
Зимой на Байкале особенно красиво. Погода здесь не морозная — сказывается влияние огромной массы воды. Озеро замерзает только в январе, обычно на Крещенье, а пока вода ворочается в берегах — она таких красот наделает изо льда!
Съезжаются на Байкал в это время и туристы, и фотохудожники, каждый стремится заснять своё увиденное и неповторимое, и просто любители позагорать. Солнце греет здорово!
Вначале толщу льда засыпает снегом, в это время вдоль берега прокладывают дороги. Ездят здесь на автомобилях и на вездеходах.
В конце февраля начинают дуть ветра, которые сдувают снег со льда, и начинается вторая волна туристов-фотографов, но об этом во второй части моего рассказа.

Первая моя поездка на Байкал была по Кругобайкальской железной дороге. История КБЖД довольно интересна: она прокладывалась как часть Востсиба ещё в русско-японскую войну, но в 1956 году в связи со строительством Иркутской ГЭС образовалось водохранилище, поднявшее уровень воды и в Байкале. Таким образом, часть железной дороги оказалась затопленной, а сама КБЖД стала тупиковой.
Сейчас это чисто туристический объект с базами отдыха на протяжении дороги от Ангасолки до порта Байкал – в порту уже тупик. По дороге ходят поезда, обслуживающие туристов и служащих. На таком поезде мы и приехали на выходные в Шумиху – селение примерно посередине дороги, одно из живописнейших мест на Кругобайкалке.


Коттеджи для туристов в Шумихе.
Отсюда мы сделали несколько выходов для осмотра тоннелей и подпорных стенок. Все они складывались из местного камня, добываемого при прокладке дороги.
Работали на строительстве не только местные и ссыльнокаторжные жители, но и приглашённые специалисты. Например, вот эта подпорная стенка сложена итальянскими мастерами, она так и называется: Итальянская стенка.

Шумихинский тоннель – не самый длинный (300 метров), но самый дорогой для строительства – мыс оказался очень сложным для прокладки.
Местами в длинных тоннелях встречаются вот такие боковые ходы – их прокладывали для выброса породы прямо на берег, чтобы не возить далеко.

Не хочется утомлять читателей цифрами и историческими сведениями – кому интересно, их всегда можно найти в интернете на специализированных ресурсах.
Посмотрим просто зимние байкальские сюжеты.

Питьевую воду мы брали из проруби близ берега.

Вечерняя прогулка по льду с элементами гимнастики.

Загорать можно – солнца хватает!

Снега тоже хватает – он чистый и вкусный.

Оставила в торосах сердце.

Скала с бородой.

Какой сильный и высокий был прибой: вылепил целый замок!

Рыбацкие сети. А вдали от берега можно разглядеть рыбачьи будки – там рыбаки укрываются от ветра и мороза во время рыбалки, иногда и ночуют.

Торосы на берегу Байкала – они образуются во время замерзания воды, когда ещё есть прибой. Дорога ведёт к рыбачьей будке – вон вдали чернеет.

В поезде съела омуля свежепросоленного. Рыбка нежная, а я её нечаянно порвала.

Этот вездеход называется «хивус», на нём приехали туристы пообедать в Шумиху.
Да, проставила.
Какая ночь, я уже обедаю.