих интересах быстро обнаруживать и латать все дыры в нем как можно быстрей, чтобы не выгонять оттуда коз в потемках, увязая в мокрой и мягкой дачной почве.
Козы на главной улице Вярьмово
И вот что хочу отметить к вопросу о козьем дачном беспределе. Да, козы могут быстро сожрать все плоды многомесячных трудов и потоптать то, что не доедят. Они такие, и тут только признать их наглость и воровитость. Но у коз нет морали как таковой, и любая растительность для них просто еда, и насчет права собственности растолковывать им смысла нет. Хороший качественный забор решает все проблемы. Огород от слова «огораживать», и если нет забора, то следует его сделать. Забор как и крыша, защищает от природных явлений. Неотвратимость появления коз можно сравнить с дождем, рано или поздно они придут и сожрут, даже и не сомневайтесь.
Козочка-подросток 3305 возле хлева.
А я продолжу в следующей части и расскажу там о своем домике, колхозном доме и колхозной же ферме с силосной ямой и об остальных домах деревни Вярьмово. Если вам было интересно, кликайте по кнопкам социальных сетей, сообщайте друзьям об этом материале. Заранее спасибо.
А все-таки кур и гусей на улицах прямо не хватает) Гуси с утками быстро бы пруд почистили))) А куры гладиолусы прорыхлили)))