Золотая Богиня Алтая

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
«Редкая птица долетит до середины Днепра!» А сезонные миграции? Стаями летят, не чуя под собой воды! Однако, водный поток это всегда преграда, которую только крылатые могут преодолеть легко. Человек же в давние времена искал места менее глубокие и менее широкие, чем все русло. На реке Бие есть два таких. Одно как раз в тех местах, где сейчас стоит Бийск.
 

Вихоревская переправа

В межень (в самое жаркое засушливое время лета, когда уровень воды в реке становится самым низким) можно переправиться на другой берег. Где бредя, где вплавь, вместе с лошадьми и поклажей. Переправ на реках мало. Каждая интересна всем: и жителям правобережья, и жителям левого берега. И не только тем, кто живет вдоль берега, а именно так живут всегда русские люди, но и тем, кто к рекам не привязан хозяйственной деятельностью, например, степным кочевым народам. 

Катунская протока. Мелководье.

Во время, о котором идет речь, Российская империя уже присутствовала в Сибири. Уже были Томский острог (крепость и городок), Кузнецк, даже на Телецком озере для царя собирали ясак – налог с коренных жителей. То есть низовья Оби русские люди обживали, налаживали быт, занимались сельским хозяйством, обустраивали рудники. Поскольку суть жизни у русских и коренных народов была абсолютно разной, то они друг другу не мешали. Одни селились по берегам рек, где ловили рыбу, огородничали,  вторые кочевали, попадаясь на глаза оседлым жителям лишь на торговых площадках.
Русскому царю переправа была нужна для торговли с Китаем, Джунгарией, которые располагались со стороны правобережья, а джунгарскому хану нужна была для набегов на тот же Томск, сбора ясака с коренных народов левобережья для ханской казны.

Стрелками показала две реки.

Вот такое удобное место. Использоваться оно могло только летом. Казалось бы, зимой воли больше, река покрыта льдом. Но не было в те времена мощных дорожных снегоочистительных машин, а снега у нас бывают ой, какие глубокие да высокие. Одним словом, не лошадям преодолевать такие заносы, да еще с грузом.
 
Ads by

Указ царя

В 1709 году зимой указом было определено строительство Бикатунского острога. Место было выбрано как раз у Вихоревской переправы. Он предполагался как форпост с важным военно-стратегическим значением. Есть расхождения в конкретном месте. То ли на самом мысе, где сливаются реки, что как-то бессмысленно, потому что довольно далековато и местность довольно низкая для наших половодий. То ли на высоком берегу прямо над переправой, но острожек был невелик, забор был не длиннее двухсот метров. А уже летом служивые люди начали строительство. Его нужно было закончить к наступлению холодов. В Бийском краеведческом музее есть список жителей крепости, дата документа от 18 июня 1709 года. Вот она, защита торговых путей в Китай, защита юго-восточных границ государства.

Мост через протоку.

Теперь степняки, джунгары и черные калмыки не могли вольно пробираться к русским городам. Летом 1710 года крепость уже не пропустила джунгар, которые шли на Кузнецк за добычей. Они переправились выше по течению Бии, там, в районе села Усятское есть удобное место, где река разветвляется на многочисленные маловодные протоки между островами, но время на это потратили значительное, потому в Кузнецке к их визиту были готовы. Внезапность исчезла. Поживы не было. Но на обратном пути был Бикатунский острог, в котором всего 80 казаков составляли весь гарнизон. Джунгары после осады спалили острог, казаков пленили.
Потом острог восстанавливали еще три раза, но его сжигали (он был из бревен устроен) местные племена. Через 8 лет строек и пожаров определили другое место. Оно было выше по течению примерно на 20 километров. Для острога не слишком удобно было располагаться так далеко от переправы, но почему-то это успокоило аборигенов, на крепость, которой дали другое имя – Бийская, – они не обращали внимания. 
 

