Скульптуры из живых деревьев как элемент ландшафтного дизайна

С каждым годом в садоводстве и ландшафтном дизайне появляется все больше новых тенденций. Иногда плоды бесконечных экспериментов завоевывают сердца любителей и профессионалов и выделяются в самостоятельные направления. Так произошло и с арбоскульптурами: они прочно заняли свою «нишу» в дизайне сада. 

Арбоскульптура - особое искусство создания скульптур из живых деревьев

Что же на самом деле скрывается под этим названием?
 

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.

Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».

Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru/

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк». Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.

"Древесный цирк". Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Основные виды арбоскульптуры

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

Поктре

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло. 

"Живое" кресло. Фото с сайта colors.life

Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью:
  1. Во-первых, потому что эти изделия на любителя; 
  2. Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру; 
  3. В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Арбоархитектура

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!

Есть и еще пара примеров:
  • «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии; 
  • «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
  • Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил две рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.

Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Какие растения подходят для арбоскульптуры

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Как создать арбоскульптуру на даче

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.

Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz
 
Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.  

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?


Статья размещена в разделах: , , , , , выращивание, уход, , обрезка
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
fotojazz Владимир и еще 8 человек




Комментарии (22)
Катя, спасибо за пост. Обязательно посмотрю работы Акселя Эрландсона и других мастеров в интернете. Очень интересно.
Видела я такие фигуры в интернете. Завораживают. Некоторые деревья и кустарники сами так растут, а многие искусственно выращивают. Первая фотография прямо в шок ввела, это же живой памятник. Нет, сама за такие арбоскульптуры я не возьмусь. Мне жалко растения. Да и уверена, не получится. А вот посмотреть, как другие выращивают такие необычные скульптуры, я могу. Обязательно, ещё ознакомлюсь с таким способом выращивания растений.
От, молодец. Действительно… жалко деревья. Это же такое же живое существо, типа нас, со своей эволюцией развития, жизнью. И издеваться над ними — это не надо бы… в угоду своих желаний и фантазий. А спросить… а они этого хотят…?
Настоящее искусство! Очень красиво, и необычно, люблю такие вещи. У себя в саду представляю только кресло, очень круто!
Третий год ращу кресло на даче. Надеюсь, все получится…
Классно! Двух смешных человечков я бы хотела увидеть на своей дачке. Кресло тоже нравится, но я представила, как я удрюпаюсь в него — мне стало жалко деревьица.
Было бы замечательно, если бы тема была продолжена, как такое вообще делают. У меня в саду вырос карликовый дикий абрикос, или как его ещё называют «жарделя», толку от него нет, он не плодоносит, лет 10 ему, а вырос меньше метра… Всё хотела вырубить, потом додумалась привить на него хороший абрикос, я ведь садовод «молодой», некому ни научить, ни подсказать, вот всю зиму учусь в интернете. А может из него можно что-нибудь «этакое» сделать? Но не знаю пока что, а главное как. Может быть кто-нибудь поделится опытом, или идеями.
Танечка, Вы где живете? Если в Средней полосе, не пытайтесь, абрикос не вырастет. Если на юге, возьмите хорошую книжку, например, Курдюмова или (думаю, хуже) Ганечкиной, и — за кору! Этот способ — наилучший для новичков. Хотя 10 лет — предельный срок. Дерзайте! У меня полсада привито собственными руками…
Спасибо, что отозвались. Я живу на севере, а «дача» (достался домик от предков) на юге. Весна, лето, осень я там с внуками. Никогда ни огородом, ни садом не занималась, всё дедушка, потом мама, а сейчас, я на пенсии, и ой как ой как интересно стало. Всё там страшно заброшено было, бывало приедешь, а травы наросло, ворота не открыть, понемногу разгребаю. Ошибок уже, как сейчас понимаю, наделала много, но на ошибках ведь учатся. С абрикосом буду пробовать, спасибо, ещё раз.
Мне посоветовали, как сделать в саду живую арку. Надо выкопать в лесу две молоденькие рябины и посадить с боков у металлической арки. По мере роста веток рябин, нужно сначала заплетать их ветки за арку, а потом, когда они подрастут, прививать друг на дружку, формируя свод арки. Потом металлическая арка убирается, а живая растет, надо только следить за ее формой, подстригать ветки. Я очень хочу попробовать этот способ! На более сложные скульптуры пока не решусь.
Очень красиво. Завораживает. Спасибо.
Я как раз только смотрела сад во Франции с очень крутыми посадками, так понравилось!

Как пострижена каждая веточка!

Как пострижена каждая веточка!
Спасибо! Очень интересная статья!!!
Екатерина, добрый день! Спасибо за статью. В ней собран интересный материал. Для меня, как для южнобережного дендролога, арбоскульптура — это, прежде всего, топиарные скульптуры из вечнозеленых кустарников: самшита вечнозеленого (Buxus sempervirens), лавра благородного (Laurus nobilis), калины вечнозеленой (Viburnum tinus), лавровишни лекарственной (Laurocerasus officinalis) и др. Я не раз на сайте рассказывала и показывала лучшие образцы топиарного искусства у нас на Южном берегу Крыма, которые находятся в старинной части Гурзуфского парка (где расположен музей А.С. Пушкина). Сегодня я покажу фотографии 2006 года, когда в этом парке работал мастер с большой буквы — Александр Поклад. Шары, кубы, корзинки, апельсин с дольками, сердца, мини-кресла в бордюре, огромные глаза лягушки — все это на фото, смотрите сами.
В старинной части Гурзуфского парка
В старинной части Гурзуфского парка

Дорожками вдоль топиарных фигур
Дорожками вдоль топиарных фигур

Сердца, корзинки, зеленые маленькие избушки без окон
Сердца, корзинки, зеленые маленькие избушки без окон

Многоярусные пирамиды, зеленые карусели
Многоярусные пирамиды, зеленые карусели

Топиарное море
Топиарное море

Пластика зеленых спиралей
Пластика зеленых спиралей

Помпезная ваза и пирамида
Помпезная ваза и пирамида

Многоярусность во всем, мини-кресла в бордюре
Многоярусность во всем, мини-кресла в бордюре

Экспрессия, движение
Экспрессия, движение

Волна
Волна

Маленькие волны зеленого моря, на переднем плане
Маленькие волны зеленого моря, на переднем плане

Пирамида, а справа огромные глаза зеленой лягушки
Пирамида, а справа огромные глаза зеленой лягушки
Людмила, добрый вечер! Сказать просто «изумительно, восхитительно» — ничего не сказать. Спасибо, что нас познакомили с потрясающими зелеными скульптурами, так все красиво, даже затрудняюсь, что больше всего понравилось. Можно лишь выделить трудоемкость стрижки, где-то фигуры посложнее, где-то попроще, а общее впечатление одинаково, хочется постоять и любоваться потрясающим мастерством. Большое Вам спасибо.
Татьяна, добрый вечер! Большое спасибо за комментарий. Вот еще фото топиарных стрижек из лавра благородного, но уже в Никитском ботаническом саду. А как там ваши штамбовые розы?
Топиарные формы НБС, фото автора
Топиарные формы НБС, фото автора

Спирали, зеленые дольки апельсина, сердца, фото автора
Спирали, зеленые дольки апельсина, сердца, фото автора

Все стрижки из лавра благородного, он хорошо держит форму, фото автора
Все стрижки из лавра благородного, он хорошо держит форму, фото автора

Топиарные формы лавра благородного, фото автора
Топиарные формы лавра благородного, фото автора

