Ничего не изменилось в облике самого дома.
Как громадные вечнозеленые свечи стоят рядом с домом кипарисы вечнозеленые пирамидальные. Среди них один особенный экземпляр – пушкинский кипарис. Именно о нём поэт писал: «В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я посещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».
Недалеко от дома растёт и пушкинский платан, посаженный сенатором И.И. Фундуклеем в годовщину смерти поэта в 1838 г.
Под сенью его широкой кроны находится стела-памятник, посвященная поэту. В начале 60-х годов XIXв. И. И. Фундуклей устанавливает перед домом фонтан в виде чаши с развернутыми краями (архитектор З. Юдкевич), который сохранился до наших дней в первозданном виде.
По мнению специалистов, данная форма фонтана не повторяется ни в одном из парков Крыма. Помимо фонтана на площадке у дома сохранились семь мраморных ваз. С верхней площадки у дома на нижнюю дорогу ведет старинная зеленая арка из дугообразного металлического каркаса, увитая вьющимися розами. Устройство таких арок было связано с дополнительным созданием тенистых мест в парках Южнобережья.
Судя по имеющимся старинным рисункам и акварелям, местность вокруг дома ранее носила открытый характер и не была террасирована.
В настоящее время парк террасирован; разросшиеся со временем деревья и кустарники придали его пространственной структуре своеобразную закрытость, а композициям – камерность. Идущая сегодня реконструкция охватывает площадь в 8 га.
Помимо пушкинских деревьев в парке поражает своим величием 200-летняя роща сосны итальянской – одного из самых красивых деревьев Средиземноморья.
Её зонтиковидная крона всегда вызывает ассоциации с южными итальянскими пейзажами; интересна её, словно инкрустированная, крупноячеистая мозаичная кора розовато-коричневой окраски. Четыре пинии и один кедр ливанский широким зеленым шатром своих крон покрывают площадку в 240 м2, смыкаясь зеленым сводом над круглым бассейном, который сегодня служит для утилитарных целей – полива растений. Ранее в нём была расположена горка из дикого камня, на которой помещалась металлическая статуя фонтана Нимфы.
Покинув рощу, мы плавно выходим к круглой клумбе.
Прообразом её ранее в этом же парке была круглая клумба с двуглавым орлом – символом царской и современной власти России. Судя по старинным фотографиям, она располагалась на месте нынешнего розария.
Ещё несколько шагов и мы в самом центре первоначальной части Гурзуфского парка, где перед нами раскинулось зеленое море растительной пластики с разнообразными образцами формовки живых изгородей и отдельных растений.
Пожалуй, это самые лучшие образцы топиарного искусства в парках Южнобережья.
Создание их стало возможным, когда в парк пришел работать, точнее – творить настоящий мастер-топиарий – Александр Поклад.
При топиарной стрижке растений мастер руководствуется интуицией и опытом, придерживаясь традиционных правил.
Практические советы от мастера
1. Обратить внимание – какой стороной фигура или стриженая изгородь обращена к наиболее важным точкам обзора. Выбрать идеальное положение.
2. Важно, чтобы стриженая поверхность была хорошо освещена в течение дня, тогда композиция смотрится выигрышно.
3. Подстригать куст под небольшим углом. Идеальная форма сечения изгороди – трапеция, стоящая на широком основании или усеченный конус.
4. Состригать очередной прирост лучше немного выше предыдущего среза, поскольку внутри изгороди побеги, как правило, оголены из-за недостатка света.
Время и количество стрижек варьирует в зависимости от вида растения, но в среднем составляют 1-2 за сезон.
Поклад А.М. не использует вспомогательных каркасов для придания кусту определенной формы, а как художник своей кистью, ловко и аккуратно подстригает его специальными ножницами «на глазок»; при создании сложных форм, например, «спирали» начинает стрижку с середины куста.
Впечатляющие живые скульптуры, созданные мастером, отражают неповторимый стиль парка, добавляя к нему юмор и эксцентричность.
В парке формуют такие вечнозеленые кустарники как лавр благородный, самшит вечнозеленый, бирючину блестящую, тис ягодный, розмаринлекарственный, лавровишню лекарственную.
Вдоволь налюбовавшись растительной пластикой и миновав дежурных у входа, свернем в аллею пальмы веерной – классический прием парков Южнобережья.
Недалеко возле аллеи – ностальгический уголок с плакучей березой, которая даже здесь, в далеком южном крае, напоминает о России.
Автор благодарит директора дома-музея А.С. Пушкина в Гурзуфе — Богданову Н.В., любезно предоставившую старинный материал.
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я..."
А в письме к своему другу — А.А. Дельвигу Пушкин напишет: «Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зелёные колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск и воздух полуденный...»
Обо всём этом нам интересно рассказала Наталья Валентиновна Богданова — директор музея А.С. Пушкина в Гурзуфе.