бобёр идёт в свою хату
Лет семь назад, когда я жила в средней полосе России, в собственном саду заметила свежие следы какого-то зверька. Он не только наследил под яблонями, но ещё и разрыл снег в поисках замороженной падалицы, и обгрыз черёмуховые ветки, которые я свалила в кучу после чистки поросли.
след бобра
следы бобра
приходил в сад
следы зубов
Как определить, чьи это следы? Стала искать в интернете, перебирая всех известных мне зверей среднерусских лесов. Подобных следов не нашла. Но скоро мне пришлось увидеть этого зверя совсем близко.
Шла я в автолавку, которая приезжала к нам раз в неделю, и рядом с тропой увидела зверя, грызущего мороженые яблоки. Это была одичавшая порослевая яблоня, с которой никто не собирал плодов – очень уж были горькими и вяжущими. Но зимой и это сойдёт голодающим животным.
бобёр обедал
бобёр с яблоком
Конечно, я сразу опознала в нём бобра! Они уже появлялись в этих местах пять лет назад, изрыли сельский пруд и спустили из него воду. Местный ландшафт был нарушен, воды в селе не хватало для полива огородов, даже в колодцах уровень снизился. С большими затратами плотину восстановили, пришлось нанимать бульдозер за деньги местных жителей. Накопление воды в пруду шло три года.
И вот снова явились! Мало им лесов вокруг и лесных ручьёв.
бобёр удирает
хвост бобра
Бобёр нисколько меня не испугался, но на всякий случай ушёл от яблони к пруду. Я шла за ним и фотографировала его побег. Особенно было интересно, как он заметал следы своим тяжёлым хвостом. А вот и пятки мелькнули – те самые узкие пятки, и пальцы с перепонками, отпечатки которых я видела в своём саду.
бобровая ныра
Наконец, бобёр дошёл до пруда и спустился к протоку под плотиной. Так вот где его «ныра»!
Через неделю я опять увидела бобра по пути в автолавку. В этот раз он не стал уходить от меня, а зафыркал и стал кидаться снегом в мою сторону.
наглый бобёр
Я уже достала фотоаппарат и снимала его. Вместо того, чтобы развернуться и уйти восвояси, бобёр побежал прямо ко мне и кинулся на меня.
озверевший бобёр
Успела и сфотографировать прыжок, и отразить нападение, пнув его каблуком в жирный бок.
уходит от меня
Мне потом соседи говорили: хорошо, что удалось пнуть, а то бы он тебе ногу прокусил. Вишь, какие зубы, как он деревья грызёт и валит в пруд. А вдруг он бешеный? Нормальный разве будет среди бела дня ходить по селу?
Бобёр ушёл от меня на тропу к пруду, и там нырнул в свою ныру. Больше я его не видела, им занималась полиция, то есть местная администрация.
деревья валят бобры
Летом на берегах местной реки Веженки появлялись вот такие деревья, подготовленные бобрами «для перекрытия рек и поворота воды вспять». Ландшафт был изгажен и замусорен.
Вот что я прочитала о бобрах в интернете.
«Сейчас все обеспокоены нашествием канадского бобра и американской норки. Первый проник к нам из Финляндии. А теперь от него страдает вся Европейская часть России, особенно Новгородская область, Подмосковье, Ярославская область, Воронежская и Рязанская области. Опасность в том, что бобры своими плотинами загрязняют водоемы. В них падает уровень кислорода, растет кислотность и в результате гибнет местная рыба, ракообразные и множество насекомых. К тому же они подтапливают и едят береговой лес. В итоге образуется сухостой и происходит полное преобразование ландшафта. В 18 веке на территории России тоже было много бобров – своих – европейских, но их численность успешно регулировалась волком и человеком. Сейчас, практически весь волк на территории страны выбит, а люди бобров почти не используют. В итоге численность канадских бобров никак не регулируется, и они активно портят наши леса и речки. Американская норка расплодилась в лесах, убежав из чьего-то хозяйства. Сейчас она, так же как и канадский бобр, захватила всю Европейскую часть России. Это хищник, уничтожающий многих животных, занесенных в Красную книгу».
А такая ситуация везде, а не в отдельно взятом селе. Перестали промышлять, никому не нужны шкурки на шапку.
Мне как-то принесли кусочек грудинки на пробу, понравилось — мяско нежное, жирное.
Но сейчас в диком мире больше болезней, из-за того, что численность зверей растёт и никем не контролируется. Так что любой добытый кусок человеку нужно нести в лабораторию на анализ.
Деревья тоже сточенные встречаются, но их (бобров) у нас не так много. Как-то, видимо, следят за численностью.
Наталья Алексеевна, спасибо за интереснейший рассказ с замечательными фотографиями!