Зимняя прогулка с четвероногими друзьями и мысли во время нее

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Самые важные события в истории человечества происходят внезапно. В одночасье рушатся империи и сталкиваются галактики. Так и в тот ничем не примечательный день козочка Двадцатая на прогулке подвернула переднюю правую ножку. Бедное животное прихрамывало целых пять часов и четырнадцать минут и не смогло полноценно пободать подружек и кошку. Всем стадом обливались слезами и сочувствовали Двадцатой, как могли. 

Двадцатая в лесу
Двадцатая в лесу

А ведь в таких случаях — ничего не предвещало, как обычно. Проснулся радостно утром, снег почти и не идет — самое время выпустить коз и пойти с ними по всем излюбленным козьим местам. Зимой долго выходить, потому как надо попить чай, проснуться, одеться и посмотреть прогноз погоды. И еще сделать из вчерашних картофельных очисток, десятка хвойных вареных веточек и овса завтрак для коз в размере тазика. Отвар с хвойных веток сам пью, а хвою с вареной и размягченной древесиной как-то выкинул просто на снег еще давно, прошлой зимой. Их нашли Маруся с Белкой и счастливо проглотили в тот же момент. С тех пор не выкидываю, а животным своим отдаю. Мелочь, конечно. Вареную хвою и мелкие ветки козы едят и едят даже тогда, когда обычной хвоей наелись.

Коза Флакон чешется
Коза Флакон чешется

В первую зиму в деревне у меня было мало сена, и как-то ради эксперимента одну февральскую неделю мои животные жили совсем без него. Правда спиленных сосенок наложил им рядом с хлевом очень много, давал овес и сухие листья клена. Плюс картошку резал, но не варил. Картошки как-то тогда удалось купить по восемь рублей килограмм у неких весьма добрых граждан из Белоруссии. Она была большая, но поеденная некими злобными жуками и их личинками. И не менее злобным проволочником. Поэтому и стоила нестандартно, и козам была как раз к столу. Ею, этой картошкой, чавкали и сытно давились, а потом подходили и нюхали руки, надеясь получить еще. Без сена в экстренном случае козы проживут, если будет в достатке хвоя и ветки какие-нибудь. Хотя бы ива с ракитами, лучше в виде кустов и большими полянами.

Обиделась
Обиделась

Сегодня утром идет вначале на прогулку молодежь, поэтому тазик для них. Старшим выдам сена, и пусть его жуют. И когда, часа через четыре, пойду уже с ними гулять, желудки у них будут не пустые. А это, в наши заснеженные декабрьские времена, для обычной рядовой дворняжистой козы много значит. И не только, впрочем, для козы. Впереди вся зима, сена вроде бы у меня хватит на двадцать пять животных, но ноябрь холодный и декабрь тоже не Флорида с Калифорнией. А в прошлом году 3 декабря козы ходили по бесснежной земле и с независимым видом паслись по окрестностям, грызли те же ивы с ракитами и обдирали молодые сосенки.

Веселая Двадцатая
Веселая Двадцатая

В любом случае, и плохие годы надо пережить. От них никуда не деться. Нельзя же жить дискретно, пропуская дождливые и холодные годы. Зато яблок и картошки много очень, и впереди обязательно будут замечательные периоды — с высокой и нажористой травой, теплыми зимами и без дождей и снега. Вернее, с умеренными дождями. Умеренные дожди для нашего суперского псковского климата как раз то, что нужно. Очень сильно не хватает замечательных и приятных сильно умеренных дождиков. Раз в неделю и часика на два-три. Очень сильно люблю такие дождики —  они меня вдохновляют на радостную жизнь и приводят в состояние полного счастья.

Четырехмесячная и замерзшая Принцесса
Четырехмесячная и замерзшая Принцесса

Тазик, обычный белый эмалированный тазик (правда весьма сильно и активно побитый жизнью и с небольшой дыркой, к тому же), заполненный смесью овса, картофельных очисток и вареной хвои, ставлю перед ближним хлевом на расстоянии двух метров от двери. Из-за нее доносятся звуки козьего нетерпения: жалобное мекание, кого-то придушили, пара ударов во что-то мягкое. Там, за дверью, тринадцать коз. Тринадцать напряженных в ожидании вкусной еды козьих тел, тринадцать ярких желаний свободы, тринадцать томлений ожидания. Дверь распахиваю, и поток из коз вываливается к тазику. Мгновенно белый снег утрамбовывается в желтую скользкую гадость, тазик становится ареной ожесточенной борьбы, силовых манипуляций и несбывшихся надежд — кому-то не досталось картофельной очистки, и жизнь теперь явно не та, что раньше. Степень несчастья и безграничной тоски ничем не измерить, будущего нет и все плохо. Выдаю картофельной страдалице пару макарон, и ее жизнь вроде бы налаживается: и взгляд бодрее, и сама активнее. В ближнем хлеве сидят только козочки от четырех месяцев и до года почти.

Фляга и Флакон разминаются
Худые Фляга и Флакон разминаются

Пока молодежь облизывает тазик, в надежде, что он наполнится вновь, и изучает в очередной раз изменившуюся от снега местность, иду в дальний хлев и разношу четыре корзины с сеном в две кормушки. Кормушки — поперечины из ольхи, набитые в углу от пола и до потолка почти. В дальнем хлеве десять взрослых коз и два козлика. Их поведу на прогулку позже, но козы хотят сейчас и лезут своими носами в щель двери. Обещаю им, что скоро пойдем гулять, обязательно. Козы лучше собак понимают жизненные ситуации, но менее дисциплинированны и более своенравны. Они очень сильно умны, и пожив рядом с ними, можно душой отказаться от мяса в пользу сыра и творога. Просто потому, что разница между венцом эволюции и братьями нашими меньшими не так и велика, особенно между отдельными, вызывающими удивление экземплярами, как в козьем стаде, так и в человеческом обществе.

К соснам
К соснам

Около ближнего хлева, пока ходил, выдавал сено, снег потоптан копытами. Сами тринадцать животных грызут стволы старых елок, прошлого года. Они сами пойдут за мной к ближайшей роще, к пятилетним сосенкам и осинкам. Снега не так и много, и очень хотелось, чтобы он растаял. В прошлом и позапрошлом году были целые недели среди зимы без снега, с небольшим минусом. Забортная температура для моего скромного хозяйства играет большую роль, при морозах расход и сена, и дров вырастает и, бывает, очень ощутимо.    

Прямо по курсу- кошка
Прямо по курсу — кошка

Жизнь в деревне — не сплошные прогулки с козами и праздное ничегонеделание. Сейчас такой период, когда снега навалило, да и продолжает падать он периодически. Впрочем, снег и холодный ноябрь как-то меня загнали в дом, и выхожу только с козами погулять, за водой, дров сухих принести и поколоть пиленные в этом году чурки. Нужно возить камни на фундамент для сарайки и притащить спиленные стволы ольхи туда же, но жду, пока придут грунтозацепы на мотоблок. На резиновых колесах по снегу он не поедет, а на грунтозацепах вроде бы люди ездят зимой на саночках и камни возят, и бревнышки. Даже тяжелые. Вот и бездельничаю вторую неделю.

Козья любовь к деревьям
Козья любовь к деревьям

С козами вначале пошли на Лисий Холм. Там самые ближние сосны к дому, и если с моими рогастиками зимой выйти в любую сторону света на прогулку, даже в самую противоположную сторону от Лисьего Холма, то все равно в итоге придешь сначала туда. То есть, теоретически идти можно в любое место, если идти на Лисий Холм сначала, а в требуемое место потом. Так происходит потому, что данное возвышение на местности имеет некое мистическое влияние на мозги млекопитающих, и они тянутся туда, как вярьмовские мыши на овес. Лисий Холм потому лисий, что там раньше жила лиса с лисятами. Сейчас там осталась всего одна нора, и ей не сильно пользуются — старая лиса умерла, а присланная из центра леса взамен ее молодая покрутилась вроде, но поняв, что с неба копченные куры тут не падают, подалась в более цивилизованные места с приемлемым для нормальных лис уровнем жизни.

Заброшенная нора на Лисьем Холме
Заброшенная нора на Лисьем Холме

Козы вообще имеют свойство путаться под ногами, и надо быть наготове, чтобы не упасть. Снег еще чем плох — ноги мокнут к концу прогулки. Поэтому надо запастись еще и сухими ботинками и носками, чтобы как прийти — переобуться, а мокрые поставить на печку. Козы на своих копытах мастерски прыгают по снегу, но переобуться им не во что, запасных копыт природа не предусмотрела. Зато они могут выжить в зимнем лесу в прямом смысле слова на подножном корме и чувстве уверенности в завтрашнем дне. Человеку сложнее, во-первых, он не знает, какое по счету дно будет завтра и поднимутся ли цены на доильный аппарат и запчасти к сенокосилке. У коз же проще — лес, трава, кусты, волки из года в год. И во-вторых, человек зависит даже и не от волков с кустами, а от кучи случайных факторов, прогнозировать которые сложно и надоедливо.

Сосенка и козы
Сосенка и козы

В лесу ветер в вышине деревьев, Двадцатая пытается откусить толстую ветку сосны, но не получается. Ветка упорная, Двадцатая тоже, и как помочь ей — не знаю. Проходящая мимо Беме по пацанячьи чётко поднимает Двадцатую на рога и толчком отправляет к толстой ольхе. Вставая, козочка прихрамывает и будет так хромать аж до завтрашнего дня. Беме очень сильная и массивная для годовалой козы и чувствует себя в стаде малолеток очень уверенно и хищно. А ведь совсем недавно взрослые козы отпихивали ее от самых вкусных веток и кустиков.

Зимняя трава
Зимняя трава

По лесу даже можно найти зеленый лист малины, и он исчезает в козьей пасти мгновенно. Мокрые копыта коз шлепают по лужам под снегом, температура к середине дня поднимается, и животные активнее передвигаются, бодрее грызут кору и откусывают молодые веточки. Даже ольховые едят, как ни странно. Из тринадцати коз, идущих со мной — пять непокрытых разного возраста: четырехмесячная Принцесса, трое (в том числе и подвернувшая ногу Двадцатая) шестимесячных и семимесячная Пучка, которые крутятся рядом со мной и не отстают, так как им потеряться совсем не хочется. К тому же, козы очень осторожны и даже пугливы, трусость у них стиль жизни, и только благодаря ей они наверно и выжили, потому как без человека их быстро сожрут. Желающих сожрать коз много, наверно.  

Двадцатая нашла немного травы под снегом
Двадцатая нашла немного травы под снегом

Странное мекание доносится из леса. Пересчитываю коз, все на месте. Скорее всего, слуховые галлюцинации. Поживешь один, и не такое услышишь — привык уже. Идем дальше, и вот — опять, явно мекает потерявшаяся коза. Вернулись всей толпой, оглядел следы, обошли кругом. Потом вышли на лесную дорогу, и опять крик козы, потерявшейся. Мои тринадцать все на месте, прижались ко мне и пошли к дому.

Ветка сосенки
Ветка сосенки

Сколько нужно коз для счастья? Лично мне нужно много. Но для много коз нужно еще и много сена, много овса и много рук для дойки. Сейчас у меня восемнадцать покрытых маток, они родят к концу марта около тридцати козлят. Восемнадцать дойных коз выдадут больше сорока литров молока в день в июне и далее. Может, и пятьдесят, вполне. Это пять килограммов сыра, полтора-два килограмма сливочного масла. Это доильный аппарат обязательно, или доить буду столько времени, что накосить сена могу и не успеть, а если опять дождливый год будет, то точно не успею. Этой осенью даже косил, и сентябрьское сено сейчас с аппетитом и с большой радостью едят и еще просят. Только дай, дай, дай еще!

За секунду до бодания кошки
За секунду до бодания кошки

Справлюсь ли с ростом стада? Самых узких места два: доение и сено. И там и там нужны руки, и повысить производительность труда на немного пока можно только в дойке: доильным аппаратом. С сеном сложнее — есть косилка к мотоблоку, но с ней замучаешься потом сено грабить. Если только сварить или заказывать грабилку к мотоблоку, что, впрочем, можно и успеть к июню еще вполне. Если самому варить, то надо заказывать инвертор, маску и электроды. Опять же, электричество у нас тут не айс, трансформатор еще немцы в сорок втором ставили. Как бы выдержал он еще годик-два и без инвертора. Если вкладываться в инвертор и в грабилку — то в двадцатку все оно легко и войдет. В общем, надо быстрей соображать и готовиться к сенокосу следующего года, как бы не опоздать. Плюсом прибывшее поколение козочек надо размещать куда-то, мест свободных нет, надо собирать после сарайки нечто для козлят сразу.

Принцесса в снегу
Принцесса в снегу

В общем, не только прогулки с козами. С козами и радости много всякой. Делать, варить и строить. Жизнь идет и сама меня подгоняет и заставляет что-то делать. Козлят на улице не бросить. Они орать начнут и разбегаться, маму звать и возмущаться.

Надо откапывать яблоки
Надо откапывать яблоки

С взрослыми козами тоже погулял, позже, что ж не походить по окрестностям, раз время сейчас есть. Ноги промокли окончательно, и есть некий закон радостного вечера: чем больше на улице провел днем, тем радостней будет вечер. За окном темно, козы покормлены и напоены. Дом принимает теплом и запахом жареной картошки на топленном масле. В печке сложены сухие березовые и осиновые дрова, чиркаю спичкой, и вспыхивает береста. Пламя гудит, и мгновенно загораются полешки, и прикрываю поддувало. Сухая береза тут же дает тепло, а осина препятствует отложениям смол на кирпичах в дымооборотах и в дымоходах. Запах от спички разносится по кухне. Ставлю чайник, разбиваю пять яиц на сковородку с картошкой. Включаю компьютер, чищу лук. Огонь слышно в любом месте моего маленького и теплого домика, треск дров в печке сам по себе греет. По стенам кухни прыгают отсветы огня, горит маленькая лампа под абажуром. Яйца с картошкой аппетитно пахнут. Жизнь идет. 

Дерево и коза зимой
Кустик ивы и коза зимой

Уважаемые друзья! Если вы сообщите своим друзьям в социальных сетях об этом материальчике из жизни коз в деревне Вярьмово, то буду Вам безмерно благодарен. Кликайте на кнопки социальных сетей и не стесняйтесь. Специально завел себе аккаунт в одноклассниках, где меня лет десять назад безжалостно банили за большое количество фоток, и расшариваю теперь и на одноклассники материалы. Спасибо за помощь, удачи Вам и здоровья, а так же здоровья Вашим питомцам.

Запись размещена в разделах: , , зима, , ,
14 комментариев 11 спасибо за запись 3 в избранном 4335 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
kutum kutum и еще 2 человека


Комментарии (14)
Фима, заинтриговали — и кто же в лесу кричал?
Судя по фото, снега у вас намного меньше, чем в наших краях. У нас уже хорошо так выше колена перевалило. Сегодня утром прочувствовала)))
Да вот и не знаю. Сегодня опять такие же звуки. Не следов, никого.

У нас потаяло много, колодец почти поверх. Много воды под снегом. Сушу обувь на печке =)
Птички?
Аналогично))) Хочу рыбацкие сапоги!!! Но боюсь, что меня с работы выгонят)))
 
Да! Сам-то я не додумался, уже насчет головы своей расстроился. А вы в школе работаете?
Про птичек?? Так я и не знаю…
Нет, я работаю в лаборатории)))
Ну кроме птиц некому, следов-то нет.

А что исследуете? Интересно =)
Если коротко — чаще всего биоматериалы))) Я химик-токсиколог, биохимик, миколог и паразитолог))) Солидно звучит, правда? А означает это, что мой отдел в свое время был самый маловостребованный
Увы, теперь мой на фоне остальных еще и суперзагруженным выглядит… Вы и сами знаете, что ветврачей заставляют зарабатывать деньги, когда их задача — поддерживать здоровье МЕСТНОСТИ И ВСЕХ, КТО ЕЕ НАСЕЛЯЕТ. А получается — мы говорим цену, человек берет больное животное, которому я могу помочь, разворачивается и уходит. Пару раз мы этих животных потом рядом находили. А бывает и наоборот. Старушки, которые последнее выкладывают, а их животных уже не спасешь…
Солидно и по нашим временам весьма солидно, и можно сказать — очень редкая специальность.
Насчет ветврачей в точку. Да, зарабатывать деньги. Мне вот с стерилизацией кошки сказали — тысяча рублей и материалы еще. И второй год везу, все не до кошки.
Хорошо, коз стерилизовать не надо. А козлов просто.
Да уж))) На некоторые болезни только в паре лабораторий во всей стране анализы проводят. Не потому, что не могут — потому что оборудование и материалы дорогущие, а помещение и все в нем находящееся должно соответствовать куче ГОСТов (надо сказать, некоторые взаимоисключающие))) Вот и получается, что вместо «плохо» — «никак». А болезни тихонечко расползаются, как то же бешенство…
Фима, если Вам это несложно, то кошку стерилизовать тоже несложно. Самое муторное — зашить разрез, самое дорогое — наркоз (особенно хороший). А у коз своих сложностей хватает.
У нас карантин по бешенству объявили. В районной газете написали.

А с кошкой легче котят определять в матросы в сильно мелком возрасте. Что ж делать, раз так вот есть уже.
Фима, у вас уже настоящая зима, со снегом, морозами и снежками, а у нас то мороз в -8С, сутра, то +10С в обед. Никакого снега. Потрусил немного и тут же, растаял. Фима, а как же это, 5 часов никто не помог вашей козочке Двадцатой? Сейчас то, всё уже хорошо? Я не представлю, как вы справляетесь сами с такой насыщенной жизнью. Вам, нужны помощники. А насчёт того, кто кричал в лесу, так я думаю, что это могли быть вороны или сороки. Эти птицы прекрасно могут имитировать слышанные звуки. Фима, я постараюсь передать вашу статью своим друзьям, пусть они тоже почитают. А вам – сил и здоровья!
Вы всегда так пишете, проникаясь ко мне =) Спасибо! С Двадцатой это ирония и веселая шутка, потому как у коз ноги очень сильные, и сами животные очень выносливые. Двадцатая прыгает как воробей, с ветки на ветку =)

Вот, вороны или сороки. Они и кричали. А с помощниками у меня пока никак. Но и сам пока справляюсь. Все будет хорошо.
Фима, пишете просто — а оторваться невозможно. Попробовала поделиться в Одноклассниках, но большинство моих друзей — сугубо городские, деревенских немного…
Мне приятно, что понравилось.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: