Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Сейчас обсуждают
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
1. " Почву надо предварительно вылечить, а лечить ее надо компостами, вытяжками из компоста, чередуя с АКЧ, посадками устойчивых к гнилям растений".
— об это можете чуть подробнее рассказать?
2. Как делать компост — это уже притча во языцех ))
я смотрела и рунет и западные лайфхаки а вопрос все еще открыт для меня.
что я сделала — вспахала целину, далее откидывая по одной полосе (типа гряды небольшой) часть землицы ( рыхлой после вспашки) лопатой, а потом туда вываливаю домашние отходы (из у нас так много скапливается и главное я боюсь что не рационально из использую, хотя они почти дармовые, как Вы выражаетесь)) и сверху откинутой землей присыпаю слегка, дня через 2-3 продолжаю эту же полосу земли (снова отгребаю — закладываю отходы, присыпаю)
Вопрос: как мне использовать отходы правильно? (был печальный опыт компостирования отходов с травой и навозом, по итогу он просто слежался в коробе)
и Как обогатить мою землю (есть мысль использовать посев сидератов и на одной части земли, где планируется посадка цветов в будущем году, я посеяла в окт Вику и Овес.
( отходы это —
яичная скорлупа
кожура бананов, цитрусовых, а так же овощей и огрызки яблок
остатки хлеба
кожура от семечек-орехов
каши
кисломолочку
бумага письменная (тетрадки, распечатки)
еще есть туалетная бумага (как то не ловко об этом писать но того требует вопрос о разумной утилизации и дальнейшей переработки, после малой нужды скапливается 5 л пакет туалетной бумаги за неделю) куда ее девать?
-Не кладу в ведро с отходами
мясные обрезки и кости
картон и цветную печать
шерсть, волосы.
Заранее благодарю за пояснения и поучения новичка!
На платформе «Открытое образование» представлен 431 курс лекций по различным дисциплинам.
ТГУ (г.Томск) представил курс из 9-ти лекций «Экология почвенных беспозвоночных» («Жизнь в почве»), автор Андрей Бабенко, доктор биологических наук. профессор, заведующий кафедрой защиты растений.
(Разделы: «Основные систематические группы почвенных обитателей», «Питание почвенных обитателей и детритные трофические сети», «Использование животных для повышения плодородия почв» и др.)
В дополнительных материалах к курсу есть перечень полезных статей и книг. Есть форум, где можно задать вопросы и принять участие в обсуждении различных тем.
Могли бы Вы как автор методики и естествоиспытатель рассказать о своём опыте восстановления жизнеспособности почвы?
как говорила моя мамуля — «если бы молодость знала, если бы старость могла»
сколько агроэкологических ошибок сделано не только в любительском садоводстве/огородничестве(( но и в масштабах всей страны,
и без политики в отрасли не обошлось((
тупые партогеноссы учили народ не только патриотизму, но и сельскому хозяйству.
...«С чего начинать фермеру и дачнику, чтобы восстановить больную почву вокруг дома, где гуляют его внуки?
Уходить от монокультуры, от бездумного применения минералки, пестицидов и гербицидов, менять плуг и лопату на поверхностную щадящую обработку почвы, накапливать углерод в почве, лелеять почвенную живность.
Надо перенимать опыт канадских и австралийских фермеров по экологическому земледелию. На миллионах гектаров в этих странах перестали использовать монокультуры.
Мы с женой недавно проехали вдоль и поперек сельские районы Голландии, затем Дании и Швеции. Там все заточено на экологию – поле, грядка, дом, палисадник, дороги, велодорожки, парки. Ветряные генераторы электроэнергии вокруг городов и солнечные батареи на каждом втором доме. Полки в магазинах переполнены эко-продуктами, то же и в ресторанах, пищевые пристрастия у людей, особенно у шведов, поменялись кардинально.
Там не просто болтают о экологии, там работают на поле, а думают о конечном продукте на тарелке, о микробиоте в кишечнике ребенка. Заботятся не о прибылях, а о здоровье.
Вернемся к Австралии и Канаде, где я не был, но много читал о них. Там используют природную синергию растений, высаживают одновременно овес с клевером на одном поле, как севооборот на другом – смесь широколиственных трав, на третьем – кукурузу с викой, на четвертом – подсолнечник вместе с 20 травами в смеси. Таких вариантов в литературе можно найти сотни. Для больших полей одни наборы смесей совместных посадок и севооборотов, для малых дачных участков – другие. Для каждой климатической зоны свои. Было бы желание, интернет подскажет все.
Пожалуй, главная идея – это бобовые высаживать вместе, или чередовать со злаками и широколиственными.
Вторая интересная мысль – корни должны работать на накопление углерода все лето, осень и даже зиму. Поверхностная обработка почвы идет только весной, хотя и по стерне некоторые культуры высаживать можно.
Только так можно быстро избавиться от злостных корневищных сорняков и гнилостных болезней, накопить гумус, привлечь червей, которые сделают почву структурной и воздушной.
Я был на поле знакомого фермера в Нечерноземье, который выращивает там смесь овса, ячменя, гороха и чечевицы. Убирает все это вместе, постепенно все лето, кормит свиней, молочный скот и птицу. Осенью частично выпасает животных, частично скашивает отаву, стерню не перекапывает, а обрабатывает микробными заквасками.
Это просто прекрасная идея: объединить на одной ферме кормовые культуры и животных, которые могут пастись в переносных загонах на полях.