Царь и хан

Бикатунский острог был построен как бы понад местом, где в Бию впадает протока с катунской водой. Ее порой называют Иконниковской протокой, Катунской. Гидрологи полагают, что русло протоки и было самой Катунью до начала 19 века, а потом река пошла по другой дороге. 
Ну ссорились русский царь и джунгарский хан из-за выгодного места. Царь писал, де, «та земля на Бии и Катуни есть его царского величества, а не твоя, потому что город поставлен был на реках искони русских от устья и до самых гор, откуда сии проистекают». Хан ответствовал, де, «на Бии и Катуни поставлен был острожек, так та земля наша, острожек тот мы разорили и ныне вновь ставить не дадим».
А местным какая была нужда жечь постройки, гневаться, сердиться на русских?

Кажется, это новый остров в протоке, в последнее мощнейшее половодье река размыла матерый берег.

Историческое место

Слияние Бии и Катуни интересовало руководителей государств неспроста. Дорога, проходящая здесь, не простая тропа для набегов, этой дороге тысячи лет. Это Великий шелковый путь, его северное ответвление. Дорога связывала и соединяла Среднюю Азию, Китай, Восточную Европу. 
Название переправы, казалось бы, довольно простое. Вроде, поселился первый Вихорко, вот и кличут теперь местечко, им примеченное.
«Би-хайра-ус» на языке древних монголов означает «святое место в устье реки». На санскрите «вихара» — это место, где поклоняются богам. Гидроним «Ооб-ва» означает «великая вода».

Стрелками показана вода обеих рек. Цвет разный.

Местные окрестные алтайские племена поклонялись месту, считая его священным, сакральным. Старинные карты местности, где расположен Бийск, показывают, где находились города того времени, а названия городов звучали фантастически.
 
Пройти к священной горе Белухе можно было только, преодолев Вихаревскую переправу. Сама Белуха не просто священная гора, она и есть Шамбала, по мнению буддистов. Отсюда пришел Сиддхартха Гаутама (Шри Будда) в Индию. Белуху с Эверестом (Джомолунгмой) связывает энергетический мост. Здесь осуществляется сакральная связь Земли и Космоса.
Но самое важное, этим местом дорожили, его охраняли, его берегли. Именно там спрятана Золотая Баба. У нее есть много названий у разных народов. Это Моментум Дева Златум на латыни, Сорни-Эква у ненцев, хантов, манси. Похоже, отсюда «Вихара» — место поклонения богам.
 
Эту «Золотую женщину» или «Золотую Богиню» искали. Известно ее описание. Она обнажена, у нее в животе просматривается ребенок, а в нем еще один. Статуя состоит как бы из трех частей (фрагментов). О ней есть упоминания в Новгородской летописи середины 16 века. Посвященные прятали Золотую Бабу, переносили ее все дальше от людных мест. Одним из них и было место слияния двух сибирских рек Бии и Катуни. Никто не знает, где было изначальное место богини, но слышали о ней в устье Северной Двины, на Урале, даже в Риме, из которого ее якобы унесли угры. Так она попала на север русской Европы.
 
Золотую Бабу ищут многие. Одним она нужна как реликвия, скульптура древности, другим нужно золото, которое пошло на отливку идола, уфологи считают ее инопланетным роботом, им нужны неизвестные на Земле технологии. Некоторые историки полагают, что Золотая Баба тот самый Идол, который стоял на берегу Днепра в Киеве.
А те, кто верит в нее, поклоняется ей, под каким бы именем она ни была известна, не ищут. Она в душе и сердце каждого. А знают, где она находится, на самом ли деле на стрелке Бии и Катуни на острове Иконникове или на плато Путорана на Таймыре, те, кому дозволила богиня охранять себя.
 

Остров Иконников

Когда-то у него было иное название, более приличествующее месту, где было капище Богини, которой поклонялись многие народы. Его называли Великим. А ведь его площадь не более 1400 гектаров. Сколько это? Руками развести и показать не могу. Но поле, на котором пасут коров жители моей деревни, всего 600 гектаров. Это поле ограничено лесополосами. Всего два пастбища.
На острове, бывшем центром поклонения языческим божествам, были установлены статуи в разных частях его. У каждой было довольно тщательно вырезано лицо, потому что были понятны выражения, понятна мимика. Эти лица называли иконами, видимо, было сходство.

