Начнем с насекомых. Энтомологи утверждают, что биомасса насекомых на Земном шаре намного превышает все прочее живое. Хорошо, что в рамках отдельного садового участка это соотношение не столь ужасающее.
Точка зрения соседского кота мне доподлинно известна: его проход по боевым тропам на моем участке, с оставлением меток на каждом повороте, не оставляет сомнений в его позиции.
Вот кто на даче хозяин
Но не букашки и не коты главные претенденты на звание хозяев. Так кто же? Когда кипит летняя дачная жизнь, мы ИХ не замечаем, ИХ время приходит осенью, когда сады пустеют, и вместо горожан в хозяйствование вступают… сороки.
Сороки – создания крайне осторожные. Я задался целью их сфотографировать, но ближе чем на 20–25 метров они к себе не подпускают, и стоит только начать приготовления к съемке, как они поднимаются на крыло. На фотографии ниже — единственный удовлетворительный результат двухмесячных стараний.
Сорока. Фото из архива автора
Молва утверждает: «Сороки – воровки»! И на первый взгляд с этим можно согласиться, например, по такому показателю как количество украденных с уличного умывальника кусков мыла по отношению к количеству мыла измыленного. Но более внимательное изучение вопроса заставляет усомниться в этом: все мыло осталось в пределах участка, оно просто «по-хозяйски» переложено с места на место.
Сорока не воровка, сорока — хозяйка
Но главное их призвание в саду – садовничество. Постараюсь это доказать.
Года четыре назад, увлекшись выращиванием садовых диковинок из семян и уверовав в методику подзимнего посева, я зарядил семенами с полсотни посевных контейнеров, снабдил их бирками, составил в пластиковые ящики и разместил в укромном уголке сада. В ближайший выходной еще при приближении к саду я услышал ИХ «стрекотанье». Представшее перед глазами зрелище повергло меня в шок: полдюжины этих божьих созданий проводили на моих ящиках семинар по посевам: поочередно изымались бирки и под одобрительные реплики складывались рядом.
Головоломки по возвращению бирок на свои места мне хватило часа на полтора, не помогли даже сделанные записи. «Что ж, будет мне наука!», — подумал я и укрыл все ящики лутрасилом. На следующий день в лутрасиле клювами были проделаны приличные дыры, такого размера, чтобы бирки можно было доставать без труда.
Дальше я принял меры более крутые: лутрасил в два слоя, прижат тяжелыми досками и все завалено ветками. Теперь опыт у меня уже отточен. Бирки из дюралевых полосок с «якорем» — загнутым хвостиком, они из посевного контейнера не выскальзывают, тянут его за собой. Лутрасил в два слоя, края загнуты под ящики. Сверху на ящики – доски или бруски, чтобы трудно было вытянуть лутрасил. А главное — выставить все оперативно, чтобы не привлечь внимание «разведчиков» сорочьего племени. Если в них любопытство запало – ничто не спасет.
От сорочьего любопытства нет спасения
Очень часто сорочьё проводит ревизии сеянцев, высаженных в контейнеры: они явно считают, что контейнеры следует переставить, правда, при этом половину надо обязательно опрокинуть. Общеизвестно, что сороки очень любят «ухаживать» за свежевысаженными молодилами и раскладывать их по своим канонам композиции. Пару экземпляров, подаренных мне известным молодиловодом В. Мочалкиным, я возвращал на место за лето раза три, и ни одно из них не пропало.
Но окончательно воспринимать сорок как существ, принадлежащих к племени садоводов, я стал после следующего события.
Из дачного окна наблюдаю, как троица устроилась на бортиках разводной грядки и активно в ней копошится. Одна из особ, зажав что-то в клюве, перепрыгнула на соседнюю грядку. Разрыхлив клювом землю, она это что-то туда стала заталкивать, при этом явно старалась засунуть поглубже и прижать поплотнее. Не удовлетворившись результатом, она стала помогать себе лапой, нагребая грунт горкой. Я дернулся за фотоаппаратом, но мое движение даже через окно было замечено, и стайка переместилась на соседнюю крышу.
Застигнутая за работой сорока переместилась на соседнюю крышу. Фото из архива автора
Сначала я подумал, что эта особа — по примеру собаки, закапывающей косточку, — припрятала что-то впрок, на черный день. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что объектом старательных сорочьих действий была плохо укоренившееся делёнка примулы аурикулы, вполне удовлетворительно «пересаженная» с места на место.
Ответьте мне после этого – кто же на самом деле в саду хозяин?
Михаил Полотнов
Вам также может быть интересно:
- Сад для птиц: кусты и деревья, которые заменят кормушки зимой
- Горе саду от вороньего ума
- Зимородок - любимец богов
- Птичьи уроки для взрослых и детей
- Снегирь - "русская народная" птичка