Что мы знаем про свои корни?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
KikiEzhkina KikiEzhkina
Кики Ёжкина Севастополь
Хочется  поговорить про разное… Очень хочется порой вспомнить что-то из былого… из серии «вот моя деревня, вот мой дом родной!»



О деревне

Кстати о деревне: у  прадеда был большой мощёный досками двор, по округе двора стоял высокий забор, вдоль которого по округе на высоте (выше человеческого роста) была проложена дорожка как бы на втором этаже и крытая  галерея, про которую рассказывал мой старший из дядьёв 1929 года рождения… Он вспоминал, что в четырёхлетнем возрасте по кругу по этой галерее бегал...

Представляете, как основательно строились крестьяне? Внутри двора в том числе была и конюшня… При этом  корма для скота заготавливали на своих землях сами!

На возах ездили и подводами привозили из Астрахани селёдку бочками к себе в Казанскую губернию… Вероятно, и мануфактуру какую-то привозили в свою лавочку...

А со стороны бабушки дед был в рыбачьей  артели, которая вылавливала речную рыбу из Камы… Рассказывали, что рыба была жирная и вкуснючая — из неё пекли великолепные  пироги!

Ads by

Сады-огороды

Что касается садов-огородов… В шестилетнем возрасте у моей бабушки была ежедневная обязанность: собрать всю падалицу с СОРОКА яблонь и задать всё это свиньям! Родители  уходили на взрослые работы...


Об одежде

Последнее время  стало очень интересно: а как наряжались в иные времена наши бабушки?

Вспоминается один разговор, как бабушка рассказывала, во что она была одета, когда встретился ей случайно дед… Она была 16-летняя девица, а потенциальный жених — 19 лет! мимо на повозке проезжал… пытался заговаривать...

И вот её  слова: юбка длинная — как обычно, а вот кофточка была с баской… Я наивно полагала, что баска — это пышная оборка от линии талии, как у казачек из «Тихого Дона».

Заглянула всё-таки на наряды Казанской губернии начала 20 века и нашла приблизительный образец традиционной одежды.

Фото с сайта kazan.aif.ru
Фото с сайта kazan.aif.ru

Мне представлялась эта баска как пришитый элемент. Возможно, действительно её вышивали отдельно и пришивали к верхней части кофты? На что я обратила внимание: цвет костюма — красный, что очень традиционно, например, и у народов Средней Азии, например, у туркменок… Полагаю, что это могло быть связано с наиболее распространёнными технологиями окраски тканей в тот исторический период.

Однако такой традиционный наряд носили девицы в переломную эпоху начала 20 века… И я предполагаю, что на сельскую моду могла иметь своё влияние городская среда, тем более, что наша семейка до революции была зажиточная, деды ездили за товарами повсюду и, разумеется, привозили гостинцы своим женщинам. Знать не знаю и никогда не видела, что это были за платья, но слышала о них предание внутри семьи. Рассказывали о прабабушкиных платьях, что сшиты они были из очень красивых тканей! Сейчас, конечно, трудно представить, что в те поры считали люди ОЧЕНЬ красивым... 
--------
В 1939 году наша семья перебралась в шахтёрский посёлок. А тут вскоре и война грянула...
------ 
Однако в самую голодную пору во время войны прабабушка достала из дальнего сундука свои нарядные платья, мой дедушка (её сын) их уложил на саночки и ушёл пешком по дальним уральским деревням — обменивать её драгоценные платья на какие-то съедобные припасы (картошку, сало, капусту) — у кого что было там в деревнях своё выращенное... 

Семейка к тому времени была уже большая: трое взрослых и пятеро детей! Кормить надо было каждого, а система отоваривания в поселковом магазине была карточная. В промышленном посёлке на новом месте на целине огороды и подсобное хозяйство были ещё не разведены… Народ не имел никакой дополнительной подкормки от земли...

Вот такие воспоминания из семейной истории сохранились в моей памяти. Теперь уже ни спросить, ни уточнить не у кого — стариков нет — все ушли в лучший из миров...

А что вы, друзья, помните из истории своей семьи, что для вашей души дорого как память о родных? Как одевались ваши бабушки и деды? Из какой Российской губернии вы произросли? Хотелось бы сравнить всю радугу народных костюмов из разных краёв нашей большой Родины...  Что там было модно и как сложились определённые традиции?

Любопытно будет посмотреть и послушать в том числе и КАЗАНСКИХ земляков… Что помните о нарядах ваших предков? Каковы были их привычки и обряды? Давайте вспомним, как жили те, кто передал нам  свою родовую линию:
— Чем жили в начале 20 столетия  наши с вами предки?
— Как вели хозяйство?
— Чем владели?
— Как встретили революцию? 
— Как смогли пережить войну?
Всё это очень интересно. Поговорим о родных!

Запись размещена в разделах: , , , , , , ,
214 комментариев 11 спасибо за запись   в избранное 3158 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Комментарии (214)
Прапрапрадед и прапрабабка. Рубеж XIX-XX веков, плюс-минус 10 лет.
Прапрапрадед и прапрабабка. Рубеж XIX-XX веков, плюс-минус 10 лет.
Как интересно рассматривать настоящие фотографии старого времени!
Как вам удалось их сохранить? Вы сейчас проживаете в Костромской области… На вашей семье не отразились миграционные процессы в течение всего 20 столетия? У нас было столько переездов и разных пертурбаций, что трудно было сохранить хоть что-то из архивов! Семья огромная, но распространившаяся невероятно далеко друг от друга! Возможно у кого-то и остались старые фотографии, но к сожалению, не у меня!
Вам повезло больше! Единственное, в чём мне удалось принять участие: списалась с двоюродной сестрой и совместными усилиями обновили могилку и памятник бабушки — прародительницы всей большой семьи. Царствие ей небесное! Очень была строгая, но и невозможно было иначе — при 8 выживших детях при всех невзгодах, выпавших на исторический период в котором им довелось жить!
Мы никуда не мигрировали, как жили, так и живем в Костромской области. Правда мои предки по мужской линии из Архангельской и Нижегородской областей, но с семьями деда и отца никаких контактов мои бабушка и мать не поддерживали, так что генеалогическое древо у меня сильно покоцаное и кривое😀.
Другие ветви семьи сейчас в Москве( контакты прерваны) и Мантурове, другом районе нашей области, а также моей родной Нерехте.
А сколько детей было в этой семье священнослужителя?
И особенно интересно- как они нашли себя каждый на своём пути?
Детей у прадеда было 13, выжило семеро, все на этом фото. Из них четверо учителей, служащая горисполкома, врач и, кажется, бухгалтер. Трое из них остались бездетными.
«Детей у прадеда было 13, выжило семеро»
У прабабушки было трое детей…
А у бабушки 11 (выживших 8)… Три младенца не выжили во время войны: заболевали и умирали…
По сегодняшнему времени- уму непостижимо- такая высокая смертность!
Совершенно не удивительно, что дети у ваших прадедов вышли в служащие… Т.к. грамотность в семьях священников была обязательной- родители грамотные и детей, соответственно в жизнь выпускали более подготовленными, чем из крестьянских семей!
Вот мой дед ходил в начальную школу 4 класса! А в 5 класс надо было идти куда-то в друге место и ещё дополнительно платить за учёбу! Прадед сказал: платить за обучение не буду! и всё- как отрезал!
Так недальновидно смотрело крестьянство на образование!
Хотя о самой этой школе можно констатировать следующее:
Своим детям, учившимся в средней советской школе — задачи и уравнения всякие дед помогал решать восьмиклассникам! Вот и сравните- как учили его в какой-то местной школе- земской или сельской (названия не знаю)… Вот какие были стандарты обучения!
Дед вообще был человеком уникальным!
Во-первых, всех своих детей обучал игре на музыкальных инструментах!
У кого- гармонь, у кого-гитара, у кого мандалина, у кого-то балалайка!
Вот так в отсутствие интернета у людей рождалось много детей и создавались семейные инструментальные ансамбли!
Когда намного позже в моду вошли вокально-инструментальные ансамбли, то самые младшие мои дядья в Тюмени в одном ансамбле здорово зарабатывали!- когда-то видела их фотографии у тётки в альбоме — с электрогитарами на сцене своего инстирута…
Об образовании: сам дед окончил 4 класса начальной школы, дети его, согласно государственным установкам, заканчивали среднюю школу. И вот как он рассуждал: парни, конечно, должны учиться, чтобы учиться дальше- в институтах, а девок долго учить незачем!-выйдут замуж и учение будет без особой надобности!
В итоге, маму после семилетки (неоконченное среднее) и тётку старшую после 9 классов — обеих дед договорился и посадил в бухгалтерию-учениками!
К своим 23 годам мама уже работала на самостоятельном балансе. Т.е. была профессионалом в бухгалтерии! А доучиваться ради диплома пришлось в статтехникуме после 40 лет! Те. умение работать было, но в брежневские времена стали спрашивать дипломы по специальности! Им обеим пришлось в середине жизни -заочно получать официальные документы!
Тётка часто вспоминала дедушкины слова о том, что «девок учить долго- не обязательно»! Будет жить за мужем, как за каменной стеной- а в итоге пришлось им обеим наработать стаж трудовой более 40 лет!
У моей бабушки, маминой мамы, было 11 детей, из них всего-то 2 сына. А выжили и выросли 5 девочек, моя мама младшая. Остальные умерли в младенчестве и раннем детстве от разных болезней.
Барон, здорово, что сохранилась эта фотография, почти через 1,5 века знаете, как выглядели ваши предки.
Конкретно про эту пару не знаю. Я даже запамятовал, чьи эти родители — прадеда или прабабки. Хотя при желания по оставшимся документам можно выяснить.
А вот семья прабабки налицо. Она была замужем за учителем, оба из поповских семей. Муж умер сравнительно рано, дядька был крутой и попивал неплохо.
Вот это прабабушка в конце 20-х с детьми, зятьями и невестками. С собачкой на руках — моя родная бабушка.

