Ничуть не претендую на научность архитектурных изысканий. Как говорила моя бабушка: «Я уже забыла больше, чем ты знаешь». Вот и я постараюсь рассказать о том, что помню.
Давайте посмотрим на простой пример — северную избу. В таких жили наши предки и сто, и двести, и триста лет назад. В ней, поколение за поколением, оттачивали рациональность, практичность, здравомыслие. Постройки максимально приспособлены к суровому климату. Простота и удобство — главные преимущества планировки. Все помещения собраны под одной крышей. Это монументальное строение, позволяющее в холодное время года не покидать его пределы, занимаясь домашними хлопотами.
Отдельно стоящими сооружениями были только амбары и бани. Баня потому, что считалась пожароопасным местом и, к тому же нечистым. Здесь положено было встречать жизнь первым купанием и завершать ее последним омыванием. Здесь снимали крест, чтобы погадать на Рождество. Амбар — для запаса провизии на всю семью. Он должен сохраниться, даже если дом пострадает от пожара. Вход в амбар всегда просматривался из окон дома. И это было единственное строение, которое закрывали на замок.
Дом-брус — вытянутое длинное прямоугольное строение, состоял из жилой и хозяйственной части под общей двускатной крышей. Жилая часть, выходящая на фасад, занимала меньшую площадь (около трети всего строения).
Часто избу рубили в два этажа. Жилая часть была разделена на «зимник» и летнюю горницу. Зимой, когда требовалось максимально сберегать тепло, семья жила в зимней части избы. Там и потолки пониже, и окна поменьше. Такое помещение прогревается быстрее.
В теплое время года, когда ласковое солнышко позволяло не топить печи, изба становилась просторнее за счет летних комнат с высокими потолками и большими окнами.
Под крышей, в треугольнике фронтона — окно девичьей светелки.
Главное правило внутреннего пространства — у каждого обитателя своя зона, у каждой вещи — свое место. Рядом с печью, утварью, посудой — бабий кут.
Здесь владения хозяйки дома. Вся кухонная утварь. Сюда мужику заходить негоже.
У двери, ближе к выходу, мужская лавка. У окна удобно примостилась прялка. Колыбель для младенца подвешена к потолку и устроена так, что качать ее можно, не вставая с кровати. С противоположной от «бабьей» стороны — мужская половина. Здесь хозяин плетет из бересты, делает туеса.
Готовит товар к ярмарке.
В углу у печи умывальник. У теплого печного бока вода в нем не студеная.
Сени делят помещение на жилую и хозяйственную часть. С улицы в сени ведут несколько ступенек.
И здесь все основательно, надежно, на века.
В сенях хранили инвентарь, воду; молодежь устраивала посиделки на лавках вдоль стен. Здесь же дверь в подклет. Там запасы продуктов: квашеная капуста, грибы-ягоды.
Сени — тамбур, сохраняющий тепло в жилой части.
Хозяйственный двор двухуровневый, с взвозом. По нему лошадь, запряженная в телегу или сани, могла завезти груз сразу на второй этаж.
Взвоз был сооружением надежным. Была возможность сделать фотографию во время ремонта.
Вообще, все в крестьянском доме делалось на совесть, на века. Хоть и не баран, но долго стояла, уставившись на новые ворота. До чего же хороши!
В хозяйственной части на первом этаже: конюшня, скотный двор, птичник. Повышенная влажность помещения (навоз, испарения) — все это сокращает срок службы деревянных конструкций. Хочется обратить внимание на то, как была решена эта проблема. Меня восхищают подобные разумные архитектурные решения.
Сруб можно было заменить, не разбирая основное строение. Просто разобрать сгнившие бревна и заменить их на новые.
Вот еще один пример подобной конструкции: основное помещение удерживают крепкие колонны, а нижнюю часть можно собирать и разбирать, как конструктор «лего».
И еще ракурс:
На втором этаже хоздвора, на повети — запас сена, место хранения летнего инвентаря, лодок, телег, мастерская хозяина дома.
Здесь недолгие зимние дни мужчины коротали за шитьем лодок, вязкой сетей, починкой телег, подготовкой инвентаря к летнему сезону. Здесь обустраивали жернова и мололи зерно.
Целесообразность форм, многовековая традиция строительных приемов, единение с природой: все это — русская северная изба.
Простота и рациональность стиля скрашивалась многочисленными архитектурными деталями, которые, помимо выполнения сугубо практических задач, одновременно служили нарядным убранством дома. Все украшалось резьбой: торцы слег прикрывали и защищали от непогоды резные причелины, укрепленные по краю ската.
Кровлю по коньку завершал охлупень, конец которого, выступающий над щипцом, мог изображать птицу или коня. «Конь на крыше — в избе тише».
На стыке двух причелин крепилось «полотенце» (ветренница) — оно закрывало стык досок от дождя и служило еще одним украшением дома.
Основа крыши — слеги. Они врубались с выступом и образовывали свес кровли.
