6 января — Рождественский сочельник. Если ночь звездна, жди урожая черники; если же звезд мало — ягоды летом будут скудными. Трапеза начиналась поздно: до первой звезды длился строгий пост, а потом все домочадцы рассаживались за столом. Вообще, в этот день следует всей семье быть вместе, а на ужин, по поверьям, нужно и Мороз приглашать, чтобы задобрить — иначе побьет по весне рассаду, первые всходы погубит.
С этого дня и до самого Крещения (19 января) нельзя охотникам ни зверя, ни птицу добывать — наши предки верили, что охотой в эту пору можно навлечь всяческие несчастья. Традиционно существовал также запрет на вязание и ткачество: считалось, что тем самым легко судьбу свою запутать, несчастья притянуть.
Ночь перед Рождеством — необычная, волшебная. Подмечено, что около полуночи в любую погоду наступает затишье хотя бы на несколько минут, стихает ветер, и небо проясняется. Даже в облачную погоду непременно, пусть только на краткий миг, покажется звездное небо.
7 января — Рождество. В этот день хозяину не следовало отлучаться из дому, чтобы со скотиной весь год ничего не приключилось: не заблудилась она, не украли, не свели со двора. Обязательно следовало надеть новую рубаху; нарушить это правило — вызвать неурожай. Если на Рождество оттепель — весна придет теплая и ранняя. Если снега много, сугробы намело высокие, да иней на ветвях повис — жди богатых хлебов. Метель обещает, что пчелы станут хорошо роиться, а звездное небо сулит урожай гороха.
8 января — начинаются Святки. В эту пору обязательно нужно праздновать и веселиться — по поверьям, именно сейчас закладывается благополучие в наступившем году. Накрывали обильные столы, за которыми собирались всей семьей; колядовали, рассказывали святочные истории, гадали.
А еще этот день назывался «бабьи каши» и отмечался как праздник повивальных бабок и рожениц. Принято было ходить в гости: «В праздник каш всяк с ложкой ходит». Особо благодарили и угощали тех, кто помогает рождению детей.
9 января — Стефан (Степан). На Степана издревле принято было наниматься на работу, этот день вообще считался благоприятным для заключения договоров. Еще, по традиции, в этот день откупались от бед и болезней (например, бросая мелкую монету на перекрестке, нередко сопровождая ритуал заговорами) и «хоронили печаль»: над плошкой с водой выговаривали все свои беды и невзгоды, а воду из дома выносили и выливали на перекрестке. Если снег валит крупными хлопьями — жди сырой, ненастной погоды.
10 января — праздник домочадцев, день семьи, домашнего отдыха и развлечений. Встарь принято было в этот день ходить на Красную горку (такое место имелось практически возле каждой большой деревни или села) и повязывать на дерево ленточку, загадывая желание. Если деревьев не было, следовало накануне принести и установить кол, на который повязывали ленточки, используя его вместо дерева.
11 января — Страшной (Страшный) день, память Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу Ирода. Особенное внимание уделяли детям, окружая их заботой. В этот день обычно разжигали очистительные костры, в которых как будто сгорали несчастья и болезни минувшего года. Для костров приносили колья с Красной горки, трясли солому из матрасов; в огонь отправлялась старая обувь. Огонь должен был отогнать и нечисть, которая, по поверью, в эти дни оживляется, силу набирает.
12 января — Анисья зимняя, Порезуха, желудочница. Резали свиней, а по внутренностям гадали о погоде: считалось, что плотная, толстая печень и гладкая селезенка предвещают сильные морозы. Изобилие и достаток, благополучие в доме ожидают тех хозяев, кого на Анисью гости посетят. Обычно в эту пору холодало: «Ко дню Анисьи холода над землей повисли». Если небо безоблачно при северном ветре — жди мороза.
А как вы встречаете Рождество?