Шары, кубы, овалы, фото автора
Шары, кубы, овалы, фото автора
Людмила, доброе утро! Полюбовалась восхитительными фигурами, шикарно первое фото, и последующие, в вашем Никитском саду кудесник по созданию этих чудесных фигур, надо признать, не уступает в мастерстве мастеру Гурзуфского парка. Спасибо, Людмила, что вы нас, в довольно холодную, сырую, неуютную картину за окном радуете пейзажами пышной зелени, в виде замечательных фигур. Я этот пост полностью отправлю в закладки, буду любоваться, как только будет время. Закончим приятное и перейдем к печальному, о штамбовой розе. В середине октября 2016 г. я свою розу оставила на даче на попечение мужа, а сама уехала в Москву. За время пребывания я побывала во многих чудесных местах Москвы: в Ботаническом саду, «Аптекарском огороде» (всем садоводам обязательно надо побывать, получите огромное удовольствие и впечатление), Коломенском, Александровском саду, Измайловском парке и т.д. все перечислять не буду. Вместо планируемых двух недель пробыла три. По прибытии на дачу увидела, что моя роза засохла, вот так. Мужу было некогда, потом забыл, у него очень много дел, не до моих, разумеется. Людмила, я осенью подготовила шиповник для прививки. Но стоит ли, надо подумать, если раньше я была-жила на даче с апреля по декабрь, то сейчас уже середина апреля, а я дома, не знаю как уехать. Тормоз -мама, на дачу не хочет, а сама плохо слышит, плохо видит, еле ходит, как ее тут оставить. Сейчас мне не до экспериментов. Сильно извиняюсь за подробный комментарий, но как мне кажется, ответит на все вопросы, в том числе, почему сейчас очень редко комментирую, но ставлю плюсики, если очень понравилось, — некогда. Ваши посты, Людмила, я ни одного не пропустила, и таких комментариев, как в этом чудесном посте. Всего Вам доброго и успехов!
Татьяна, добрый день! Придется пока оставить эксперименты. Главное — мама, вы еще сделаете свои штамбовые розы. А я вас порадую уже тюльпанами. Первый пост со вчерашнего дня на редакции, готовлю еще. Спешу порадовать не только вас, но и свою родную сестру из Питера, которая сейчас ухаживает за тяжело больным мужем.
Добрый вечер! Спасибо. Людмила, за понимание, полностью с вами согласна. Обязательно полюбуюсь тюльпанами, и буду ждать Вашей публикации. В выходные показывали Крым, Никитский парк, и огромное количество тюльпанов, разных цветов, сортов-зрелище потрясающее, очень-очень красивое; народа пришло полюбоваться «морем тюльпанов» очень много, счастливые люди, если-бы я жила в Ялте, была-бы одной из первых посетительниц. Людмила, передайте пожалуйста привет, и большого терпения Вашей сестре!
Татьяна, добрый день! Какой-то душевной теплотой наполнены ваши комментарии. Большое спасибо. Своей сестре Галочке звоню в Питер каждый день, у них лежит снег. Стараюсь поддержать ее. Обязательно передам ей ваш привет.
Смотрю на эту красоту и думаю, сколько труда и ухода вложено в создание зеленых скульптур. А потом, для поддержания этой красоты, опять же, много труда надо приложить. Надо сказать большое спасибо создателям живых скульптур за их фантазию, за оригинальность, за красоту. А Вам за фотографии, что дали возможность посмотреть и полюбоваться, спасибо.
Зинаида, добрый день! Большое спасибо вам за комментарий. Действительно, в топиарных фигурах много труда, одна стрижка как минимум 2 раза в год чего стоит. Но вы знаете: это так увлекательно! Главное хороший острый инструмент — садовые ножницы, вода и чувство интуиции. Редко кто что-то меряет, натягивает шпагат. Настоящий мастер видит сразу конечный результат.

Садовые ножницы, фото автора

Садовые ножницы, фото автора

Вода, фото автора
Вода, фото автора

Стрижем бирючину, фото автора
Стрижем бирючину, фото автора

Стрижем лавр благородный
Стрижем лавр благородный

Стрижем живую изгородь из калины вечнозеленой, фото автора
Стрижем живую изгородь из калины вечнозеленой, фото автора

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: