11 ноября — Анастасия Овчарница, Стригальница, Аврамий (Авраамий) Овчар. Говорили: «Теплу конец — пора стричь овец». Причем, считалось важным непременно начать эту работу именно на Анастасию, которую почитали как овечью заступницу, способную и от волков отары защитить, и от болезней животных оградить. Принято было в этот день и пастухов благодарить, что летом отары берегли.
12 ноября — Зиновий Синичник; Юровая — сибирский праздник рыбаков и охотников. Птицы-зимники — синицы, снегири, свиристели, сойки и другие (насчитывают их до 15 видов) уже перебрались к человеческому жилью поближе. Но именно к синичкам в народе отношение было особенным: считали эту птицу вещуньей, верили, что может она добрый знак подать, посулить исполнение желаний. На Зиновия принято было развешивать кормушки для птиц, говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
Охотники непременно выезжали в лес за добычей — считалось, что в этот день нужно обязательно подстрелить зайца (его называли именинным). Если же пренебречь обычаем, то весь следующий год на охоте будут сплошные неудачи.
Коли приметите, что синички стаями к домам жмутся, — холода на пороге; предвестьем мороза считается и утренний писк этих пташек. Коли синица беспокойна, кружит по двору, кору на деревьях клюет — жди непогоды. Ну а дождь на Зиновия обещает долгую оттепель — до Введения (4 декабря). Еще верили предки: если на Зиновия волки ходят стаями — быть голоду, мору или войне.
13 ноября — Спиридон, Никодим — хранитель семьи и домашнего очага, защитник дома от пожаров. Пришла пора кур в зимние закуты переводить. А еще полагалось до рассвета Кузьминок (14 ноября) зарубить курицу, которую специально к этому празднику откармливали, чтобы поутру из нее угощение готовить.
14 ноября — зимние Кузьминки, Козьма (Кузьма) и Демьян, курьи именины. Морозы идут, речки льдом сковывают, потому Кузьму да Демьяна крестьяне почитали как кузнецов: «Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать». Ноябрь — последний в году месяц живой воды, канун ледостава. Говорили в народе: «Кузьминки — об осени одни поминки» — прочно холода приходят, надолго, и если день этот снежный — весной реки широко разольются.
На заметку тем, у кого в хозяйстве куры есть: по народному поверью, снесенные на Кузьминки яйца целебны.
15 ноября — Акиндин (Акундин) и Пегасий, житницы. Говорили: «Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит» — дни совсем короткими становятся. В крестьянских овинах в эту пору продолжали хлеба обмолачивать, лен да коноплю обминать. А поскольку дни уже совсем короткими стали, да и холодно на дворе, приходилось огонь разводить — и для обогрева, и для освещения. Потому и пожары в овинах были не редкостью.
Для защиты от такой беды обращались к святым — покровителям этого дня; считалось, что хорошему хозяину они всегда помочь рады, а нерадивого и наказать могут. Ну а поскольку в народе сильны были также и языческие традиции, то овинника — стража хозяйских запасов и приятеля домового — тоже полагалось уважить; верили, что обиженный овинник пожар учинить может.
Наступают последние сроки отлета припозднившихся уток и грачей. Почва обычно уже промерзает, но если оттепель, дороги развезло — морозов до начала декабря не будет. Впрочем, предки подметили: сколько бы снегу в ноябре ни выпало, долго ему не лежать — оттепели придут, все сгонят.
16 ноября — Анна холодная. По тому, какова в этот день погода, загадывали о будущем урожае: «Анна без снега — жди хлеба, Анна холодная — осень голодная». Лесное зверье — белки, зайцы — уже шубки меняет на зимние. Бытовала и такая осенняя примета: по осиновому листу о будущей зиме судили. Если в ваших краях снег землю пока не укрыл, посмотрите, как упал лист с осин: светлой обратной стороной вверх — теплой зимы жди, ну а если темной — придет зима студеная, суровая.
17 ноября — Никандр, Ерема. Говорили в народе: «Ерема — сиди дома» — считалось, что в этот день нечисть всякая разгуливается, а потому не следует лишний раз без нужды на улицу выходить и категорически нельзя никому ничего из дома отдавать, чтобы не нарушить его энергетическую защиту.