Человек, посадивший лес. Фото Carlo Bevilacjaua с сайта carlobevilacqua.photoshelter.com
Джадав Пайэнг (Jadav Payeng), известный также как Молаи (Mulai), живёт недалеко от деревни Кокиламух в округе Джорхам штата Ассам в Индии. Мы уже рассказывали, что 550 гектаров леса вырастил житель Индии за 30 лет, но история этого человека не перестает удивлять.
В 1979 году Джадав Молаи столкнулся с гибелью множества змей, вынесенных наводнением реки Брахмапутра на песчаную отмель, которая образовалась в результате вырубания лесов. Змеи, не погибшие от наводнения, умерли от зноя и голода в пустынном месте, куда их выбросила судьба. Шестнадцатилетний юноша был потрясён увиденным. Он обратился в Лесной департамент штата с просьбой посадить на отмели деревья.
Джадав Пайэнг и его лес. Фото Carlo Bevilacjaua с сайта carlobevilacqua.photoshelter.com
Лесные чиновники отмахнулись от молодого человека, сказав, что на этом пустынном месте всё равно ничего не станет расти.
Но Джадав Пайэнг не отступился от идеи восстановить лес на месте пустыни, образовавшейся по вине человека, и, не рассчитывая на помощь государства, решил сделать это самостоятельно. Он бросил школу и поселился в хижине на пустынном берегу реки.
Молаи. Фото Carlo Bevilacjaua с сайта carlobevilacqua.photoshelter.com
Джадав начал с посадки на песчаном берегу бамбука – как самого быстрорастущего растения. Два года каждодневного труда по посадке и утреннему и вечернему поливу превратили пустынную косу в бамбуковые заросли.
Озеленив отмель бамбуком, Молаи начал сажать и настоящие деревья. В новом лесу стали появляться не только зелёные обитатели – лес облюбовали для своей жизни разнообразные насекомые, птицы и животные.
Лес Молаи стал домом для диких животных. Фото Carlo Bevilacjaua с сайта carlobevilacqua.photoshelter.com
Леопарды и бенгальские тигры, носороги, кабаны, олени и буйволы, не считая кроликов, обезьян, птиц и прочих мелких представителей фауны, теперь считают лес Молаи своим домом. Крупное стадо слонов (более ста особей) включило лес, посаженный Джадавом Пайэнгом, в свой ежегодный маршрут и теперь до полугода пасется в нём.
За почти сорок прошедших лет на месте бывшей песчаной пустоши вырос лес. Но самое главное – там, где начали расти деревья, восстановилась природная экосистема.
Джадав и его семья. Фото Carlo Bevilacjaua с сайта carlobevilacqua.photoshelter.com
Молаи так и живёт – с женой и тремя детьми в хижине возле леса, названного местными жителями в честь него Молайским лесом (Mulai Forest). Разводит коров и буйволов: продажа молока – единственный доход семьи. И уже тридцать восемь лет каждый день сажает деревья и ухаживает за ними.
За эти годы Молаи посадил более 1500 деревьев. Он приносил, несмотря на укусы, в свой растущий лес красных муравьёв, изменяющих качество почвы, боролся с браконьерами, охотящимися на носорогов. И даже предложил разъярённым жителям соседней деревни, когда её вытоптало стадо слонов, идущих в его лес, свою жизнь взамен вырубки леса и убийства слонов, разоривших деревню.
Награждение Джадава Пайэнга премией Падма Шри. Фото с сайта jadavpayeng.org
Власти Индии и мировая общественность обратили внимание на деятельность Молаи только в 2008 году, как раз из-за инцидента со слонами, разорившими деревню. Джадава наградили несколькими наградами, в том числе и премией Падма Шри – четвёртой по значимости наградой Индии, сняли много фото и пару документальных фильмов.
Хотя вклад этого человека в восстановление экологии нашей планеты поистине огромен. За почти сорок лет он вырастил лес и сумел в одиночку восстановить природный биоценоз на площади в 5,5 квадратных километров. Для сравнения: в одном из докладов Лесной службы Индии говорится, что в период с 2009 по 2011 год страна потеряла в результате непродуманной деятельности человека значительное количество лесов – около 19 квадратных километров.
Возможно, лес Молаи скоро станет заповедником. «Мои усилия не пропали зря. Я могу жить очень скромно, но чувствовать себя удовлетворенным, потому что смог многих людей научить любить природу», – говорит Молаи.
Он планирует за оставшуюся ему жизнь посадить ещё один лес – на другом пустынном берегу Брахмапутры. «Это может занять еще 30 лет, но я отношусь к этому с оптимизмом, – говорит Молаи. – Мне грустно, когда я вижу, как люди вырубают деревья. Мы должны сохранить природу, иначе мы все погибнем».
И все наши садоводы, огородники, дачники, хоть и не герои, но очень уважаемые мною люди, они создают красоту на том клочке Земли, который им достался, тоже несмотря на всяческие трудности.