26 августа — Тихон Страстной, Максим. По традиции, это время большой уборки и в доме, и в подсобных помещениях — в погребе, в сараях, на чердаках и так далее. Следует выбросить все старое, ненужное, испорченное — «чтобы не привились осенние гнили». Эффективными считаются заговоры «от недоброго слова».
27 августа — Михей-тиховей, камнеклад, узорник, Михеев день. Почитался как день каменщиков. Начинается листопад; считается, что первым опадает березовый лист, а следом сбрасывают летнюю «одежку» липы, вязы и черемуха.
Погода чаще всего ветреная. По тому, насколько сильными окажутся ветра, судили о том, чего ждать от осени: «Михей с бурей — к ненастному сентябрю», а если «на Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдру (хорошей, ясной погоде) осенью». Еще говорили так: «Тихий ветер в сад — сухая осень в лес».
Если журавли уже собрались в теплые края, то морозов следует ждать не позднее середины октября (обычно к Покрову — 14 октября). Если же птицы не торопятся с отлетом, то и зима, скорее всего, спешить не будет.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, дожинки, складчины. Говорили: «Успение провожай — осень встречай». Этот день исстари отмечался как проводы лета, встреча осени, окончание уборки урожая. В церкви святили хлеб, испеченный из муки нового урожая, и никто в доме не прикасался к мучному, пока не будет принесен к столу освященный успенский каравай.
Остатки такого хлеба, завернутого в кусок холста, хранили за образами — верили в его целительную силу и относились к нему с особым почтением. Даже крошку успенского каравая на пол уронить считалось большим грехом, а уж если кто на нее наступит — тому бед не миновать.
Во многих местностях освящали и хлебные колосья, а последний сноп, принесенный с поля, хранили в доме как оберег. Верили, что зерно с такого снопа может исцелять и людей, и скотину от всяческих недугов. Отмечая окончание жатвы, вскладчину накрывали столы и устраивали гуляния. Хозяйки по традиции на Успение солят огурцы.
Начинается молодое бабье лето — оно продлится до 11 сентября. Если погода в эту пору стоит ясная и сухая, то начинающееся с 14 сентября старое бабье лето окажется ненастным. Если много паутины кругом — зима придет ясная, но студеная.
29 августа — хлебный (ореховый, холщовый) Спас, Спас на полотне. Хозяйки еще накануне ставили опару, чтобы поутру испечь свежий хлеб из муки нового урожая. Таким хлебом или пирогом следовало непременно угостить нищих.
К этому времени поспевают орехи — пришла пора заготавливать их на зиму. Кстати, орехи считались символом богатства. Бытовала даже такая примета: если отыскать два или три орешка, растущих на одной веточке, и постоянно носить их с собой — будешь всегда при деньгах.
По традиции третий Спас отмечен ярмарками, на которых крестьяне продавали холсты — отсюда и одно из названий праздника. Еще в этот день принято было чистить и освящать источники (колодцы, родники).
30 августа — Мирон, вдовьи помочи. Всем миром помогали сиротам и вдовам: кому забор подправить, кому крышу подлатать, кому во дворе порядок навести.
31 августа — Фрол и Лавр, лошадиный праздник. Лошадей на Фрола и Лавра от работы освобождали, давали им особенно щедрое угощение, чистили, холили, купали, расчесывали и заплетали гривы. Старались даже не надевать упряжь, не седлать коней — верили, что тем самым можно навлечь на них болезни, вызвать падеж.
Считалось, что действенными будут и заговоры, и молитвы о здоровье животных; нередко в церквях служили специальные молебны, призванные уберечь крестьянских помощниц от нечистой силы, дурного глаза, хворей и прочих напастей. Существовала и традиция выпекать особое печенье — с изображением лошадиного копыта; обычно такую выпечку отдавали священнику, служившему молебен.
О будущем лете загадывали, выдернув с корнем куст полыни: если корни у нее толстые — следующий год урожайным окажется.
1 сентября — Андрей Стратилат, тепляк, Фекла-свекольница. Говорили: «Ветер-тепляк в паутину одет — ушедшему лету кланяется вслед». По погоде этого дня делали выводы о том, какова окажется осень.
Начиналась массовая уборка свеклы, а хозяйки готовили ботвинью — особый вид холодного супа со свекольной ботвой, к которому принято было подавать рыбу (обычно отварную или малосольную). Пришла пора заготавливать корни лопуха и одуванчика.
А в ваших краях уже чувствуется наступление осени? Каковы они для вас — последние деньки уходящего лета? Чем примечательны, чем запомнятся?
небольшой ветерок, надеюсь, что осень будет тихой. Завтра у нас, в сельском храме будут освящать хлебные снопы – рожь, пшеницу, ячмень. Храм находится рядом с работой. Хочу побежать, посмотреть, заодно и освящу каравай. Мы его с дочкой собираемся сегодня печь. Орехи у нас ещё зелёные висят, даже кожура не начала трескаться. Найти орешки сложно. А вот, колодцы чистят и освящают. У нас очень берегут колодцы. Есть один родник, который создан был ещё во времена турок – много веков назад, а действует до сих пор. Вода в этом роднике – самая вкусная в округе. Полыни у нас в этом году много, надо будет погадать на ней о следующем урожае. Как ни странно, Марина, а вот, очень много примет сбывается.