Реставрируем старое фото

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
GrigoriyChumakov GrigoriyChumakov
Григорий Чумаков Красноярск
до и после
До и после
 
Вечер добрый, дачники-форумчане. Про дачу пока рассказать нечего, решил поведать про фотографию.
Старые фото, как они ценны! Но многие, кто обладает шедеврами, их не ценят. Хранятся и валяются фотографии как попало.  
Да, наверное, многие фотографии (особенно эпохи цифровых аппаратов) так цениться не будут, и большая часть отправится в топку после нашей смерти. Но если даже некоторая часть будет сохранена потомками… По крайней мере, мне приятно думать, что так и будет.

Ещё немного о фото и памяти. Есть у нас старая фотография брата прадеда. Хорошо, что мама в своё время увлеклась родословной и уже 20 лет активно её собирает. Та фотография — единственное, что от него осталось, молодым парнем его забрали в первую мировую и убили. Ни жены, ни детей и только фото молодого бравого парня в красивой форме, и сохранённая история, а без истории горела бы фотография в печи, и память о нём…
           
Итак, начнём. На этом фото слева мой дед. Я проделаю то, что умею, кто знает что-то ещё — дополните.
Кто чем реставрирует (какой программой), я не знаю. Большая часть фотошопом, как и я.

Фотошоп — программа растровой графики, вся редакция на точках. Основные особенности, для меня лично, это работа со слоями. Поясню новичкам. Работу в фотошопе можно представить как игру с бумажной куклой, помните таких? У которых одежда из бумаги цеплялась поверх куклы. Теперь представьте, что у куклы можно было помимо платья цеплять нижнее бельё и верхнюю одежду. Неопытный ребёнок мог бы поверх пальто нацепить у такой куколки, например, кофту. Вот фотошоп почти то же, только здесь, порой, та самая неопытность позволяет найти способ как-то улучшить фотографию.

Да, вступление большое, не могу короче, потерпите немного. Горячие клавиши, не пугайтесь, граждане. Это не шибко сложно, но очень удобно. При запущенной программе фотошоп:
Ctrl + N — создать новый файл, легко запомнить, N — новый;
Ctrl + B — включить инструмент кисть (карандаш);
Ctrl + X — вырезать (работает почти везде, например, в ворде);
Ctrl + C — копировать (работает в ворде);
Ctrl + V — вставить (работает в ворде); 
Сtrl + E — при выделенных слоях объединяет их в один слой (одежда срастается с куклой), если слои не выделены, вроде, включится стёрка.

Там куча ещё сочетаний, я их пытался запомнить, но пользуюсь чаще этими. Остальные не вспоминаю, кликаю мышкой на панели инструментов. Ещё одно используемое сочетание:
Alt + ролик мыши  — увеличивает или уменьшает масштаб (очень непривычно было после других программ, там эту функцию исполняла клавиша  Сtrl, но в фотошопе так).

после сканера
После сканера

Итак, в сканер по одной фотографии пихать, если их пачка — много чести-времени. Дефицит лечим количеством, но потом разгребаем. Мне неудобно работать — боком голову поворачивать.

Разворачиваем изображение
Разворачиваем изображение

На рисунке показал, как повернул.

Повернул фото выделил мне нужную фотографию и скопировал
Повернул фото, выделил мне нужную фотографию и скопировал

На данном рисунке нужное мне фото я вырезал, мне так удобнее, можете скопировать.
Выделяем нужную область инструментов «выделением». Нажимаем волшебное сочетание клавиш: Ctrl + N, программа запомнила, что мы скопировали, и чётко под наше скопированное фото создаёт пустой новый файл. Нажимаем в проявившемся окне «Ок» и видим белый лист. Жмем новые волшебные клавиши: Ctrl + V. И получаем.

Новый рабочий файл (окно)
Новый рабочий файл (окно)

Теперь в этом окне мы будем работать. Вспомнил ещё используемые сочетания, которые нам нужны сейчас:
Ctrl + A — выделить всё, нажимаем — всё выделяется;
Ctrl + Т — трансформирование.

Трансформирование
Трансформирование

Видите, вокруг картинки появилась специфическая рамка? Она много что позволяет делать, если интересно то, что знаю — я расскажу потом. В данный момент она мне нужна для того, чтобы вручную довернуть фото до ровного состояния. На этом скрине фото я уже повернул. Сравните с верхним. 

