Я читала даже запись о том, как создается вязь. На деревянную заготовку клали припорх (это рисунок узора), острой иглой делали дырочки в рисунке так, чтобы игла оставляла след на заготовке. А потом брали мешочек с угольной пылью и прохлопывали весь припорх этим мешочком. Так на заготовке появлялся рисунок, весь узор становился видимым. А потом в чутких руках долото и киянка творили чудеса. Мастера на своих работах, как все художники, ставили свое не то клеймо, не то роспись. Так можно было понять, кем выполнена работа. Были среди резчиков настоящие художники, которые могли сами нарисовать узор, другие же просто работали по готовым припорхам.
В музее хранятся тетради для рисования учеников. Правда не столь древние, как нам порой кажется. Это годы в самом начале 20 века.
До революции церквей в городе (а он в те времена был маленьким купеческим, во второй половине 20 века стал большим -до 240 тысяч жителей — промышленным центром с мощными оборонными предприятиями и развитым машиностроительным комплексом) было больше, чем сейчас предприятий. И для каждой нужно было вырезать иконостас. А для них были, и видимо до сих пор есть, особые правила. Так вот, иконостасные особенности невольно отражались и в резьбе наличников, особенно часто использовали растительные мотивы для создания орнамента.
Этот дом до сих пор существует в заречной части города. И также рядом с ним растут сосны.
А вот этот дом вполне современный. Я помню его в таком вот ярком бело-зеленом убранстве. Красили его очень аккуратно, все линии остались четкими. Работа кропотливая, но владелец дома Фролов любил его, холил. И простое строение сделал уникальным своими руками. Ему достались каким-то образом старые листы припорхов, по ним Фролов сам сделал все украшения: наличники, торцевые доски. Но не мог себе позволить оставить все это натуральным, настоящим деревянным. Потому красота получилась красочная, а красоты дерева за слоем белил не видно, дерево не дышит. Глазу приятно, а души нет. Уже десятилетия два, наверное, заново дом не красят…
Вот этот фронтон тоже помню. Мимо этого дома мы ходили в один из больших магазинов того времени. На нем не только деревянная вязь. Там еще и на кровельном железе были вырезаны какие-то зубчики. Они давали легкость строению. Не помню точно, но, кажется, это была небольшая аптека. Дом снесли перед строительством бульвара. Бульвар ничего особенного собой не представляет, обычная довольно длинная полоса дорожек, деревьев и редких клумб. А раньше с этим домом были конюшни. И навоза было много-много. И почему-то его не увозили… Так вот раскопали это хранилище бульдозеры. Тот аромат еще был… хотя времени прошло много.
Вот этот наличник помню, только уже не знаю, где он был на своем настоящем месте. Город теперь многоэтажный, весь какой-то одинаковый.
Этот дом есть до сих пор. Старый, неприглядный. Дряхлый старик. Жители его подновляют, как могут, но дерево не вечно.
Вот фрагмент. Видно плохо, но все-таки…
Узор на торцевой доске.
А вот так украшали ворота. И не важно было, что дом не совсем соответствовал обрамлению входа на усадьбу.
В Бийске за деревянным зодчеством не следят. В Томске реставрируют. Там деревянное кружево уже стало визитной карточкой города.
В Бийске порой устраивают выставки, показывают наличники, доски, элементы украшения ворот. Но постоянной экспозиции нет. Слишком мал наш музей, если считать его значимость квадратными метрами. И велик, если опираться на уникальность экспонатов.