Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев
Что же на самом деле скрывается под этим названием?
Что такое арбоскульптуры, а также немного истории
Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su
Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.
Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.
Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».
Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru
На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк».
Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.
«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com
Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».
После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).
Основные виды арбоскульптуры
Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.Поктре
В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло.Живое кресло. Фото с сайта colors.life
Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.
Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью.
- Во-первых, потому что эти изделия на любителя;
- Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру;
- В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.
Арбоархитектура
Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!Есть и еще пара примеров:
- «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии;
- «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
- Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил 2 рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.
Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com
Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».
Какие растения подходят для арбоскульптуры
Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.Как создать арбоскульптуру на даче
Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz
Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.
После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.
А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?
Как пострижена каждая веточка!
В старинной части Гурзуфского парка
Дорожками вдоль топиарных фигур
Сердца, корзинки, зеленые маленькие избушки без окон
Многоярусные пирамиды, зеленые карусели
Топиарное море
Пластика зеленых спиралей
Помпезная ваза и пирамида
Многоярусность во всем, мини-кресла в бордюре
Экспрессия, движение
Волна
Маленькие волны зеленого моря, на переднем плане
Пирамида, а справа огромные глаза зеленой лягушки
Топиарные формы НБС, фото автора
Спирали, зеленые дольки апельсина, сердца, фото автора
Все стрижки из лавра благородного, он хорошо держит форму, фото автора
Топиарные формы лавра благородного, фото автора
Шары, кубы, овалы, фото автора
Садовые ножницы, фото автора
Вода, фото автора
Стрижем бирючину, фото автора
Стрижем лавр благородный
Стрижем живую изгородь из калины вечнозеленой, фото автора