Заплатка
Заплатка

Уж не помню, в какой версии появился этот удобный для реставрации инструмент, но очень он классный. Хотя имеет свои недостатки. Кстати, видите подсвеченную в скобочках букву, это подсказка на горячую клавишу, то есть Ctrl + J — должна включиться заплатка без мышки.
Итак, заплатку включили, теперь на фото выделяем редактируемый мини-сектор.
 
Выделение редактируемой области
Выделение редактируемой области

Делается это просто: нажимаем левую клавишу мыши (помните, заплатка включена), и мышью, словно шариковой ручкой или как мелком, обводим позорный сектор. В данном случае порез или клякса на лбу. Обвели, замкнули область, и не отпуская левую клавишу, ведём в ту часть изображения, откуда хотим взять материал на заплатку.

Описанное выше
Описанное выше

Если заплатку возьмёте с глаза, то появится третий корявый глаз — сектор меньше. Смотрите, откуда латаете. По сути, программа копирует участок, вставляет его на нужное место и растушевывает края, — красота.

Теперь повторяем процесс столько раз, сколько критических участков найдёте. Только не затрите важные детали. Они порой сливаются с каким-либо мусором, например, удалите прыщик, а это была родинка, по которой все узнавали предка :).

Мусор  и деталь одежды
Мусор и деталь одежды

Так я чуть было не удалил петлю на пиджаке для пуговки.

не только заплатка
Не только заплатка

Здесь заплатка меня не выручила в привычном смысле. Почему? Контур воротника изменил угол. Пришлось чуть изменить алгоритм. Заплатку не отключал, выделил сектор, но материал на него не искал, а нажал волшебные клавиши:
Ctrl + C — копировать; 
Ctrl + V — вставить. 

В данном случае заплатка не срослась сразу с пиджаком (изображением), а стала новым слоем, но края у неё не заретушировались, и угол по-прежнему не бьётся, однако теперь, нажав клавиши Ctrl + Т и включив трансформацию вставки заплатки, доверну её на нужный угол, нажму «применить», всё стоит, только края выделяются — видно заплатку. Чтобы дальше нормально работать, нужно объединить слои, у нас их слишком много развелось. Сами запутаемся, и фотошоп будет делать не то, что нам надо.
 
Слои
Слои

Сверху вниз:
1-й слой — наша заплатка;
2-й слой — наше фото;
3-й слой — пустой файл, когда в нём ничего не было.

Нажимаем (держим) Ctrl и поочерёдно тыкаем по слоям левой клавишей мыши (один клик).

Объединяем слои
Объединяем слои

Слои выделились, нажимаем Ctrl + Е (все буквы в горячих клавишах английские).

Один слой
Один слой

Видите, слой теперь один, снова включаем «заплатку» (если отключилась) и доводим нашу муторную накладку на воротник мини-заплаточками.
 
Воротник с исчезнувшей заплаткой -цельный, вот бы в жизни так :)
Воротник с исчезнувшей заплаткой — цельный, вот бы в жизни так :)

Ага, на рукаве видите «шайбу»? Неправильно взял «заплатку». Почему? Потому что резкий переход по цветам. Я взял справа, а нужно сверху или снизу в данном случае.

Вот как надо было
Вот как надо было

Вот теперь плямбы нет такой. Хочу чуток резкости добавить. Тут как масть ляжет, часто со старыми фото, и не только с ними, вылезают цифровые шумы, которые ухудшают фотографию. Но попробовать стоит. Да, чуть не забыл, неправильное действие можно отменить Ctrl + Z, но число обратных шагов ограничено, что-то около 5 или 7, забыл, но не много. Эти клавиши позволяют отменить ошибочное действие с вашей стороны.

Итак, с резкостью. Создаём дубликат слоя.

Дубликат слоя
Дубликат слоя

Процесс усиления резкости на заднем слое
Процесс усиления резкости на заднем слое

Когда у вас появится второй слой, вы ничего не заметите — он клон родителя, только в панели слоёв появится слой «копия». Физически для понимания у вас как бы две одинаковых фотографии — одна над другой. Напротив слоёв глазики слева, видите? Отключаем, как на картинке, глазик у верхнего слоя. А потом нажимаем на нижний слой посередине (не на глаз). Два этих действия как бы отложили в сторону нашу верхнюю фотографию — мы работаем сейчас с нижней. Как на рисунке сверху, заходим в «Фильтр», выбираем «Умную резкость», там ползунками подкручиваем на глаз, только чтобы фото не стало «страшными» контурами.
Накрутили как вам надо, согласились. Всё фото стало резче, но на щеках какой-то шум появился, ещё где-то что-то ненужное прорезалось.
Для устранения этих недостатков включаю глазик верхнего слоя и щёлкаю ещё слой верхний посредине — перехожу на верхнее фото. Ничего не видно — всё, как было до резкости.

активен верхний слой
Активен верхний слой

Естественно, верхняя фотография перекрывает нижнюю, включаю «стёрку» и протираю дырки на глазах и руках, где, как мне кажется, резкость стоит увеличить. На тех частях, где мне нужно, начинает проступать более чёткое нижнее фото. Всё что хотел — подтёр, резкость на других участках только портит. Опять объединяю слои, как раньше, выделяю их и нажимаю Ctrl+Е.
На фото есть жёлтые пятна от времени, переведу всё изображение в чёрно-белый цвет, не заморачиваясь.

Включаем "Градации серого"
Включаем «Градации серого»

Нажимаем сюда
Нажимаем сюда

Получаем
Получаем

Края фото оставляют желать лучшего — обрежем их. 
Выбираем инструмент «обрезка».

Инструмент обрезка
Инструмент «обрезка»

Рамка показывающая, что останется после обрезки
Рамка, показывающая, что останется после обрезки

То есть затемнённый верх у нас отпадёт, сколько и чего хотите отрезать — регулируете вы. Как определились, нажимаете «ентер» — фото обрезается. Далее я хочу немного края под старину сделать.
 
Линейки
Линейки

Тут у меня инструмент «линейки». Вы можете им не пользоваться, я, чтобы края равномерно выставить, ставлю эти линии. Потом включаю «Выделение». Вы на глаз, или как я — по линейкам, выставляете его.

Выделение
Выделение

Дальше абстрактно объяснить что-либо я плохо смогу, тупо заучил с инета. Просто покажу порядок действий :)

Подмаска или что то там ещё нажимаем слева кнопочку как на рисунке
«Подмаска» (или что-то там ещё) — нажимаем слева кнопочку, как на рисунке

Выбираем фильтр или "Аэрограф" или "Разбрызгивание"
Выбираем фильтр — или «Аэрограф» или «Разбрызгивание» в меню «Галерея фильтров»

Аэрограф - как пример
Аэрограф — как пример

Опять нажимаем кнопочку, которую жали до появления красного (смотри выше). Краснота исчезает, остается выделение.

Выделена внутренняя часть
Выделена внутренняя часть

Обратите внимание! Выделена внутренняя часть, нам нужно удалить наружную, то есть сделать наоборот. Нажимаем Ctrl + Shift + I (И — английская).

Обратите внимание на перемену выделения
Обратите внимание на перемену выделения

Теперь выделен именно край, а не фото в средине. То что нам надо. Нажимаем клавишу «Delete», удаляем выделенную область. И нажимаем клавиши
Ctrl + D — снять выделение (тоже часто используется мной).

Результат
Результат

Тускловато, зайдем в меню «Изображение», покрутим яркость и контрастность. 

"Яркость" и "Контрастность"
«Яркость» и «Контрастность»

Готово, для сравнения лучше сохранять исходник :)
Готово, для сравнения лучше сохранять исходник :)

Обработку фото в фотошопе можно сравнить с поеданием батона. С какой стороны вы будете его есть и как — ваше дело. Важен результат, чтобы вы его съели и насытились. Я ем с этого конца, а Вы с какого? ;)
 
P. S. Фото, на самом деле, хорошее. Реставрировать такое приятно. Определяю хорошее или нет, если видно глаза. Когда при приближении на фото вместо глаз провалы, информации с такого фото в разы меньше, редактировать сложнее :(

Запись размещена в разделах: , , , , ,
40 комментариев 12 спасибо за запись 3 в избранном 7125 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
LyudmilaGeneralova Людмила и еще 2 человека


Комментарии (38)
Спасибо, Григорий. Подробно и понятно.
Я сейчас вожусь с картинкой. Мама принесла. Говорит, что в детстве это была ее любимая картинка «про Боженьку». Вся помялась, поистерлась. Пытаюсь привести в надлежащий вид, чтобы напечатать новую.

скан
скан

в процессе работы
в процессе работы
Ойййй, сколько я в свое время старых фото отретушировала, даже вспомнить страшно… Бывало, что из клочков собирать приходилось. Интересный опыт, скажем так)) А по поводу вашей статьи, Григорий, хочу добавить несколько моментов. Во-первых, сканировать лучше все же каждое фото по отдельности, чтобы разрешение получаемого изображения было повыше (нет, я конечно не знаю возможностей вашего сканера, но все же...). Во-вторых, в процессе работы лучше все же оставлять исходный слой, то есть неизмененную фотографию, чтобы можно было время от времени переключаться на нее и смотреть, не наретушировали ли мы лишнего. Иногда при работе с лицом и в частности с глазами малейшее изменение может привести к тому, что изображенный на фото человек перестает быть похожим сам на себя. Что-то меняется во взгляде, в выражении глаз, и все, уже не то. Так что периодически сверяться с оригиналом полезно. К тому же, желательно делать копии слоев, если предпринимаются какие-то сильные изменения, чтобы потом, если не понравится результат, можно было вернуться к определенному этапу, а не начинать все с начала. Ну и в-третьих, инструменты для ретуширования не ограничиваются одной заплаткой. И к разным фото приходится искать разный подход. Бывает, например, что фото напечатано на такой рифленой бумаге в сеточку… Вот это вообще «весело» ретушировать))) Удачи вам в освоении фотошопа)
Пришлось потрудиться над старой фотографией





эта еще ждет обработку
эта еще ждет обработку
На двойном портрете, видимо, изначально фон был очень однородным. Фотография сделана в ателье, и обычно там использовали для фона экран из однотонной плотной мелкозернистой ткани с матовой поверхностью.
При ретушировании на фоне остались некоторые артефакты. Они немного отвлекают взгляд от самого портрета. Может быть, лучше сильнее размыть фон?
Использую, чаще всего «заплатку» и «штамп».
У Григория очень сложно описана ретушь. Я делаю проще — «восстанавливающая кисть» на небольших участках, а в тех местах, где нужно править каждый пиксел — «пипетка» + «кисть» малого диаметра.
Но прежде всего, до ретуши, надо исправить света/тени, так как любое сканирование или пересъёмка искажают именно этот показатель. Чаще всего после этой операции уже не нужен «контраст/яркость».
Для сравнения: 1. фото переснятое и 2. фото с исправленными тенями (там ещё и ретушь мусора).
переснятое фото
переснятое фото

поправила света/тени
поправила света/тени
Как-то у меня с восстанавливающей кистью отношения не складываются. Не знаю, как правильно ее использовать.
Не знаю, что посоветовать, разве показать порядок работы с этой кистью?
Первое: увеличиваем изображение до 200%, чтобы работать на нужном фрагменте.
Второе: устанавливаем кисть на тот участок, откуда будем брать фактуру. И щёлкаем кистью с нажатой клавишей Alt.

берём тон отсюда
берём тон отсюда

и убираем пятна одно за другим
и убираем пятна одно за другим

крестик показывает, откуда взят тон
крестик показывает, откуда взят тон
Ребят, я не против конструктивной критики и штампом пером тоже пользуюсь, просто статья бы получилась ещё больше, в ней и так запутаться легко. Про критику, до и после мне ничего не скажет, покажите процесс по шагам, поделитесь опытом, например, как светом и тенями, как ретушировать кистью, как убрать сетку зернистости
 
Про «света/тени» я неоднократно рассказывала с иллюстрациями, вы те уроки прогуляли. Суть в том, что можно править только тени или только света, таким образом проявляя детали, которые не были видны.
А на чёрно-белых старых изображениях эта кнопка замечательно срабатывает.
Пробуйте сами, что-нибудь да получится.
Попробовал использовать «света/тени» необычно для фотошопа, для меня, по крайне мере, но столкнулся сразу же с проблемой пикселей. На одежде сплошь и рядом проступили квадратики. Как вы их заглаживаете? Неужто всю фотографию каждую точку ретушировать?

На воротнике квадратики

на воротнике квадратики
Посмотрите на воротник, как будто современный цифровой камуфляж, и так вся одежда.
Может кто-то еще знает, как сделать быстро оригинальные края у фотографии? Навроде той зубчатой обрезки, как делали на старом фото.
Так раньше существовал специальный нож-гильотинка.
А сейчас? Можете показать примерчик?
Сейчас не знаю.
А все мои фото-приспособы за последние лет 30 куда-то все порастерялись. Не сохранила.
Нож был похож на те, которыми в столовых режут хлеб, один край подвижно закреплен, а верх с ручкой опускается и по краю рамки режет край бумаги. Были прямые и были фигурные. Прямые я использовала, когда нужную бумагу (по качеству) не могла найти нужного размера, и покупала большие листы.
Наверное, можно в интернете найти?
Я думал о фотошопе, а не о реальности . Сказали 30 лет назад — чуть не упал, думаю, откуда тогда фотошоп-то, его же не было
Значит, я не поняла вопроса
рамочка))
рамочка))
Григорий, спасибо за тему. Вы хотите сделать края в фотошопе или на уже распечатанной фотографии? Если в фотошопе, то все просто, нужно скачать из интернета соответствующую рамку и вставить в неё фото. Также можно использовать фигурный ластик. Я не стала заморачиваться, когда делала свой детский альбом в нетпринте. Там много интересных рамочек, можно выбрать на любой вкус.

Лена, а лицо-то узнаваемо сразу!
:
Да, что-то наподобие такой рамочки я хотел сделать в фотошопе
Вот здесь можно посмотреть
Григорий, прочитала внимательно вашу статью. Много для меня непонятного, но статья нужная. Информация, которую я получила поможет мне восстановить старые фотографии моих предков. Покажу сегодня вашу статью сыну, он больше разбирается в компьютерных программах, вот он и поможет мне разобраться в вашей статье. Спасибо за помощь.
Григорий, извините. Не в порядке критике, а как собственный взгляд на реставрацию старых фотографий. Я бы не советовал менять тональность фотографии на ч/б., а оставить тот старинный «запах». Да и тот пример фотографии, который Вы привели, можно обработать одним штампиком (с более сложными фотографиями можно применить и другие инструменты).
С уважением.
Заплатка просто удобнее штампа, бывает, конечно, когда справляется только штамп. Попробуйте заплаточкой
Спасибо, Григорий! Пробую… с самой первой версии данного фоторедактора
Григорий выбрал ч/б вариант. Это вполне нормально. Хотя в пору бумажной фотографии нередко изначально при печати применялось химическое тонирование. Причем, портреты очень часто тонировали именно в теплые оттенки. То есть, каким был оригинал при изготовлении, сказать может только специалист.
Но я о другом: Если уж решено делать ч/б вариант, то проще сразу убрать цвет, а уже потом ретушировать.
 
Извините, Андрей! Похоже, я не очень доходчиво объяснил свою точку зрения.
Ой, увидела интересную тему! А я в в Corel PHOTO-PAINT что-то подобное делаю.

Мамина фотография начала 30-х годов.
Мамина фотография начала 30х годов.

Как смогла — поправила.
Как смогла - поправила.
Учитывая начальное состояние фотографии — очень даже хорошо получилось.
Попыталась, руководствуясь видеоинструкцией, отреставрировать фотографию. Некоторые места просматривала раз по десять, пока до меня доходило, что же нужно нажать))))

Результат поэтапно:

Начало
Начало обработки



Создаем копию слоя.
Выбираем Фильтр – Пыль и царапины. Значения 6 и 11.
Удерживая Альт, нажимаем добавить Слой-маску.
Выбираем кисть белого цвета и убираем весь мелкий «мусор» с фото.
Оказалось, что сделать это можно быстро. Мелкие дефекты пропадают совсем. Большие – размываются.
Лечащая кисть. 
Восстанавливаем  все дефекты, кроме фона.
Лечащая кисть и штамп.
Выделяем контур людей пером.
Лассо  - уточнить край. Дальше долго путалась.
Результат:

промежуточный
промежуточный

окончательный
окончательный

Вариант с заменой фона мне не понравился. Я бы предпочла восстановить тот, что был.
Ира, так здорово! Сейчас выполню работу и обязательно посмотрю видео! Реально — очень хорошо.
Насчёт фона полностью согласен.
Там, в ролике, еще текстурируют фон, но у меня уже терпения не хватило))))
Как перевести фото в цифровой вид с максимальным качеством. Ездил специально для сканирования фото с высоким разрешением в центр ксерокопирования и сканирования, однако потеря качества всё равно есть, может кто как-то хитро изворачивался и переснимал фото по другому?

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: