При первом беглом взгляде на него я поняла:
- я его не знаю;
- вероятно, он родственник олеандра, т.к его листья были похожи на олеандровые, но только с той разницей, что они казались мягкими,
- его, словно фарфоровые цветки цвета слоновой кости, собранные в верхушечные соцветия, были похожи на цветущую сирень амурскую и на бирючину;
- при касании к нему появлялся неприятный запах вонючки-айланта высочайшего, который еще напоминал аромат листьев черной смородины и даже неспелый горох;
- это явно свидетельствовало — он ядовит.
Долго меня мучил вопрос: почему я раньше никогда не обращала внимание на этот кустарник, ведь заинтересовал он меня только тогда, когда была проведена чистка древесных для новой стоянки? Это оказался цеструм Парка, который случайно уцелел и сейчас является единственным экземпляром на Южном берегу Крыма.
Забитый в уголке перед туалетом и ограниченный с обеих сторон сеткой, словно в заточении, он «раскрылся» с декоративной стороны, но не для всех. Дело в том, что он ночецвет, в 5 утра его цветки еще остаются открытыми, и я теперь, как и год назад, любуюсь им перед тем, как спуститься по лестнице у причала на служебные пляжи.
Вчера не удержалась, сорвала 3 цветущих побега и поставила в небольшую вазочку, чтобы более внимательно их рассмотреть, оценить запах.
Каково же было мое удивление, когда ночью, примерно с 22 часов он раскрыл свои цветки полностью, и они стали источать сильный, яркий, ни с чем несравнимый аромат жасмина!
Сраженная окончательно этим еще незнакомцем, я решила узнать о нем все. Итак, встречайте – цеструм Парка.
Цеструм Парка
Цеструм Парка, или иволистный жасмин (Cestrum parqui) – корневищный редкий листопадный кустарник из семейства Пасленовые. Родом он из Чили. Кустарник с не полностью одревесневающими побегами высотой и шириной 2 м. Листья простые, очередные, узколанцетные, длиной до 12 см, с четкой серебристой центральной жилкой и резким неприятным запахом. Цветки мелкие, длиной до 2,5 см, трубчато-звездчатые, с 4-5-6-лепестками, светло-желтые, собраны в верхушечные, метельчатые соцветия, длиной до 13 см, душистые, с ароматом жасмина; распускаются ночью с июня и до осенних заморозков.В Никитском ботаническом саду этот кустарник давно, т.к. он уже попал в инвентаризацию деревьев и кустарников Арборетума 1983 г., в которой мне, вчерашней студентке, выпало счастье участвовать с ведущими дендрологами, и набираться от них бесценного опыта и знаний. Сегодня он растет рядом с туалетом у нижнего входа в Приморский парк Сада, ранее куртина 174. Он только цветет, его плодоношения я не видела, и оно никогда не было отмечено дендрологами в Крыму. В Сочи Юрий Николаевич Карпун пишет, что цеструм Парка плодоносит. Плоды – ягодообразные, темно-фиолетовые, почти черные.
Особенности выращивания
Теплолюбив: температурный зимний минимум -5°С. Даже на Южном берегу Крыма в отдельные годы у него полностью вымерзают 2-летние побеги, а в более суровые зимы – прирост последних 3-х лет, и в значительной мере повреждаются многолетние побеги, формирующие крону. Поэтому он пригоден для кадочной культуры, с занесением его на зиму в непромерзающее светлое помещение с низкими положительными температурами. Он светолюбив, отлично растет и развивается на сухих, дренированных почвах. Нуждается в ежегодной обрезке на «короткий пень».Размножают его черенками, корневыми отпрысками, реже семенами.
На Черноморском побережье Краснодарского края в культуре 3 вида, но только этот представляет интерес. Ландшафтные дизайнеры по достоинству оценили его не только летнее, но и осеннее цветение, поэтому рекомендуют его для солитерной (одиночной) посадки и для групп. Особенно он интересен возле открытых южных площадок для вечернего отдыха.
Пригоден для кадочной культуры.
Тайны цеструма Парка
- Это ритуальное растение Южной Америки; в Чили народность Мапуче его издавна применяла против черных сил
- Растение ядовито, все части.
- Это лекарственный вид, который в настоящее время является предметом исследования медиков и фармацевтов; известно, что экстракт его листьев является ингибитором свертываемости крови, влияет на процесс сперматогенеза.
а цветки внешне очень похожи на цветки лоха серебристого — нашей крымской «маслины»