По ним крепились курицы — стволы елей с частью корня, который служил естественным креплением для водосточного желоба. И даже эти сугубо практичные детали были украшены резьбой. Естественной гидроизоляцией служила кора берез — береста. Она защищала древесину от контакта с водой, быстро просыхала, не гнила.
Пологие скаты кровли удерживали снег, служащий зимой естественным утеплителем, большие выносы защищали стены от непогоды, отбрасывая осадки далеко от их основания.
Вся форма строения не вступала в конфликт с окружающей средой, прекрасно вписывалась в ландшафт. Добрые силы оберегали дома от злых сил и дурного глаза. Обереги были в резьбе, росписи, тканых узорах, вязаных орнаментах.
Казалось бы, как можно украсить сруб? Но и здесь находилось место творчеству и фантазии.
Кузница. Место пожароопасное, поэтому на краю деревни. Перед домом привязь. Станок, на котором подковывали лошадей.
В кузнице земляной пол.
Печь топили каменным углем, чтобы достичь необходимой температуры для обработки металла.
Русский «крафтсмэн» — дом гончара. Гончарный круг закреплен на скамье, на специальной оси. Изделия для детей — свистульки и игрушки. Для взрослых — различная посуда.
Хотелось бы еще рассказать о многом. О северном лесе — надежном и долговечном строительном материале.
О «бюджетных» заборах.
О детских забавах.
Качелях, сделанных без единого гвоздя.
Обустройстве спуска с холма.
И о многом-многом другом, неоправданно забытом, скромно существующем в редких музейных экспозициях.
Понятно, что сейчас не найти 470 кубометров леса, чтобы построить дом. Но и запросы у нас скромнее, потому как семьи меньше. И современных средств, облегчающих жизнь, не счесть. Но давайте не забывать, что есть русский стиль — наш, родной!
Читайте также:
- Проектирование рубленого деревянного дома. Часть 1. Общие вопросы
- Проектирование рубленого деревянного дома. Часть 2. От фундамента до интерьера
- Подготовка к строительству бревенчатого дома
- Нюансы строительства бревенчатого дома
- Деревенский дом. Традиции. Инновации. Делимся опытом
- Путешествие по Каме. Далеко ли до Сайгатки?
Прошу вашего разрешения на публикацию фото: img.7dach.ru/uploads/images/10/39/21/2016/07/13/139f13.jpg в словаре русских архитектурных терминов: zodchemu.ru/kniga для иллюстрации термина СЕНИ. Со своей стороны, обязуюсь указать имя автора, а для наглядности даю ссылку на проект разворота страниц словаря (280-281): yadi.sk/i/JRPFbfQQ3UiuwJ
Очень надеюсь на вашу помощь.
С уважением, Сафонова Наталья.
Автор проекта — Егор Соловьев
Короткие комментарии к каждой фотографии.
1 — вот так наши предки организовывали водосток с крыши. Ни металла, ни пластика — сплошная экология.
2 — если на первой фотографии показан дом победнее, то на второй — дом зажиточных крестьян, украшенный резными полотенцами.
3 — уж коли речь пошла о резьбе, то логично посмотреть на крыльцо, которое испокон веков делалось по возможности нарядным. «Красным». Красивым.
4 — вот так выглядит стропильная система.
5 и 6 фотографии надо рассматривать совместно. На них можно увидеть, как наши предки осуществляли подвешивание входных дверей. На фотографии №5 вы видите в левом верхнем углу «крюк» который удерживает дверь в вертикальном положении и дает ей возможность вращаться, а на фото №6 можно увидеть подпятник, на который оперта дверь. Именно он воспринимает всю статическую нагрузку, передаваемую от двери.
7 — разумеется, между бревнами клали мох — супер надежный теплоизолятор.
8 — последнее фото иллюстрирует важнейший элемент строительства — гидроизоляцию между валунами фундамента и венцами стеновой конструкции. Между ними ОБЯЗАТЕЛЬНО прокладывается береста.
Водосток
Полотенце
Крыльцо
Стропильная система
Дверь придерживается «крюком». Смотрите верхний левый угол фотографии.
Подпятник
Мох — отличный теплоизолятор
Береста — лучший теплоизолятор
Дом стоит в районе Новорижского шоссе
Сегодня у меня появилась возможность более развернуто ответить Вам по рассматриваемой теме. К этому я добавлю фотографии архитектурных решений с двумя вариантами кровельного покрытия. Мы рассматриваем тот же мурановский дом, проект которого вышел из под пера архитектора Егора Соловьева, специализирующего над созданием незабываемых образов современного деревянного зодчества.
Несколько профессиональных позиций касательно этого проекта:
Концепция эскиза дома в Мураново разработана на основе идеи строительства деревянного бревенчатого дома в максимально короткие сроки. При выборе конструктивной схемы дома, выбор пал на совмещенную конструкцию из основного объёма сруба и каркасной конструкции крыши. Для данной конструктивной схемы стилистически идеально подошел Североамериканский стиль Пост энд Бим (PostandBeam) с его комбинированием рубленых стен и бревенчатого каркаса. Бревенчатые стены основного объема позволили обеспечить оптимальные показатели энергоэффективности, а каркасная конструкция крыши –избежать процессов усадки сложно сочлененной кровли. При этом бревна достаточно большого диаметра (около 40 см), изготовленные по технологии канадской рубки, весьма гармонично сочетается с внешним видом дома.
И совершенно прав был позавчера Леон в нашей переписке, говоря, что серьезной толщине бревен до 45 см в диаметре.
Объемно-планировочная структура дома развернута в одном этаже и имеет весьма большие общие габариты 30х16 метров. Такой размах требует достаточно высоких базовых общестроительных затрат, однако при этом обладает рядом существенных удобств, связанных с отсутствием межэтажных связей. Ядром всего дома является большая гостиная комната, в интерьере которой задействованы бревенчатые фермы крыши и широкое витражное остекление. Оставшееся пространство дома делится на два изолированных спальных блока и инженерно-технические помещения. В утепленном чердачном помещении размещаются инженерно-технические коммуникации дома. К основному объёму здания примыкают два симметрично расположенных навеса, один из которых является крытой террасой, а второй — крышей для машины. Можно искренне поздравить автора проекта Егора Соловьева с продуманным и одновременно изящным объемно- планировочным решением. А главное, что проект этот реализован!
Постараюсь не забыть и попросить зимой прислать автора проекта фотографии дома в снежном убранстве, чтобы тут же разместить на нашем сайте.
Проект "Дакота"
На этом проекте настелена фальцевая кровля
Натуральная береста — это отличнейший ГИДРОизолирующий материал. С теплоизоляцией у него «не очень».
Касательно завалинки… Да, про нее, кажется, совсем забыли. Уточняю терминологию. «Завалинка — насыпь вдоль наружных стен по периметру».
Много было прислано к нам на сайт фотографий своих дач, но завалику помню только у одного нашего читателя — если не ошибаюсь, у «Леонида 38».
Сейчас отыщу его адрес и попрошу прислать фото, если моя память не подводит.
Гидроизоляция бревенчатой конструкции
Завалинка
Потому и сгнили нижние венцы.
А завалинка — не потому что закрыть от непогоды, а потому что сохранить тепло. Не будет завалинки — продует насквозь, теплопроводность бревна — просто изумительная. Только атмосферу топить. И особенно в местах прилегания, там где хвалёный мох. И без тепловизора было это известно. Не зря такие избы появились только в 19 веке, когда к печи научились трубы пристраивать, и можно было их топить хоть сутки напролёт. А до этого в землю закапывались, по крышу, потому что печь была без трубы и топилась по чёрному. А так долго не протопишь в лютый мороз, завалинка оттуда и перешла, как теплоизолятор.
Будет замечательно, Леон, если вы, обладая немалыми знаниями, присоединитесь к обсуждению и других сугубо технических статей. Это очень поможет нашим дачникам грамотно ориентироваться во вселенной, обозначенной как строительная отрасль.
Удачи.
И это если без растрескивания, и стена без учета радиуса бревна, как будто это сплошной массив. Собственно, этот небольшой нюанс не всегда понятен дачникам. Пусть радуются жизни. Что называется: меньше знаешь, лучше спишь.
R = L/б, где R -термическое сопротивление, L — толщина стены, б — коэффициент теплопроводности.
Величина R для средней полосы России равна 3 с несколькими десятыми, б = 0,09 Вт/м х градус Цельсия. Перемножив две последних величины получаем толщину стены 0,27 метра.
Таким образом, следует ориентироваться на эту, подтвержденную СНИПом величину.
Разумеется, 100 раз прав уважаемый Леон, что требуется учитывать радиусное снижение толщины бревна, несколько снижающее общее термическое сопротивление стеновой конструкции.
Помощь пришла от поистине звезды нашего дачного портала Leonid 38, к которому я обращаюсь не первый и не второй раз в сложных ситуациях.
Его дом по многим аспектам приближается к совершенству. Вот и вчера, когда Леон упрекнул наших дачников в незнании понятия завалинки, я вспомнил, что видал ее самую на фотографиях из славного города Братска, с хорошо освоенного участка Леонида. Он любезно предоставил фотографии своего дома с точки зрения обладания завалинкой.
Вот его слова- прямая речь «Дом выполнен с завалинкой, которая служит для утепления цоколя дома, нулевого этажа. Благодаря ей у меня плюсовая температура зимой в нулевом этаже.»
УВАЖАЕМЫЙ ЛЕОНИД СПАСИБО ЗА ОПЕРАТИВНУЮ ПОМОЩЬ
Обращаю внимание наших читателей, до чего основательно и одновременно красиво выполнен этот элемент дома, о котором мы, положа руку на сердце, стали забывать.
Вид сверху
Капитальная работа
Хорошо освоенный участок
Спасибо Леониду из Братска