Ничто так не любит почвенная живность, как свежую коровью лепешку, упавшую на примятую копытом траву. Ее молниеносно съедают сони едоков, строят глубокие норки и откладывают копролиты в зоне корней, создают неприкосновенный запас для следующих поколений высеваемых культур.
Фермер имеет прекрасное настроение. На химию и технику он денег тратит в разы меньше, на рынке экологическое мясо в дефиците. Он порвал замкнутый круг деградации почвы. Гумус растет, биоразнообразие в почве прибывает, рентабельность увеличивается, здоровье его и внуков улучшается.
Я бы добавил: прибывает и долголетие семьи фермера, так, как и у него и главное – у его детей микробиом формируется правильно.
Это от применения месячного курса аптечных пре- и пробиотиков микробиом восстанавливается ненадолго, а затем опять деградирует от жизни в условиях деградированной природы.
Фермер и его дети живут и питаются в экологической зоне и экологической пищей. Не грибы фитофторы попадают в легкие детей и не споры парши в желудок, а миллионы полезных почвенных микробов из года в год обмениваются своими полезными генами с микробами кишечника.
Сотни разнообразных пищевых продуктов поступают с грядок и из сада фермера на его стол, постепенно формируя новые пищевые цепочки из бактерий, приходящих из аппендикса, которые обмениваются генами с бактериями из сада, формируя у человека любовь к натуральным продуктам через образование новых сенсорных путей из кишечника в мозг.
У ребенка, родившегося в джунглях Амазонки, упавшего после родов на листик банана и облизавшего его еще до начала кормления грудью, имеются сотни полезных пищевых цепочек из микробов, способных усваивать все разнообразие местных растений.
У ребенка в Японии есть гены в его биоте кишечника, способные переваривать морские водоросли и волокна грубого риса.
У ребенка на Чукотке есть бактерии, превращающие китовый и моржовый жир в углеводы и витамины.
У детей фермера так же появятся бактерии, которые через стимуляцию пищевых центров в мозге заставят их любить, срывать и есть десятки пряных трав и корешков, растущих на грядках.
Эко-пища, выращенная в своем саду без пестицидов и избытка минералки, растущая в синергии с сотней других растений, а не на монополях с ГМО, пища, которую кормят миллионы бактерий живущих у корней растений и насыщающих плоды сотней биоактивных витаминоподобных метаболитов, – это лучшие натуральные пребиотики, стабилизирующие и разнообразящие микробиом ребенка.
… как-то потеряна мысль, что сорняки на наших грядках – это прежде всего враги. Если три года не бороться с пыреем, то получится плотный ковер из пырея, подавляющий все культуры. Или наши распространенные сорняки Лебеда, Марь белая, Осот, Бодяк. Если их не уничтожать в течение сезона, они полностью заполоняют грядки и задавят под собой все культурные растения. Сосед, заболев, забросил прополки и к концу сентября сорняки возвышались по всему участку на два метра. Поэтому, борьба с сорняками — это битва за урожай еще со времен наших прабабушек.
Я все междурядья строго подкашиваю триммером, осенью все всходы пырея и сныти обрабатываю гербицидами, (контактного действия, они не накапливаются в почве), все лето слежу, чтобы ни один сорняк не затенял от солнечных лучей культурные растения и не приводил к дефициту влаги. Только тогда сорняк или сидерат и урожай даст, и плодородие почвы повысит.
… Мы кормим свои растения минералкой и перегноем вразброс, и более половины этих удобрений дождями уносится в реки. Мы не понимаем, что сорняки и сидераты смогли бы забрать эти удобрения, построить свои тела, и, погибая, сохранить элементы питания в гумусе.
… если все грядки покрыты сорняками, растущими весь теплый сезон, то сорняки и сидераты накапливают дармовой углерод, синтезируют углеводы из воды и углекислого газа, кормят углеводами азотофиксаторы почвы и получают бесплатный азот, и все это идет в гумус, увеличивает плодородие.
… самое главное отличие сорняков от лопаты… сорняков растут на большую глубину за водой и минералами, а погибая, оставляют каналы с перегноем в которых кипит почвенная жизнь. Все животные, поедая мертвые корешки, делают свои мельчайшие ходы и каналы и откладывают в них копролиты. А мы думаем, что только тяпкой и плугом надо рыхлить почву. После тяпки рыхлой земля сохраняется до первого полива и дождя, а от работы корней сорняков и других сопутствующих им почвенных инженеров структурной почва остается круглый год. Так корни сорняков становятся катализаторами жизни и сохраняют плодородие.
… Если сорняки растут до морозов, высыхают и ложатся сухими на почву в виде отличнейшей, не слеживающейся мульчи, то в таком виде сорняки дают почве лигнин и целлюлозу, которая формирует рыхлый долгоиграющий гумус. А корни, работая весь сезон, рыхлят почву и насыщают ее своими секретами дольше и в большем объеме.
… и главный вред перекопки зеленых сидератов… на бедных почвах без полноценной биоты запаханные сидераты усиливабт размножение не полезных почвенных организмов, а подкармливают главных террористов неокультуренных почв, грибы фузариомы и бактерии сиреневой псевдомонады, и именно они ослабляют корни культур, вызывая грибные и бактериальные болезни.
Потому сказать точно и однозначно нельзя. Та же лебеда, посеянная осенью на грядку с посаженным чесноком, даст зеленую массу, которую побьет морозом. Эта погибшая зелень закроет почву, поможет чесноку перезимовать, а в почву ее утащат почвенные жители.