Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Сейчас обсуждают
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Ольга, позабавили про «холодную Тверскую область» жителя жаркой Архангельской))) и просто знойной Костромской))
Про отсталое прошлое может говорить только тот, кто его совсем не знает)) Вот про утраченные традиции крестьянства я бы сказала. И это очень грустно. Потому что мы, вернувшись на «землю» из городов, придумываем и изобретаем велосипед, который давно изобретен, опробован и… потерян.
Из рассказов бабушки вспоминается, как готовились к праздникам, что предпочитали в эти дни готовить к праздничному столу. Про лошадку, которая не терпела, когда ее обгоняют. Про агрегат для заготовки кормов, в котором бабушка (еще совсем маленькая девочка) решила поправить застрявшую ромашку и навсегда остался шрам на пальце и неправильно отросший ноготь. Про свиные ребрышки с картошкой, запеченные в русской печке, про пышный кулич, селедку «к празднику»… и тут воспоминания «перебивает» вторая бабушка — петербургская. «А у нас в подвале всегда бочка с селедкой стояла»… странная природа у памяти…
Семья была вполне зажиточной, чтобы позволить себе покупку стекла. Стекольный завод был в доступной близости. В том селе был водочный завод, потому и стекольное производство было максимально приближено к потребителю. Стекольный располагался в том же селе. Он имел паровые машины.
Дороги между селами были грунтовыми. Но в тех местах почвы — сплошной песок, потому в любую погоду летом всегда можно проехать. А где нельзя, там объезд. Да и автомобилей не было, а гужевой транспорт запросто справлялся с редкими лужами на песчаной уплотненной почве. Из этого песка стекло варили. Два района (при современном административном делении) соседствовали. И в домах окна уже были застекленными, а не затянутыми бычьими пузырями.
Нас подводит слегка аберрация дальности. Нам кажется, что все, бывшее до нас, обязательно отсталое.
Думаю, что пероноспороза не было. Он досаждал земледельцам Дальнего Востока, а в европейской части страны (думаю, что и на Алтае) не сильно докучал, а многие его просто ни разу не видели. Ведь только во второй половине двадцатого века была настоящая эпидемия. Для болезней растений такая ситуация называется как-то иначе. Но ведь и сейчас многие огородники полагают, что листья на помидорах чернеют от холода и дождя.
А вот помидоры родители бабушки (прабабушка умерла, когда мне было два года) выращивали только через рассаду. И мало выращивали. Дома в Сибири не отличались большими размерами и широкими окнами, холодно у нас. Но свеклы, морковки, репы и капусты было всегда много.
И брюква была. Я перепробовала уже все сорта, предлагаемые магазинами. Но того, сладостного, не нашла. И на турнепс думала. Но это не то. Мой папа знал турнепс, его выращивали для скота. Я помню, как при высадке рассады корешки всегда прополаскивали в воде, потом сажали в лунки. Зачем это делали?
И вам спасибо за ценную книгу о ландшафтах!