Обратите внимание на крайнего слева в верхнем ряду. Муж старшей бабушкиной сестры. Бывший военнопленный ПМВ, "австрияк", хотя судя по фамилии — Пётр Войтко, — словак или русин. Увы, он стал в нашей семье единственной жертвой репрессий/войны. Был арестован в первую же неделю ВОВ и больше никто ничего о нем не слышал.
Обратите внимание на крайнего слева в верхнем ряду. Муж старшей бабушкиной сестры. Бывший военнопленный ПМВ, "австрияк", хотя судя по фамилии - Пётр Войтко, -  словак или русин. Увы , он стал в нашей семье единственной жертвой репрессий/войны.  Был арестован в первую же неделю ВОВ и больше никто ничего о нем не слышал.
«стал в нашей семье единственной жертвой репрессий/войны»

Очень семье повезло, если семьи поповичей оказались нерепрессированными!
А у нас были некоторые пертурбации!
1) В момент организации колхозов, бабушка родила в 1933 году мою маму! и на следующий день после родов её ПРИНУДИЛИ выйти на колхозные работы — жать осоку в ледяной протоке, после чего она впала в лихорадку и 3 месяца была без памяти!- трясло так, что грудничка в сторону отбрасывало- куда полетит! Маму мою в этот младенческий период выкармливали козьм молоком, после чего она ненавидела запах молока всю свою сознательную жизнь! (Возможно оно было жирновато для младенца?)
Когда началавь ВОВ маме было 8 лет…
Среди войны умирает прабабушка в деревне и остаётся корова в наследство.
Бабушка с очередным младенцем на руках 44 года рождения, и с моей 11-летней мамой едут длинными дорогами, через какие-то пароходы за этой коровой и привозят её на шахту- где была голь поголовная!-новое промышленное место, мало обжитое! По дороге моя мама работает обогревателем, на котором высыхают пелёнки для маленького младенца! Бабушка обворачивала подмокшую пелёнку вокруг старшей девочки- таким способом обеспечивали выживание малышу… Таким способом довезли корову до Березняков, а уж там встретил муж со старшим сыном- и своим ходом проводили бурёнку до рабочего посёлка- несколько дней пешего пути…
И вот тут семья немного очнулась! Дети могли съедать свою хлебную краюху хотя бы с молоком! ВСЕ — кроме моей мамы! Её ругали, её хлестали- чтобы ела с молоком, заставляли!- в итоге всё возвращалось обратно- такова была её брезгливость к этому запаху молочного жира! В конце-концов от неё отступились- делай как знаешь!
2) В момент раскулачивания- семья местных лавочников показалась местным пролетариям- кулацкой! Сказано-сделано: выселили всю семью из дома в какую-то баньку… Прадед был по тем временам человек с жизненным кругозором, собрался и поехал в Москву к Калинину. Обсказал всю ситуацию, его внимательно расспросили- всё пояснил и ему вручили бумагу о том, что он не кулак, а середняк, т.к. наёмной эксплуатации трудящихся в его хозяйстве не было!
С этой бумагой- приехал, всё показал, неправоту местных сельсоветчиков доказал — дом вернули! Но скарба в доме уже не было никакого! всё унесли активисты!

С другой стороны семье всё-таки повезло, что не успели отправить на какие-то соловки! В итоге все мы выросли пионерами-комсомольцами… И только в своём 40-летнем возрасте, уже после смерти бабушки мне тётка сказала: бабушка всю жизнь коммунистов ненавидела! Мы об этом внутри семьи понятия не имели! Мысли и чувства бабули я, конечно, понимаю, но ход истории невозможно остановить- такой был период развития общества- и все эти катаклизмы были неизбежны! Имущий класс не собирался уступать своих позиций- нарастал конфликт- что и вылилось в смену общественной формации. Конкретному человеку всегда больно от перемен, но история на его слёзы не оглядывается!
Старшие братья не попали по возрасту, только дядя Толя, крайний справа вверху, прослужил фронтовым врачом с июня 41 до демобилизации после победы.
Наша тётя Оля, которая по сей день жива, в 90 годы поднимала архивы вместе с её двоюродным братом (он руководил как раз архивом и ей помогал), всем детям были оформлены документы, как детям реабилитированных. Это я вчера списывалась с двоюродной сестрой послала ей данные про деда, она мне всё это и рассказала. Подтвердила, что данные совпадают, и они всё это давно знают.
Паша, вы как всегда всё утрируете, во первых архив мой двоюродный дядя возглавлял в 90-е годы — городской архив, а не архив МВД и уже прошла реабилитация. Я не заставляю вас верить, можете верить, можете не верить, мне честно сказать, всё равно. Мой отец и его сестры официально признаны детьми жертв репрессий и получали, пока были живы надбавку к пенсии. Больше я ничего не хочу никому доказывать, пишу как было.
Добрый день, Татьяна!
А вам удалось узнать какие-то подробности- почему такое в принципе могло случиться? И что послужило к
такому крутому повороту в судьбе?
Не знаю, никаких больше данных не имею. А информацию я узнала на сайте, где сейчас размещена информация о репрессированных.
Такая тема интересная, но продраться через бесконечные споры и полит-разборки к интересному невозможно. Кулаки, Троцкий, Ленин, Сталин, Берия, Хрущев — это точно о семейных корнях и одежде наших предков?
А фигли нам, троллям )
Простите, Павел, а фигли — это что?
Это слово такое. Употребляется… Ну вот к примеру кончился у вас на кухне среди ночи сахар, вы такая пролазили всё, в мешке — кончился, пачка опустела, в сахарнице тоже нет, магазин в это время суток закрыт, но вам вот до зарезу надо испечь к завтраку булочки с корицей и сахаром, а то завтра на работу, какой же завтрак без булочек. И тут вы вспоминаете что у вас где-то валяются от каких-то железнодорожных или авиа путешествий давнишние пакетики с сахаром. Ну вы и думаете — а, фигли, чо я буду дожидаться утра, чтобы опоздать потом на работу, или вообще ничего не печь — а пооткрываю-ка я эти пакетики, даром что они от силы по чайной ложке каждый, и ссыплю с сахар с них, фигли. Берете, значит, эти пакетики и за нежеланием делать что-то еще — сидите вскрываете и наконец варганите булочки, ставите их в духовку.
Ну и что, фигли, булочки удались, фигли теперь не позавтракать? Все счастливы.
Кики, сколько вы знаете о своей семье! У меня к сожалению, только какие-то обрывочные воспоминания, что мама рассказывала, отец вообще мало что говорил о своей семье, его отец и мой дед в 37 году попал под репрессии и сгинул в лагере, наверное, поэтому мало что говорил.
«дед в 37 году попал под репрессии и сгинул в лагере, наверное, поэтому мало что говорил»

-Я тоже про двоюродную бабушкину сестру (репрессированную) тётю Феню узнала во взрослом возрасте — при детях такие темы (политические) вообще не поднимали внутри семьи!
Про быт рассказов было внутри семьи очень много: во-первых, семья у бабушки была большая, и периодически с родными виделись, разумеется, велись всякие разговоры… Да и мама, Царствие ей Небесное! — была человеком душевным и с непростой судьбой- как у многих в те времена… Чем сложнее живётся людям- тем они теснее общаются и жмутся друг к другу… В том числе и духовно! Мы за чаем в минуты отдыха очень любили порасспрашивать её про родных и семью… Рассказов накопилось масса! Своего отца мама очень уважала и все дети в семье отца любили беззаветно! Вот как она рассказывала про их полевые работы: Как мы помним, обживаться на уральском голом промышленном месте довелось во время войны и в послевоенное время… При этом в труде по хозяйству участвовали абсолютно все члены семьи и каждому определялся тот труд- который ему был по силам… Мама рассказывала, что дедушка налаживал каждому его инструмент под его рост- хоть черенок лопаты, хоть грабельки — всё согласно роста и возраста! Так всей семьёй и огороды копали, и сено заготавливали для коровки…
Да, в трудные времена семья всегда сплачивается. По семейной легенде (мне тётя Надя рассказала, сестра отца), что дед Павел Свиридов и Георгий Свиридов, известный советский композитор — двоюродные братья. Думаю, что она не врала, зачем ей? Доказательств этому нет, сами понимаете, что в те годы от отцов, некоторые отказывались, если они были репрессированы, не то, что от двоюродных братьев. Моя девичья фамилия Свиридова, и сходство портретное явно есть, наши фамильные носы. А отец никогда не говорил мне об этом, только тётя сказала, когда я приехала к ней в гости (мы давно жили в разных городах). Мы с ней беседовали, и вдруг, не с того, ни с сего она мне об этом сказала, что Георгий Свиридов наш родственник. 🤷‍♀️ Я пыталась найти какое-то это подтверждение, но увы… 🤷‍♀️
«Георгий Свиридов наш родственник» — обратила внимание на его портрет, действительно — нос особенной конфигурации…
«двоюродные братья» — это означает, что прапрадед у вас общий! — найдите сведения о нём и это и будут нисходящие две линии к вам и к Георгию Свиридову…
А композитор (его творчество) действительно для всей нашей страны- просто неотъемлемая часть национального кода! И вальс «Метель» такой, что кажется, что без него просто дышать невозможно — сама наша вся
прожитая жизнь в каждом звуке! не говоря уже о Сюите «Время-вперёд!»
Кстати, сейчас переписывалась с двоюродной сестрой по отцу, спросила на счёт родственных связей. Она подтвердила, что да, так и есть. Настя, родная сестра деда Павла, даже написала Георгию Свиридову письмо, но он ей не ответил, по какой причине, не известно. Может из-за того, что Георгий рано потерял отца — его убили, и родственные связи оборвались. Георгия и его сестру Тамару воспитывала мать. Вот что удалось узнать от сестры.
Василий Григорьевич Свиридов — отец будущего композитора после окончания Тимского городского училища прибыл в Фатеж и 3 марта 1911 года приказом по Харьковскому почтово-телеграфному округу был определен почтово-телеграфным чиновником VI разряда. Затем, 1 мая 1913 года он был представлен к чину коллежского регистратора.
После женитьбы на Елизавете Ивановне Чаплыгиной, В.Г. Свиридову, как человеку семейному, была предоставлена жилая площадь в мезонине дома, арендуемого почтово-телеграфной конторой по ул. Екатерининской.
Об этом упоминает сам В.Г. Свиридов в своей служебной записке: «… в доме проживает кроме нас 5 семейств (25 человек) почтово-телеграфного ведомства (пролетариев)… Это помещение необходимо было бы муниципализировать и представить его в полное распоряжение нашего народного почтово-телеграфного ведомства безвозмездно».
Семья Свиридовых проживала в мезонине (увеличенном в послевоенные годы двумя пристройками до третьего этажа) означенного дома, скорее всего, до середины 1920 года. Об этом свидетельствует телеграмма представителя фатежской почтово-телеграфной конторы А. Анищенко (бывшего помощника почтмейстера). отправленная осенью 1919 года в Курское губернское отделение связи: «… мезонин дома, арендуемого п/т конторой, занимает бывший почтово-телеграфный служащий Свиридов», а также протоколы коллегиального заседания социального обеспечения Фатежского уезда за 1920 год.
________________________________________________________________
Вот и косвенное подтверждение только что нашла, мой дед из под Харькова, и отец Георгия Свиридова из под Харькова. Очень большой вопрос, как мой дед Павел попал в Омскую область, может тётушка моя что нибудь вспомнит? Ей в этом году исполнилось 89 лет, одна осталась из семьи отца (у него было три сестры Надя, Оля и Тоня). А ещё сестра написала, что бабушка моя Дуня жила в Симбирске, на соседней улице с домом Ульяновых. Она была красавицей, судя по фото и дед Павел её украл и женился. 😁 А вот как они в Омск оба попали, может тетя моя прояснит.
Дорогая Татьяна! Копайте-раскапывайте- всё это очень интересно! Может даже стоит съездить в гости к живой пока ещё 89-летней тётушке- может про что-то расскажет?..
А рядом с вашей бабушкой- с двух сторон — родные сёстры её стоят?
Спасибо, Кики! Очень хорошая тема для беседы
Рушана, дорогая — жду, что и ты напишешь про своих родных- думаю всем будет очень интересно!
Полагаю они заслужили того, чтобы мы о них вспоминали!
Особенно любопытно мне- про наряды!
Жду твоих рассказов и фотографий- очень интересно!
Да
Вот и именно- очень большое внешнее сходство! Бровки-глазки! Очень симпатичные!
Я Ваша Казанская землячка, Кики! Вернее, из Татарстанской глубинки. Мои родители прожили долгую и достойную жизнь длинною в 93 года, из которых месте 68! К счастью, они оба рассказывали нам с братом семейные истории. Мама после 60 лет стала по крупицам собирать сведения об обоих родáх и написала 6 книг! «Уровень сельской учительницы», — сказал один начальник предприятия, у которого она попросила денег на издание. Да, это так. Но из таких бесхитростных воспоминаний складывается история страны, история эпохи. Те, кто это понимал, устраивали презентации книг, приглашали на встречи с молодёжью и школьниками.





Какая умница ваша мама! Учительство из крови не сотрёшь!
Да, это так. Как говорит мой зять, сам учительский сын, обо мне, о своей жене (моей дочери) и о своей матери:" Учитель — это диагноз и приговор". Моя дочь — учитель в шестом поколении.
«Ваша Казанская землячка» — тогда расскажите хоть про что-то из вашего обихода, что сегодня напоминает о вашем происхождении, об этнических корнях?
Я, например, по рассказам помню про такой праздник: возможно это был Сабантуй…
Мой дед в молодости всегда был победителем в таком соревновании: надо было влезть по гладкоструганному столбу, где подвешены были новенькие сапоги в виде приза! Особенно крупным и брутальным дед (по материнской линии) не был, а, напротив, был худым и ловким! По характеру был очень гибким и прекрасным переговорщиком- с кем угодно и о чём угодно умел договориться! Его многочисленные дети его обожали всю свою жизнь и всегда только добрым словом вспоминали об отце! Сегодня просто удивительно: как могли складываться в те поры такие характеры? Казалось бы: жизнь не располагала ни к какой деликатности и дипломатичности… И вот- удивительное рядом! И часть детей унаследовала именно эти его черты! Особенно тётка моя 40 года рождения! -вся семья всегда съезжалась для семейных свиданий именно к ней… Кого она только не принимала у себя в доме! И двоюродных и племянников всех мастей и любого-каждого нуждающегося в чём-либо!
Да всё напоминает, Кики! Ведь наша семья всегда жила и живёт в Татарстане. Я имела возможность по институтском к распределению мужа уехать в Новосибирск, но уговорила его ехать в мой родной городок. Республика у нас многонациональная толерантная ко всем национальностям. Все месте празднуем и татарские, и русские праздники, поздравляем друг друга с мусульманскими и православными праздниками. Я хожу в хор ветеранов. Недавно мы проводили Рождественские посиделки. Татарки вместе с русскими, чувашами и мордвой пели:«Алилуя, слава небесам» и другие такие песни, а теперь разучиваем татарскую песню.
Дорогая Рушана!
А вам удалось перевести в цифру книги вашей мамы?
Нет, мы не занимались этим. У каждого из нас есть книги, а я ещё храню мамины рукописи и папины воспоминания, написанные от руки.
Хм. Так залепил «Уровень сельской учительницы» — словно это прям плохо. Насколько мне известно сельские учителя — люди как раз-таки вполне образованные и трудолюбивые, а вовсе не недалекие и скучные.
Насколько мне известно, все эти «образованные» начальники предприятий впоследствии все свои предприятия с позором развалили в 90х и обанкротили. Так что не ему было умничать, тоже мне, литературовед откопался, тьфу.
Спасибо, Паша, что отозвались. Начальник сей хотел сказать, что денег жалко на такую книгу. Да и ладно, деньги нашлись. А мама и правда была сначала сельской учительницей языка и литературы, пока мы в строящийся город нефтяников не переехали. Потом работала в интернате для детей-сирот. Одна из её книг о работе учителем, воспитателем и о её учениках.
Сохраните, пригодится. Когда-нибудь, если кто-нибудь заморочится — это можно будет частично влить в местную «местечковую» краеведческую литературу. А то когда такой литературы нет — прошлое районов удаётся узнавать лишь по разговорам с немолодыми таксистами, любящими что-то порассказать.
У нас часть маминых записей и документов в городском архиве и Краеведческом музее, папины есть в Музее нефти. Книги мамы она при жизни дарила национальному отделу библиотеки. В городе они были людьми известными.
«папины есть в Музее нефти» — из этой фразы я поняла, что мама всё-таки встретила своего мужа после срока? — как удалось пережить такие нелёгкие невзгоды? Куда в итоге отец вернулся в тот момент? Как удалось адаптироваться в новых условиях?
Кики, Вы меня неверно поняли. Репрессировали моего деда, отца моего отца. А в Музее нефти документы папы, потому что последние годы он работал у нефтяников.
«Репрессировали моего деда, отца моего отца.» — и как сложилась его судьба? (Извините, если вам больно...)
Я выше писала, что он умер в Пермском лагере для политических от пелагры, то есть от полного истощения, от голода. Посадили в 1938 на пять лет, умер в 1943, не дожив до пересмотра дела.
«умер в 1943, не дожив до пересмотра дела» — очень страшные слова…
Но ещё страшнее — как в то время бабушка выживала одна и без мужа с 4 детьми! Да ещё с таким политическим шлейфом! Как я понимаю: перезжать на другое место она не решилась?
А зачем? Ведь «дома и стены помогают»," дома и солома едома", «где родился, там и пригодился». Бабушка прожила жизнь в своей деревне. Трое детей жили недалеко, в пределах 10 — 40 км, одна дочь в Казани. Нас, детей, на лето возили к ней дней на 10. Взрослые приезжали на выходные, всей гурьбой ходили в дальний березняк за ягодами.
Рушана, какая молодец твоя мамочка! Жаль, что почитать нельзя, разве найдешь где эти книги.
Книги печатались небольшими тиражами. Родители подарили их родным, своим ученикам, городской библиотеке, и небольшую часть издатель продал через сеть своих магазинчиков.
Рушана, я в детстве читала книгу вашей мамы. Совершенно не помню о чём она, к сожалению, и найти её не смогу, т.к. при ремонте дома на книги пролилась вода (их сложили на чердак, а лист шифера слетел во время урагана.) Пропало очень много книг (слиплись, покрылись плесенью), я плакала от бессилия их спасти, т.к. была страшной книголюбкой. Но обложку книги и ее название до сих пор помню, поэтому что мне в то время (лет 10-12) было непонятно сравнение жизни и поля, а потом мы с мамой обсуждали не понятные для меня места.
Мариночка! Конечно, мы с вами живём примерно в полном регионе, но я уверена, что Вы читали книгу другого автора. Просто название совпало. Во-первых, свою первую книгу мама выпустила в 2008 году к своему 80-летию, а последнюю в 2018. Во-вторых, тиражи были небольшие, разошлись по многочисленной родне, друзьям, ученикам, и совсем немного продали в местных магазинчиках книг и периодики, принадлежащих издателю.
Жаль. Я была уверена, что это книга вашей мамы. Обложка была практически такой же, и название я хорошо запомнила.
Сейчас посмотрела в интернете. Есть книга с таким названием, автор Лиштванов Владимир Виленович. По всему выходит, эту книгу я и читала🤓
Что сказать про наряды? По старым фото особых нарядов не было, да и снимки черно-белые. Обе семьи не были особо зажиточными, среднего достатка. В роду отца татарские просветители, в мамином роду учительство началось с её поколения. Всего в нашей семье более 50 учителей.
Дедушка и бабушка моего отца.
Дедушка и бабушка моего отца.
«особых нарядов не было» — а я вижу: на бабушке платок повязан в национальном стиле! Я таких проходящих женщин в платках с распущенными двумя краями видела в своём 5-летнем детстве; на шахте было татарское население среди представителей прочих народностей и один из дядьёв был женат на Раисе (татарочке) и есть сестра Светлана от этого брака! А сам мой дедушка жил в деревне, где соседские мальчишки были из татарских семей. В итоге- дед блестяще щебетал на татарсом языке- как соловей! Странно: а вот никто из детей не перенял этих его знаний- скорее всего потому, что в рабочем посёлке куда перехала семья с первенцем уже вся языковая среда была русскоязычной…
Интересна отделка платка по краю: наверное, это собственноручная вышивка для украшения головного убора?
Как думаете — какая могла быть ткань на платье?- мне кажется что ткань отсвечивет гладкими поверхностями вроде как бывает у сатина? Заметим: крой платья свободный, просторный. Я подозреваю эта женщина в момент фотографии была замужней? При всей её красоте: чистое лицо и крупные открытые глаза, что, безусловно, всегда красиво смотрится — во всём облике присутствует самодостаточная скромность! Как редко нынче встречается в людях это нравственное качество!
Образ дедушки особенно красноречив! Первое: моментально считывается национальный стиль в одежде- по тюбетейке именно татарского фасона! А по всему общему облику видно- кормилец семьи!
Люблю простых уверенных в своей правоте людей, которым не приходится рядиться в чужие маски! Вся страна жила именно на таких деревянных половицах, а многие и просто на глиняных полах. Некоторые умудряются взглянуть в то время глазами сегодняшнего поколения… А это совершенно иная жизнь!
Мама рассказывала как в детстве со старшей сестрой мыли деревянные некрашенные полы: одна смывает до полной мокроты- вторая натирает песком половицы- до белезны, другая следом начинает смывать этот песок- вторая следом вытирает насухо! И если мама моя (как младшая) что-то делала не так умело как хотелось сестре — получала за это по полной программе! Вся страна выживала как могла!
«В роду отца татарские просветители» — очень интересно: как получилось, что в семье оказались грамотные люди —
тогда как в те поры грамотность не являлась обязательной государственной программой? Возможно кто-то в роду был муллой? Особенно интересно- как выглядело учебное заведение? Это была школа или мечеть и при ней обучение велось?
Пишите подробнее обо всё что вспомните- это всё уходящая натура- надо запечатлеть!
Кики, вы внимательный к деталям исследователь! Мой прадед был родом из семьи священнослужителей, его отец был учителем в медресе при мечети. Прабабушка тоже из этой среды, училась в медресе, владела арабской грамотой. На фото она замужняя молоденькая женщина в традиционном наряде. Платок с вышивкой, платье из шёлка. Прожила она 98 лет, умерла, когда у меня уже была дочь. Мы задним числом жалели, что не сделали фото 5 поколений: прабабушка, бабушка, мой отец, я и моя дочь. Кстати, на фото не пара. Это дед моего отца по отцу и его бабушка по матери.
Интересный момент вы рассказали о мытьё полов. В доме моей бабушки в деревне тоже были не покрашенные, просто деревянные полы. Я помню, как мои тётушки, а потом я мочили их водой, скребли широким ножом, смывали и вытирали. Зато какой какой воздух был в избе и прохлада даже в жару!
«станция Бауманская. Едва ли вам это что-то скажет. „- заглянула на схему Метро…
Нет — по этой синей ветке своих поездок не припоминаю… Однако географически можно понять, что это достаточно близко к кольцевой линии метро! Значит в центре- всё достаточно близко…
“томатные соки в столовых, сосиски с хлебом» — да-да! В те поры это было очень вкусно!
Гранёный стакан томатного сока -10 копеек.
«дед по маме был технологом на авиационном заводе, дед по отцу — главным инженером на лихачевском» — во всём этом уже явно просматриваются последствия советского времени- а вот если заглянуть в предпосылки- кем были их отцы-матери? -вот что любопытно! Хотелось бы обнаружить черты старого житья-бытья… Те самые корни!
«родня друг другу не понравилась» — такое бывает…
У нас дед долго у своей матери в ногах валялся — уговаривал, что бы на своей любимой женили, а не на той, которую маменька присмотрела… как выгодную партию… В итоге приехали сватать невесту… В цене «калыма» не сошлись! Отец невесты уехал домой с критическими словами далёкими от истины: денег даёте как за молодого поросёнка!
Взрослые думали на том конец истории! Но — любовь не картошка- не выбросишь за окошко! Дед уговаривал родителей, плакал, просил, что-то со своей стороны, вероятно наобещал… Одним словом, уговаривал родителей после позорного их разворота после первого сватовства и всё-таки уговорил! Поехали сватать повторно! И на сей раз уже засватали! Бабушка рассказывала, что в 16 лет была такой хрупкой, что ведёрный самовар к чаепитию за неё её маменька на стол выносила!- чтобы со сватами сговор отпраздновать за столом… Самовар (по обряду обычно) выносила невеста, если согласна выйти замуж…
Вот так и получилось — прабабушка хотела женить сына на одной, а в итоге прожила до самой глубокой старости с той, которую вроде бы как и не хотела для своего сына!
Прабабушка при невестке была всегда на посту: к вечеру ежедневно начищенной картошки ведро невестку уже дожидалось — пусть варит, что хочет… Детям все приказы розданы вовремя: воды наносить, скот накормить… А сковородка для жарки картофеля была размером как колесо от телеги! Вкуснее чем у моей бабушки жареной картошки я никогда не ела! Всегда на мелконарезанном выжаренном сале и обязательно с поджаренными кружочками со дна сковородки с ароматным слегка зажаренным лучком! — Как у неё всё так складно получалось- понятия не имею! У меня самой то пережарится — то сопреет!
А не подскажет ли кто нибудь с чего и где начать искать свои корни? Мне очень интересно. Даже не просто интересно, а очень хочется узнать свою родословную.
Валентина, если знаете, где родились Ваши предки, ищите, в какую церковь они могли ходить. Потом ищите сначала в интернете Метрическую книгу (там есть даты рождения, браков и смертей). Если не найдет такую книгу (много еще не оцифровано), то надо идти в городской или областной архив и там запрашивать. И шерстить, шерстить, пока не найдете нужное имя… Как-то так.

Примеры чтения записей, имеющих палеографические особенности.

Запись № 19 в разделе «Часть первая о новорожденных»: «вышеозначенной вотчины Дмитриева-Мамонова села Славного у крестьянина Изота Купреянова дочь Настасья».
Запись № 7 в разделе «Часть вторая о сочетавшихся браками»: «вышепредписанной вотчины Дмитриева-Мамонова села Славного крестьянин Изот Купреянов первым браком на девице той же вотчины деревни Ведново на крестьянской дочери Ирине Ивановой».
Запись № 8 в разделе «Часть третья о умерших»: «вотчины капитана Гаврилы Стефанова сына Посевьева деревни Тестово крестьянин Стефан Васильев 73 лет».

Поскольку крепостные крестьяне центральных губерний Российской империи, в отличие от крепостных крестьян ряда западных и северных губерний, не имели фамилий, то в представленных метрических записях 1767 года после крестьянского имени указано отчество в форме написания, принятой в то время.
Валентина, сейчас искать свои корни во многом становится проще, так как много чего уже отсканировано и лежит в открытом доступе. Первый шаг в генеалогии — это опрос своих родственников и работа с семейным архивом, с документами, фото, которые есть у вас дома или у ваших родственников.

Древо стоит начать выращивать с собственной персоны. Делайте это в электронной базе. Я ниже написала об одном из таких ресурсов. Но он не единственный. Можно выбрать себе подходящий. Но мой совет, пользуйтесь отечественными разработками.

Первую ветку, если нет совсем опыта, делайте по тому направлению, где получается найти больше первичной информации. Вторым шагом после работы с семейным архивом — это поиск по открытым источникам. У Яндекс.архива уже большая накопленная база с отсканированными документами. Есть база мормонов. Там тоже много чего есть. Но всего не напишешь в одном сообщение. Тут главное начать, если это увлечёт, то генеалогический поиск можно только приостановить, а закончить вряд ли получится)) Но надо быть готовым к кропотливой работе, к тупиками. Но всё решаемо. На самом деле, в интернете много поисковых групп по регионам, где люди помогают друг другу.
Людмила спасибо за комментарий! Попробовала сегодня найти что то полезное по поиску родителей просидела весь вечер и ничего не нашла даже приблизительно. Я человек который ставя цель выполняет её, но здесь настолько сложно-тычешься как слепой котёнок а результат 0. Расстроилась но буду пробовать ещё.
Валентина, так очень сложно Вам что-то подсказать. Нужна конкретика. Если хотите, пишите в личку (не знаю, возможно ли тут такое) или создавайте отдельный пост. Нужно понимать, что у Вас уже есть, какой регион, кто в роду есть и т.д. Только тогда могу что-то подсказать. Но расстраиваться точно не надо — даже профи в этом деле иногда бьются годами с каким-то тупиком))
Я долго и кропотливо составляла свое генеалогическое древо на одном известном сайте. У меня там 190 человек и 100 фотографий, записано кто когда родился, женился, умер и другие нужные сведения. Так, например, про прадеда написано: «Струков Николай Николаевич. 1857-1933. Дворянин. Банкир г. Орла, Гласный думы, потомственный Почетный гражданин».
И тут вдруг от этого сайта приходит письмо:
«Согласно нашим данным, Вы находитесь в России. В соответствии с правилами, действующими на её территории, MyHeritage вынуждена прекратить предоставление своих услуг в России и прекратить размещение персональных данных российских пользователей. Поэтому Ваша учетная запись и вся содержащаяся в ней информация будут удалены 1 февраля 2025 г.
Мы рекомендуем Вам экспортировать данные Вашего генеалогического древа и/или тестов ДНК, если Вы хотите их сохранить, до 1 февраля 2025 г. После этой даты они будут окончательно удалены из MyHeritage и больше не будут доступны.»
Обидно. Там такие удобные схемы. И заранее предупреждали по мейлу, у кого скоро будет день рождения или день свадьбы.
Можно было нажать на любое фото и открывалось окошко, где про этого человека записаны все известные факты и даты.
Если сделать снимок экрана всего дерева, то получается очень мелко. Сделала несколько. А про каждого человека скриншотить — это очень много. Но еще есть время до 1 февраля. Буду в бумажном варианте переписывать всё важное.
А так-то и на этом сайте у меня есть несколько статей: Корни. Бабушка Таня

Вот так выглядит только часть древа. Слева — еще большой кусок.
Вот так выглядит только часть древа. Слева - еще большой кусок.

А так выглядит всплывающее окно. Это только небольшая часть. Всё не влезает на скрин.
А так выглядит всплывающее окно. Это только небольшая часть. Всё не влезает на скрин.
Татьяна, я тоже давно уже вела древо на том самом ресурсе, о котором Вы пишите. Как только началась СВО и начались определённые процессы в связи с этим, поняла, что надо оттуда бежать. Стала переезжать на наш ресурс Familio. Со временем перенесла всё туда. Когда пришло письмо то, о котором Вы пишите, мне уже ничего не надо было переносить. Но я знаю, что и Familio и другие ресурсы придумали способы переноса информации на их сайты. Они публиковали инструкции. Мне это уже было не актуально, поэтому в подробности я не вчитывалась. Но многие переносили свои данные. Возможно, стоит поинтересоваться и Вам, чем всё переписывать. Для меня Familio оказался более дружелюбным и удобным сайтом, чем MyHeritage. Там очень продвинутые сообщества. Существуют чаты по регионам, которые помогают в поиске. Я сама историк, генеалогией занимаюсь давно. Поэтому мне тема эта очень близка!
Люда, спасибо. Вот что нашла по запросу «как перенести данные из MyHeritage в Familio»:
Чтобы перенести данные из MyHeritage в Familio, нужно:

1. Скачать с MyHeritage древо в формате GEDCOM по инструкции на сайте gedcom.familio.org/help/myheritage/.
2. Загрузить файл на Familio по ссылке gedcom.familio.org/upl_file/. 1
Если возникли вопросы, можно обратиться в службу поддержки сервиса, например, в чате на gedcom.familio.org или через форму обратной связи на сайте familio.org/feedback.

Буду разбираться.
Если решили на Familio переходить, то советую найти их странички в соц. сетях. Там они публиковали посты и под ними люди задавали вопросы уже конкретные. Возможно, поможет и Вам!

Успехов!
Спасибо большое!
«чем всё переписывать»- полагаю продублировать никогда не помешает, если есть время и желание!
Да, согласна, но не всё возможно переписать. Например, документы, которые связаны с персоной в любом случае хранишь в электронном виде.
Таня, больное место затронула. Только что сделал запись в журнал именно на эту тему, опубликуют, обсудим? Обидно терять труд не одного года.
Да, надо обсудить. Времени мало остается. Хочется быстро и без потерь перенести все данные на другой ресурс.
Таня, пока экспортируй в файл Gedcom, все ресурсы его поддерживают
А как создать этот файл, чтобы его экспортировать?
Таня, пошагово: на MyHeritage, на своей странице, выбираешь Древо_Управление_Экспорт в GEDCOM.
Рекоментуют снять галочку с эспортировать фотоальбомы, но я создал три варианта, без галочек, с галочкой и с обеими галочками.
Потом зашёл в раздел Фото, поставил галочки на всех фото, что раньше загрузил, и скачал одним архивом.

Шаг первый

шаг первый

Шаг второй
шаг второй

Шаг третий
шаг третий
Саша, спасибо. Продолжаю разбираться. Экспортировала. Сейчас занимаюсь связыванием населенных пунктов. В моем списке их очень много. Наверно, надо все перенести?
Таня, вот здесь не советчик.Я ничего не связывал, и, наверное, не буду.
Летом умерла мама. При разборе документов было обнаружено очень много неизвестных ранее фотографий. И вроде бы всё и всех знали, но, как выяснилось, не всё и не всех…
Начала копать. По линии мамы дошла до начала 18 века. Сложность с тем, что это Украина. Бывшая территория Польши.
Но нет ничего невозможного. Можно с помощью упрямства, можно с помощью денег..., но все можно найти.
По переписям населения, исповедным росписям или ревизским сказкам… Как это ни странно, но самым сложным периодом для меня оказался конец 19 — начало 20. Пришлось покопаться. А вот 19, 18 века очень хорошо прослеживаются. 17 пока тоже сложно. Но не из-за отсутствия информации, а из-за сложности прочтения текстов. Как-то так, в общем.
Наташенька, давно с тобой не общалась. Царствие небесное твоей мамочке! А ты, как всегда, молодец! Большое и важное дело делаешь!
Мои предки, кроме одного дедушки, были крестьянами. В двух семьях было по 5 детей, и у одних ДВЕ коровы, а у других — корова и лошадь! Их раскулачили, выгнали из домов, и они переехали в город, чтобы выжить.
А дедушка был сыном потомственного священника. Но родителей своих не любил, непролетарского происхождения стеснялся, и даже обрезал свою фамилию, чтобы не вызывала религиозных ассоциаций. Дело в том, что фамилии священникам давали по названию храма, при котором они служили, порой длинные и составные, и заканчивающиеся на «ский». В народе ходили шутки «ПоВодеАкиПосухуХодященский» и «ЧерезЗаборНаДевокГлядященский». Полную фамилию я не знаю. Но когда ее впервые читали, всегда спотыкались и ставили неправильное ударение. Родители умерли, когда дедушка был несовершеннолетним, и наследство досталось старшей сестре Татьяне, да дедушка ничего и не хотел. Его вырастила няня. Однажды мать дедушки подарила няне золотое колечко на день рождения — тоненькое, с маленьким камушком. На дедушкиной свадьбе няня отдала это колечко бабушке. Потом бабушка подарила его тете. Тетю еще в 90-е на улице обступили цыганки, и когда она очухалась, у нее не было ни кошелька, ни колечка.
Дорогая Ольга!
«у одних ДВЕ коровы, а у других — корова и лошадь!» — какие важные слова! И как они много значили для людей той эпохи!
Именно лошадь — была мечтой каждого крестьянина!
Именно по этой причине взрослый сын (мой прадед по материнской линии) со своей семьёй много лет никак не мог отделиться от хозяйства отца!
Очень долго переходила эта история из уст в уста внутри семьи и из слов было понятно сколько там накопилось обиды у отца бабушки ( обещал при женитьбе сына дать сыну лошаль, а в итоге через несколько лет, после множественных затягиваний с выделением сына в отдельное хозяйство, наконец-то вместо взрослой лошади- дал сыну жеребенка, на котором в этот год -когда отделялась семья- пахать землю было невозможно. ) Таким образом, семья моментально проседала в экономическом смысле — не имея средств производства ( в виде рабочей лошади!)
— «раскулачили, выгнали из домов» — им пережить это всё было непросто, но оглядываясь на всю историю 20-века… можно предположить, что семье очень повезло, что просто-напросто не увезли под конвоем!
Семью дедушки Лёни, которая жила в Сибири и имела лошадь и корову, а так же пять сыновей, пара которых были женаты, раскулачили и таки увезли с конвоем, сослали в Нарым. Так и не смотрела, что это. Потом они потихоньку вернулись, часть осела в Бийске, часть в Барнауле. Дедушка Лёня выпивал, и по пьяной лавочке регулярно ходил в милицию сознаваться в самовольном покидании места ссылки. Это уже после ВОВ. Милиция обещала доложить куда следует и отправляла дедушку домой, отдыхать и дожидаться решения.😆
«увезли с конвоем» — наша история изобилует подобными событиями! — однако нашу конкретную большую семью Бог миловал! — среди многочисленных родственников из числа пострадавших оказалась бабушкина троюродная сестра тётя Феня! — как оказалось арестована и отбывала как жена врага народа, а он был рабочим -железнодорожником и состоял в троцкистской партии. (Хотя когда я была маленькой, в семье говорили, что посадили её, якобы, за три колоска!) — теперь я понимаю,
почему откровенно не рассказывали настоящую причину — это было очень опасно, в том числе, и для родственников!
Не знаю, что он там среди своих товарищей- рабочих наактивничал- всё может быть… Но вот жена его, которая вообще не умела ни писать ни читать в течение всей своей жизни- точно не была ни политиком, ни активисткой и тем более — заговорщиком против власти, однако отсидела в лагерях 10 лет. И она рассказывала тётке моей, что при заболевании у неё уже в те далёкие годы там, внутри лагеря, такие же сидельцы — медики делали ей пункцию на позвоночнике!
После возвращения она много лет разыскивала своих двоих детей, которых распределили по детским домам. И нашла одну дочь в том возрасте, когда у той уже у самой в 70-е годы были дети-подросткового возраста!
Дочь хоть её и признала, однако повела себя достаточно холодно и отчуждённо… Видимо, скопилась обида за своё сиротское детство…
Не понимаю такую дочь! Мать такое пережила! Она ж не была кукушкой, бросившей детей. Тема репрессий для нашей семьи болезненная. Моего деда по отцу, его брата и брата бабушки репрессировали по наговорам тех людей, кому они говорили правду и были неугодны. Все они были учителями. Бабушке с детьми — семье врага народа, жилось очень трудно. Дед — коммунист и директор сельской школы умер в Пермьлаге в 1943 году от пеллагры, о чем мы узнали, когда открылись архивы. Папины дядья вернулись, со временем им разрешили учительствовать, один стал Заслуженным учителем.
Быть активным в те годы оказалось небезопасным — а учителя всегда навиду…
«Бабушке с детьми — семье врага народа, жилось очень трудно»- понимаю вполне! Однако как удавалось хотя бы находить работу и хоть какой-то доход?
Жили-то в деревне. Козу держала, немного кур и гусей. Огород большой. Родные помогали. А сельчане многие даже разговаривать с ней боялись. Через какое-то время бабушке разрешили преподавать татарский язык. Отца моего взял к себе дядя, чтобы бабушке легче было, домой отец ходил в выходной из другой деревни один в 10 лет. Три маленькие сестрёнки жили с матерью.
«Отца моего взял к себе дядя»- вот такие акции в те годы были нередки!
У наших в однокомнатной квартире (8 человек своя семья) умудрились квартировать дополнительно ещё и две взрослые бабушкины племянницы из деревни!
И всё это семейство жило в однокомнатной квартире и кухне! Представляете как они там размещались? Это приблизительно 1949 год… Одна из племянниц вернулась после войны и временно остановилась тут, у тётушки!
Насколько щедрее в душах были люди того поколения! Сейчас трудно себе представить, что кто-то кого-то к себе поселит, например…
— «домой отец ходил в выходной из другой деревни один в 10 лет» — как всё знакомо!
Буквально именно так и моя мама с тёткой, когда им было лет 7 и 9 лет как гонцы ходили из деревни в село на расстоянии в 3 км. Это было в 40 году, когда родилась наша Мария (самая коммуникабельная из моих тётушек)… Эти старшие сестрёнки посланы были к бабушке — чтобы спросить, как назвать новорожденную девочку…
Там в шуточном разговоре бабушки и её подгуг-соседок детям сообщили несколько женских имён ( в том числе отмечены как чудесно-великолепные имена этих самых подружек!) В итоге из предложенных и было бабушкой выбрано самое классическое женское имя!
Дети принесли все слова своей бабушки буквально — так и получилось! А на самом деле прабабушке было совершенно непринципиально каким именем назовут очередную внучку!
«они потихоньку вернулись… Дедушка Лёня выпивал, и по пьяной лавочке регулярно ходил в милицию сознаваться в самовольном покидании места ссылки.» — - мне тоже довелось слышать настоящую историю про одного ссыльного грека, который сбежал из трудлагеря и добирался по Енисею из ссылки в центральную часть России…
Однако:
" Он (Енисей) впадает в Карское море Северного Ледовитого океана"…
Вот я и думаю: а как ему удалось по Енисею — против течения выплывать с севера к югу? Скорее всего пунктом его чаяний мог быть Красноярск (вероятно, в 40-е там была железная дорога)…
Однако по факту он добрался до жены с дочерью на Украину и после этого у них родилось ещё пятеро детей!
При этом его каким-то образом система оставила в покое…
Удивительное-рядом…
Даже в 70-е годы он добился для своей большой семьи выделения 4-х комнатной к квартиры…
Вот такие были переменчивые времена…
А мои предки с Белоруссии. Только вот в Сибирь уехали не от хорошей сытой жизни, а от бедноты. В интернете много фотографий крестьян того времени, смотреть страшно земляные полы убогие хаты. Мама у меня тоже учительница и тоже издала книгу про свою родную деревню в Сибири — «Уланово».
И в начале года чтобы хоть как то сохранить собранные фотографии для книги сделал вместе с мамой два коротких видеоролика.
Видео
Видео
«в Сибирь уехали не от хорошей сытой жизни, а от бедноты» — конечно, от хорошей жизни мало кто с места сдвинется!
А вот если посмотреть как бы со стороны: объективно чем их жизнь стала лучше по сравнению со старым местом жительства? В чём они выиграли от перезда?
Вы правда интересуетесь и не знаете зачем крестьяне ехали в Сибирь? Или просто на комментарий меня провоцируете для оживления темы? 😉 Если последнее, то комментарий я уже написал
«Вы правда интересуетесь » — за что люблю мужчин, так это за немногословность!
Да! Представьте себе, что мне действительно интересно как туда перехали первые переселенцы и как они обустраивались на новом месте, как именно им выделялись земельные паи? Интересна всякая живая человечкая судьба! Любопытно- сколько человек составлял самый первый десант в вашей деревне Уланово…
Лица людей я внимательно рассмотрела — прекрасные люди!
Хотелось бы живых историй — какие были общие проекты внутри деревни? Как легко народ собирался для общих целей?
Хочется услышать хоть что-то про настоящую живую историю народа…
Столько свершалось в каждой семье разного и скоро, очень скоро всё это канет в лету вместе с тем поколением!
Так что расскажите что помните, пока можете ещё ваши предания передать будущим поколениям!
Страницы не хватит всё тут написать. Моя мама 30 лет собирала материалы для своей книги. В книге есть не только про Уланово, но и про небольшой «куст» деревень в Сибири. Копипастить материалы из книги сюда ну с моей стороны будет некрасиво хотя бы по отношению к маме и её авторству. Книга по нынешним ценам стоит копейки 1000 руб. ну какой-то там процент приплюсуется на пересылку. Если есть желание могу отправить. 😉
Ну а почему люди поехали в Сибирь из относительно тёплой Белоруссии? Чтобы не спойлерить страницами из интернета попробую своими словами. Конечно подбить и обосновать экономически я вам не смогу. Но как пример выглядит это так:
Современная нынешняя семья состоит из папы мамы и одного максимум двух детей. Три ребёнка в основном у семей выше среднего достатка. В прошлом количество детей в семье было другим, так мой прадед был в семье 19-тым. Потомки его первого старшего брата мне приходящиеся по родству братьями в 4-5 степени родства по возрасту годятся мне в родители, это так к слову. Вернёмся к семьям, семья из трёх человек нынешняя и семья из пусть 10 человек времён царской России. Когда мы хотим есть, мы идём куда? В магазин за продуктами! Крестьяне жили на самообеспечении и работали на помещика в добавок. Чем кормились крестьяне? Хлеб всему голова, муку они не покупали как мы сейчас. Её нужно было получить, посеять пшеницу (рожь) вырастить, убрать вручную (женский труд) обмолотить колосья, просушить зерно, свезти на мельницу, смолоть муку. Теперь представьте три человека сейчас и 10 тогда (в среднем). Это не всё, транспорт, в царской России, поезд = нынешний самолёт бизнес класса, а основной трактор и автомобиль = лошадь. Лошадь ест овёс и сено. То есть при единоличной жизни в царские времена у каждой полноценной семьи должна была быть лошадь, и значение её было больше чем сейчас наличие личного автомобиля. Сейчас можно жить без авто ездить на метро (автобусе). Но в те времена как вспахать поле под хлеб людям и овёс лошади если у вас лошади нет. Думаете это всё? А сено? Кроме того, ещё коровы, ведь куда без молока и масла, никто крестьян не обеспечивал продуктами. Я это к чему нагородил? Получаем среднюю семью из 10 человек как минимум с одной коровой и одной лошадью, полуторагодовалым бычком (тёлочкой), полугодовалым телёнком (корова телится каждый год), куры штук 10-20, овечки = шерсть = одежда, если повезёт и поросят надо. Для всех этих живых существ нужны поля под зерновые и покосы под сено. А ещё нужны поля под лён что бы ткать лёгкую одежду не только шерстяную. Я боюсь даже представить сколько гектаров земли нужно на одну такую семью. И вот крестьяне которых освободили от крепостного права без своей земли вынуждены «побираться у помещиков» = работать за дарма, чтобы помещики в ответ давали свои наделы крестьянам в аренду. Иначе смерть — земля кормила. Почему победили большевики? Они пообещали землю крестьянам бесплатно, и вся сельская Россия 90% от всего населения перешла на сторону большевиков. Но пока не было ни СССР, ни большевиков, крестьяне выплачивали 49 летнюю ипотеку, за то, что государство их выкупило у помещиков с крепостного затворничества. А откуда у крестьян деньги? Какие-то наделы им вроде даже дали от помещичьих наделов, но какие? Самые скудные земли и самый мизер. Всё лучшее оставили за помещиками, царь ведь тоже был помещиком, себя они не обидели. Если ещё короче земли не хватало. Труд был полностью ручной, то есть пропагандировать сокращение населения не было смысла. А кормить нужно было всех. Назревало недовольство, реформа о переселении с европейской части населения назревала почти сразу после отмены крепостного права. Но сословия, которые населяли тогда Россию мало понимали жизнь реальную самого большого класса – крестьян. Столыпин реформу провёл, но видимо было поздновато, только спустили немного пар. Сделай власть эту реформу пораньше быть может и революции бы не было.
Ну а что случилось в реальности? Людям давали 200 руб. на закупку нужного провианта и поездку и на три года освобождали от налогов. Корова стоила рубля 3 (сейчас (100 тыс. руб.) Самые бедные крестьяне – лапотники рванули в Сибирь и на Дальний восток. Куда кого пускали. Самовольно селится где хочешь не разрешали. Украинцам давали места получше, потому что у них местность на Родине была хорошая с плодородной землёй, и с плохих мест они бы сбежали. А белорусы, жившие на земле озёр, болот не испугаются их селили в самые таёжные уголки. Конечно дорогой случалось всякое и грабили, и убивали и болезни косили людей.
Мне даже если кратко пересказывать придётся забить всю вашу тему своими комментариями…
«Комбайн» царского времени
"Комбайн" царского времени

Вторая часть «комбайна»
Вторая часть "комбайна"

А тут крестьяне в Сибири у землянки. Посмотрите на ноги.
А тут крестьяне в Сибири у землянки. Посмотрите на ноги.
Ничего страшного в босых ногах летом — не вижу! Сама каждое лето с восторгом бегала босяком! в 60-годы…
Одна проблема — вечером забегая в дом на ночлег, надо было обязательно заскочить в тазик с водой на крыльце и вытереть ноги об полотенце… Вот и всё!
Обратите внимание- несмотря на неорганизованный пока быт на новом месте — отголоски украшений в одежде налицо — на рубахе вышивка у мальчишки…
Мужчина очень понравился — сразу видно, что осознаёт себя главой семьи- младенец на руках у отца!
Теперь меня разлюбите, наговорил много, честно не хотел, напросили. 😉
«Теперь меня разлюбите» — критерий ЛЮБВИ единственный — искренность!

Как я поняла вашу мысль: основная причина переезда- безземельность крестьян на территории родных мест в Белоруссии… Вот это очень интересно: так сколько же земли выделяли крестьянам при переезде на новое место? Тем более, что вы перечислили все их потребности в земле: под хлеб, под кормовые для скота, под лён, под хозяйство…
Какие помнят подробности ваши родные про самые первые годы устройства на новом месте? Всё это очень интересно!
Об этом нужно читать книгу. Переписывать сюда ее, повторюсь- неэтично.
Переезжали со всех мест европейской части. Белоруссии, Украины, Удмуртии, Чувашии и много ещё откуда.
«куст» деревень в Сибири — — Какое прекрасное и знакомое далёкое словцо «куст»
В маминой трудовой молодости именно так назывался их трудовой разброс предприятий: что-то мне смутно вспоминается про железнодорожный орс, про какой-то их, кажется, железнодорожный куст… Как быстро всё стирается из памяти!
Из переписи 1825 года слобода Шульгинка
(Сейчас Луганская область, на период переписи — Харьковская)
А прибыли туда из Полтавской в начале 18 века.