Низина на острове Иконников. Вода в ней не только родничковая, сюда может заходить катунская. Не успела выйти, как гнус облепил кисть руки.

Остров был знаком людям давно, уже 9 тысяч лет назад на нем жили. Вообще-то он равнинный, но есть в нем низина (современная), по которой катунская вода заходит на территорию. Есть Гора, самое высокое место. Видно, что она песчаная, песок тоже катунский. Что под песком, то неведомо. Но дети деревенские покоряют ее вершину, хоть и высота всего метров пятнадцать. Зато с нее виден весь остров, потому название Глядень.
Иконников остров стоит как раз между двух рек. С одной стороны течет Бия с зеленой водой, с другой стороны Катунь с молочной. Катунь еще и проточку имеет. Именно она отделяет остров от материковой суши. Вихоревская переправа располагается как раз напротив места впадения протоки в Бию.

Самое высокое место острова.

Сейчас на правом берегу Бии, почти напротив этого места построен микрорайон, который называется АБ. Откуда пошла аббревиатура? Судя по написанию, это именно она. Не знаю. Просто в середине прошлого века в городе строилось достаточно много различных режимных объектов, потому под грифом АБ мог быть и жилой микрорайон. А на том холме, смотрящем на протоку, растет лес сосновый — замечательное место. И для прогулок, и для картинга (трасса есть), и для занятий на роликовых коньках. Почти в лесу расположился большой детский центр, планетарий, бассейн.
 
А на Иконниковском острове про Золотую Бабу не знают. Или говорят, что не знают. Там и живет меньше ста человек. А город рядом! Но ведь живут! Не уезжают. Может, дед, который пожал плечами и немного скривился, не захотел ответить на мой вопрос, и есть хранитель?

Старина не отступает!

Место это странным назвать не могу, но есть в нем что-то неведомое и непознаваемое. Оно вибрационно иное.

Я помню эти места с детства. У папы был катер «Прогресс». И мы каждые выходные летом отправлялись на катунские острова. Обязательно шли протокой. Помню, как лет в тринадцать мне пришлось шлепать по воде, тащить на себе наш катерок, потому что мотор не мог работать из-за слишком малой глубины. В половодье, конечно, рычит и ревет Катунь. А в межень она тиха и заметна только своей белесой водой, которая никак не хочет соединяться, вернее, объединяться с водой бийской. Так и течет Обь еще многие-многие километры двумя реками.

Запись размещена в разделах: , ,
8 комментариев 6 спасибо за запись   в избранное 3846 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:


Комментарии (8)
Хорошо написано.
Здорово!
Вера, спасибо огромное!
Наташ! По твоей заявке пишу! Специально вчера сделала вояж по ближним местам, фотографировала.
Вера! Еще раз- спасибище!
Мне все это очень интересно.., очень… Пишите побольше, пожалуйста!!!
Класс! Спасибо за познавательную статью. Пишите еще, у вас хорошо получается. Читать интересно.
 
Вера, спасибо огромное за рассказ, очень интересно! А вода всегда такая светлая? Необычная для наших мест, у нас реки имеют коричневатый цвет, а тут как горная, светлая вода очень.
По Золотой бабе добавлю, что она упоминается в скандинавской Саге О святом Олаве.
А на реку Обь она попала с язычниками, которые не хотели креститься. Кстати, божество относят к древним коми, народу Севера то есть имеет отношения к нынешним народностям (коми-ижемцы, пермяки и т.п.)
Молочный цвет у воды. Где-то известняки размывает. Но цвет изменяется, к осени становится бирюзовым. Как это происходит?
Да, пишут, что прослеживается именно такой маршрут. Уходили от православия. Прятались.
Вера, спасибо за рассказ!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: