Преподобный Никандр Псковский родился в 1507 г. С юности Никон отличался скромностью, любил посещать храм. В 17 лет, после смерти отца, он убедил мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины, а сам Никон отправился в Псков.
В Житии Никандра сказано: «Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом». Никон пришел в то место, о котором так много слышал с самого детства, и поселился там, на берегу реки Демянки.
Соорудив себе хижину, Никон жил в одиночестве 12 лет, изредка посещая Псков.Он принял постриг в Крипецком монастыре с именем Никандр, после чего вновь поселился в пустыни и жил уединенно 15 лет. Уединение Никандра стали нарушать паломники, узнавшие о праведном пустынножителе. Не желая мирской славы, Никандр покинул пустынь и ушел в Крыпецкий монастырь, где служил более 3 лет. Затем вернулся в прежнее место на озере Демяно, где прожил в уединении последние 39 лет своей жизни.
Преподобный обладал дарами прозорливости и целительства, к нему за помощью обращались многие страждущие. В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святого."
(из брошюры «Никандрова пустынь» Возрождение.)
Обитель на протяжении веков процветала, было много паломников, большое приусадебное хозяйство. Монахи выращивали даже виноград. Здесь же располагалась огромная библиотека (более 1000 книг), в дни памяти святого Никандра собиралось до 20 тысяч человек.
В 1928 году обитель закрыли, все постройки снесли и забыли на многие десятилетия.
Разрушенная стена построек начала XX века
Возрождение началось около 10 лет назад.
Вот так все начиналось.
Еще нет прилегающих построек, храма, хозяйственного двора.
Храм в честь святых Царственных мучеников, построенный в память о святых царственных мучениках, чей крестный путь начинался с Псковской земли.
Храм в честь иконы Матери Божией «Взыскание погибших».
В 2010 году был открыт Благовещенский собор. Возведен он на месте, где рос священный дуб, под которым принимал страждущих Никандр и где позднее находилась его могила. Дуб сгорел при пожаре в 1673 году, а на его место позднее посадили новый дубок, который и растет сейчас перед храмом.
Жилые помещения
Несмотря на такие изменения, монастырь окружает полудикий лес, где при желании можно найти чернику, бруснику, клюкву и грибы. На территории Никандровой пустыни расположены святые источники. Добраться к ним можно через лес...
или вот по такой дорожке.
В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься, пробиться вновь, и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.
На въезде в монастырь расположен источник в честь иконы Казанской Божией Матери с торфяной водой. Это, так называемый «глазной» источник. Вода в нем помогает при различных глазных болезнях, достаточно только попромывать глаза или окропить их водой.
Следующий источник находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.
Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок. Температура круглогодично от 3*С до 6*С .
Многие специалисты считают ее целебные свойства одними из самых сильных на северо-западе нашей страны.
Святой источник.
Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.
На исцеление приезжают в любое время года. Погружаться в источник положено полностью обнаженным, что конечно при такой температуре не всякий сможет. Старую нательную одежду надо выбросить, а после купания одевать чистую и новую.
Источник — это колодец, в котором для удобства погружения сделаны перила и ступени. Есть женский и мужской вход.
Источник внутри.
На улице оборудован «бассейн», где также можно пройти омовение.
Мой сын решил окунуться полностью. Из воды «вылетал».
После купания в источнике кожа «горит», легкость во всем теле и самое интересное — при 11*С воздуха нам было совсем не холодно.
Еще один источник апостолов Петра и Павла. К нему идут люди, страдающие от алкогольной, наркотической зависимости, бесплодии. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.
Источник Живоносного Креста содержит «живую воду», которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист. Она лечит болезни сердца и сосудов, в том числе гипертонию и пороки сердца, атеросклероз; заболевания центральной и периферической нервной системы; женские и мужские болезни; сахарный диабет, ожирение и подагру; избавляет от язвы желудка, поражений печени и кожи.
Другой источник, Петропавловский, содержит воду с содержанием сероводорода. Применяется эта вода для орошений, ванн, полосканий.
Здесь люди набирают в тару воду, увозят ее иногда за несколько тысяч километров. Моя мама везла неподъемный груз за 1800 км, наливая воду в 2-х литровые бутыли, по пути прихватив растения из пустыни (все нужно) и с чистой совестью поездом до Санкт-Петербурга, затем метро, затем опять поезд на юг. При всем при этом просто этой водой умывается.
Набираем «живую» воду.
Лес возле источников.
Есть еще источник преподобного Никандра, которым, по преданию, для бытовых нужд пользовался сам святой.
Были в обители и святые камни, но до наших дней они не дошли. Как рассказано в путеводителе по истории Никандровой пустыни:
«Камень «Возглавница» долго находился в монастырской церкви и был объектом почитания местных жителей и паломников. Его наравне с иконами использовали в Крестном ходе. Предания говорят, что Никандр преклонял голову на этот камень вместо подушки при отдыхе. Отцы церкви вывезли предмет языческого поклонения в Петроград, где его следы затерялись. Остались только легенды о нем, а неосведомленные о вывозе люди долго продолжали поиски реликвии.
Камень «Божий следок», похожий на след ступни человека, считался святым из-за предполагаемой принадлежности отпечатка Деве Марии. Его почитание возросло после утраты «Возглавницы».Камень утерян."
На территории есть старое кладбище. Могилы датируются IXX в.- начало XX в. Кресты практически вросли в землю, летом их не видно из-за травы, зимой из-под снега. Но кладбище собираются реставрировать.
После пешей прогулки, купания аппетит разыгрывается нешуточный. И здесь к услугам паломников и туристов своя лавка. В ней торгуют хлебом собственной выпечки, медом. Очень много трав и ягод собранных здесь же.
Храмовый комплекс.
Усталые, но умиротворенные идем в лавку при храме.
Есть на территории и свои животные-лошади, козы.
И напоследок.:
«Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру.
Братии монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже, свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно она давала людям силы совершать невозможное. Все, кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе.Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление».
Люд, спасибо