ЦГИАК, Ф.1354, Оп.1, д.13
(Орфографию сохранила, как и было в переписи)

л.122об
двор №280
Иван Петров сын Бела
шевский - 72
/За семейство
поступил на
службу по найму
шульгинский жи
тель Степан
Носелев и где
находится
неизвестно/
у него жена Евдокия — 71
у них сын
Афанасий — 47
у него жена Ксения — 45
у них дети синовья
Григорий — 25
Сафрон — 20
Василий — 12,5
Афанасий — 10
Степан — 6
дочь Татияна — 15
Григорьева жена Мария — 24
у них дети синовья
Григорий — 6
Семен — 1
дочь Елисавета — 3

Илья — 22
Савва — 17
Арсений — 5
дочери Марья — 11
Стефанида — 3
у Ильи жена Устиния — 20

л.123
Есть ли собственные дома годные или не годные: дом посредственной
Есть ли фруктовые сады: сад посредственой
Рабочего скота
лошадей — 1
пар волов — 1 пара
гулевого скота — 2
овец — нет
пчел колодок — 1 колод
свиней — 2
разной птицы — 25
разного хлеба
в стогах копен или сколько молоченного четвериков — зерном 2 четверти
число четвретей посеяно — посеяно 3 четверти
разного имущества — нет
Привет Наталья!
Мне очень понравилась вот эта часть записи:
«Есть ли собственные дома годные или не годные: дом посредственной
Есть ли фруктовые сады: сад посредственой»
Стало очень любопытно- какой смысл в те поры заключало в себе слово
ПОСРЕДСТВЕННОЙ ?????
В значении: так себе?
Или- живущие и построившие по своим имеющимся средствам?
Скорее всего, «посредственный»- это обычный, стандартный, среднестатистический, так сказать…
Встречала в переписях «ветхий».
«Богатый» или что-то подобное не видела… Именно по этому населенному пункту.
Спасибо всем за интересные рассказы, за ссылки, за поднятую тему.
Григория благодарю особенно. Гриша, я ведь помню нашу переписку, вижу результат Вашего с мамой труда. Фильмы посмотрели вместе с мужем, искренне порадовались, что Вы их сделали. История вашей деревни — история тысяч деревень. Музыкальный ряд, нужные паузы, возможность рассмотреть лица, детали одежды и предметов быта, прочитать фамилии и имена… Всегда поражают лица на старых фото, умные и простые, женщины без «лохм»на голове и «утиных губ», мужчины либо выбриты, либо уж борода аккуратная.
И, наконец, сердечный эпилог в конце видео с надеждами на будущее. Пусть будет так!
Передайте нашу благодарность Вашей маме и долгих ей лет жизни.
Спасибо за такой тёплый отзыв. Тронут до глубины души. Спасибо ещё раз. 🙂
А может, мы уже о моде поговорим! А то Паша увел разговор в дебри политики… Мне очень нравилась мода 50-х и 60-х годов 20 века. Помню креповые платья мамы и её сестёр. Яркие, нарядные! А ещё носили с вышивкой ришелье манишки, надевавшиеся под жакеты. Вообще, вышитое было в моде.
А в конце 40х и начале 50х женщины носили пиджаки.и
А в конце 40х и начале 50х женщины носили пиджаки.и
«вышитое было в моде»
В моём детстве вышивка была уже в отголосках…
На каких-то занавесках в чужих домах…
В постельном белье было в моде — какие-то каймы (у бабушки) ажурные: подзор для кровати ручного плетения, выбитые наволочки…
А для женского платья встречались случайно ярко-ультрамариновые наворотнички-уголками с белой на них вышивкой и вышитой плотной обмёткой по краю…
Такое уже никто не носил (вышло из моды), однако моё воображение такой красотой было поражено абсолютно!
А из моего детства 60-х годов помню нежно-пастельных тонов две кофточки (нежно-розовую и светло-салатную) китайские с кроличьим пухом… очень гладкие для моей щеки и с удивительным запахом маминых духов!
А в доме жили бедно-бедно: снимали чужую времянку в сельской местности…
Только-только переехали в Казахстан…
В доме-шаром покати: однако главбух (кореец по национальности) сказал маме: бери всё самое необходимое — кредит выпишу, будешь по 3 рубля в месяц его погашать…
И мама выписала себе со склада невообразимой красоты сервиз тёмно-синий с небольшими просветами в белый и с позолотой по краю…
Из этих тарелок мы ели и из этих бокалов мы пили… Ничего подобного сейчас даже на картинках не могу встретить…
Стол обеденный — старый на 4 деревянных ножках выдали из списанного инвентаря, кровать полуторную на сетке купили в кредит…
И всё это из дохода в 61 рубль заработной платы!
Правда кредит мама выплачивала не менее полугода… А может быть и год (?)…
Как непросто всегда бывает обживаться на новом месте!
В нашем доме вышивки и в целом рукоделие присутствовало всегда, не выходя из моды. На окнах были занавески-задергушки, на комоде и на столе вышитые дорожки и скатерть, на стенах небольшие картины в рамочках. Эти картины я позже превратила в лицевую сторону наволочек на думки. Мама любила рукодельничать, её сестры тоже. Любовь к вышивке передалась мне и моей дочери. Я храню некоторые вышивки мамы. На пенсии мама вязала салфетки крючком, шила с детьми во Дворце культуры мягкие игрушки. И это я тоже храню.
Мамины дорожки.
Мамины дорожки.
Чудесное многоцветье в материале! Такие прекрасные переливы цвета в крестике!
У меня с вышивкой не срослось…
Помню ещё в детстве из маминой «Косы» из мулине пыталась вытянуть ниточку- там всё дико запуталось… И вот так у меня самостоятельно не пошло…
Бабушки рядом в детстве не было- мы у неё гостили наездами… А мама всю жизнь была погружена в работу: цифры-балансы, вплоть до стука косточками по ночам…
Вышитые вещи в бабушкином доме были, конечно, но в нашем доме такого уже почти не было совершенно…
А вот когда я выходила замуж- у свекрови были и надверные шторы вышитые и верхние занавесочки над окнами… Красивые, яркие цветы вышитые по каким-то эскизам… Вышивка была выполнена гладью… Меня мастерство вышивальщиц абсолютно удивляет и зачаровывает, особенно цветовые постепенные переходы внутри одного цвета!
Ведь эти дорожки много раз стирались, не один год стелились на комод! И нитки сохранили свои цвета почти в первозданном виде.
«креповые платья» — — а у мамы была из китайского шёлка ярко зелёная (молодой травки) шёлковая юбка с яркими тонкими листочками разных цветов… Какая она была лёгкая и гладкая! какой нежный материал! Это приблизительно 67 год… Позднее пошли крепдышиновые платья… А нас наряжали в детстве в штапель, паплин, и ситец… Тётка всех обшивала летними платьями-сарафанами… Одно время в моде были платья со встречной складкой и бантом над ней… Следом — сарафаны из чёрного вельвета «а ля пингвин» для школы… конец 60-х…
И туфли мамины на каблуке бежевые «Скороход» — какая в те поры это была основательная обувь!
А потом пошло-поехало… Туфли от местной фабрики- до первого дождя! 70-е годы качество всё более и более ухудшалось…
Дамы из 40-х и 50-х часто носили приталенное синее пальто с лисьей горжеткой…
Мне всегда казалось, что эти дамы- жёны офицеров…
Мама и её сестры носили чудесные крепдешиновые платья! Средняя сестра считалась глазливой. Я однажды, после её гостевания, стала постоянно плакать, так мама с нарядного платья сестры с видного места вырезала кружочек и хранила его. Когда я уже школьницей обнаружила этот кружок ткани, мама рассказала эту историю. Я так платье и тетю пожалела тогда!
«Средняя сестра считалась глазливой» — вот и ещё одна примета времени! — несмотря на образованность параллельно шли своим ходом и народные глубинные представления об окружающем мире…
Порыталась что-то подобное вспомнить из смейных «прихватов» — вспомнила только запрет свистеть внутри дома сопровождавшийся словами: «не свищи-деньги высвестишь!»
И эта привычка упорно вошла в моё сознание- я до сих пор всех домашних пошугиваю за свист внутри дома…
Детвора подрастает и каждый новенький человечек норовит посвистать внутри дома
А тётушкино платье, конечно, очень жаль!
Что касается глазливости- так на то он и женский пол! Все друг на друга с прищуром посматривают! Особенно в период острого соперничества…
Каждая понимает про себя: «Это именно я — КОРОЛЕВАКРАСОТЫ!»
Природа так нас, девушек, устроила, т.к. не испытывай мы подобных иллюзий- вряд ли мы согласились бы на продление рода человеческого…
В каждом возрасте- свои представления о прекрасном…
Да- такие пиджаки с прямыми плечиками порой встречались на учительницах в пору моего детства… Но в 60-х они уже быстро начали уходить в прошлое…
На смену стали приходить какие-то раскрепощённого стиля одежда и интерьеры…
Помните эту мебель на трёх ножках? Расцветки тканей разбросанными полосками и штрихами?
Кики! Я всегда представляла Вас молодой особой лет сорока! А Вы такое рассказываете! Пиджаки действительно носили учительницы. В центре этого снимка мама, а рядом папа в галифе, сшитом мамой. Молодые сельские учителя, 1952 год.


У моей мамы в молодости была ещё до замужества фотография со своей сестрой (с которой в детстве деревянные полы скоблили) в период жиниховства — на фото в пиджаках с подплечиками- прямыми (под военные погоны)…
Очень красивые приталенные женские серые пиджаки из красивой костюмной ткани — в тоненькую незаметную полосочку… (50-е годы)…
К сожалению фото где-то в родных архивах… На Урале… У меня такой фотки не было…
А про Урал сохранилось яркое детское впечатление — о прыжках с высоты сарая в 2-хметровый сугроб…
А внутри бывает страшновато- когда не знаешь точно в какую сторону выползать из сугроба…
Мы в детстве тоже прыгали с сараев в сугробы. Мне было лет 11, а братишке 7, и он увязался за мной и тоже прыгнул, но несколько в стороне. В этом месте оказался наст и плотный сугроб. Братишка сломал 1 ребро, а мне, естественно, крепко попало от родителей!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: