Размышления об именах. Хвойные или хвойники?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Меня эта тема как-то особенно волнует — ну, примерно так, как если бы моего сына Андрюшу называли Антошей или Георгия — Григорием, а дочку Любу — Людой (имена детей, если что, вымышленные).

И вы наверняка легко могли бы извинить, если чужой человек случайно перепутает и разово назовет вашего ребенка не тем именем. Но если близкий любящий человек (папа, дядя или тётя, например) упорно будет называть вашего сына/дочку неправильно, то вы, несомненно, взорвётесь уже!

Так вот и с любимыми хвойными растениями. Меня очень удивляет (а порой эмоция уже и совсем иная — раздражение и даже злость :mad:), когда садовод-ёлколюбитель выращивает в своем саду голубую ёлочку, или золотистую тую, или мохнатую сибирскую пихточку, холя и лелея их с нежностью и называя при этом своих питомцев «хвойниками» :not_i:

Давайте разбираться:babulka_girl:

Для начала — полюбуемся — смотрим на фото 
(фото 1-8 — из сада автора):

рол
Фото 1.


рол
Фото 2.


прол
Фото 3.


прол
Фото 4.


иро
Фото 5.


трол
Фото 6.


фото
Фото 7.

фото 8
Фото 8.

А теперь смотрим информацию из Википедии  
:type:  или, если ей не доверяете, любого другого уважаемого вами источника:book:

Хво́йник, или эфе́дра (лат. Éphedra) — это род причем единственный род!) кустарниковых семейства Хвойниковые/Эфедровые. Известны три русские названия этого растения: «хвойник», «эфедра» и «кузьмичова трава».

Прошу обратить внимание: постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 года представители рода Хвойник включены в список растений, содержащих наркотические вещества, которые запрещены для культивирования на территории Российской Федерации.

Ниже привожу два фото (из интернета) этого растения:

олпр
Источник

Разве это хоть чуточку похоже на наших хвойНЫХ любимцев?!!
Источник

Ну, скажите же, пожалуйста, разве это хоть чуточку похоже на наших хвойных любимцев?!!! nono

Дорогие коллеги! Уважаемые и нежно любимые мною Садоводы и Садоводки, Садолюбы и Садосажатели, Ёлководы и Хвоеведы! molba Давайте называть наших любимых питомцев их собственными именами!

… А исследования свои, связанные с именами разных других растений, я продолжу всенепременно — вот такой я любопытный и занудный человек
:aga-aga: 

Запись размещена в разделах: , хвойные, ,
95 комментариев 22 спасибо за запись 1 в избранном 4618 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
Larissa_AR Лариса


Комментарии (94)
Спасибо за тему, никогда раньше не задумывалась о разнице в названии. Учту! Но обращение ко мне «садоводка»-вот уж точно слух режет. И кстати интересный факт о Ф.Г. Раневской. Ее отчество Григорьевна, но народ почему-то обращался к ней Георгиевна, Ф.Г. отреагировала в своей манере — если народ так хочет, буду Георгиевной
Светлана, спасибо за Ваш интерес и за отклик.
А значит это совсем и не к Вам, Светлана, обращение «Садоводка»
Скажите, какое Вам по сердцу обращение (?), я с удовольствием добавлю!
Это из той же оперы, когда пожарных называют пожарниками. Пожарники — это жуки. Ну и из русского языка: нет слова ложить — есть слово класть. Нет слова садить — есть слово сажать или посадить. Хотя сама иногда грешу, называя хвойные деревья хвойниками. Учту на будущее.
Татьяна, жуков назвали в честь пожарных, но «пожарниками»?
Наверное, чтоб не путать.
Ага, я знаю, что пожарных оскорбляет такое их «обзывание». Они говорят: «Пожарники = погорельцы».
(Двоих пожарных лично знала)
Тань, все так про пожарных, но тем не менее в СССР даже существовал такой нагрудный знак «Отличный пожарник».

фото из интернета
фото из интернета
Пожарники изначально = погорельцы. Даже более: погорельцы ложные, категория жуликов, которые опалив на огне оглобли и грядки телег( саней), после окончания сезона полевых работ сажали на оные транспортные средства большую часть семьи и отправлялись побираться по соседним волостям.
Интересно, Барон, да, на самом деле. Только я уж стала подзабывать, КАК и ПОЧЕМУ к хвойным подцепились пожарники
Какая красавица ель Белобока, это ведь она?
Есть у меня такая, да (но в теме её не было). Сейчас выложу фото:



Bialobok (июнь 2019)
Bialobok (июнь 2019)
А я, глядя на 4 фото подумала, что Белобок. Как та ель называется, с 4 фото, уж больно красива и пушиста!
Вот она в разные свои стадии (начало июня)
Эта?
Эта?









Да, Надежда, я про нее. Уже увидела название на фотографии. Спасибо.
У Bialobok весенние приросты цвета, скорее, бежевого. А у Maigold — лимонные.
Я покупал в горшке на ярмарке Дэйзи Уайт, тоже хорошенькая, а вот после высадки в грунт что то захирела…





Вы узнали её (фото 6), Александр! Да, просто светится вся, красавица
М.б. проблема в недостаточно тщательной подготовке посадочной ямы? Какой у вас там грунт? (А на фото она у Вас в прикопе, что ли? )
Грунт суглинки, ямы готовлю тщательно… На фото она в магазинском контейнере, определялся с местом высадки… К концу прошлого лета вроде ожила (всё ллето поливал, опрыскивал цирконом, появились маленькие свежие побеги)… Тперь все растюшки с ЗКС буду подращивать по методу Максима, с перевалкой в большие контейнера и зимовкой в прикопе в теплице… Осенью с невысаженными так исделал.


Я только иногда так поступаю (если с местом не определилась) — переваливаю в б0льший контейнер и в прикоп.
Надежда, а я вот две ёлочки так загубил, поспешив с высадкой, но там и посадочный материал прислали очень неважный, нужно было в контейнерах их холить-лелеять, не знаю, как из зимы выйдут, печалька…
вот такая малышка
вот такая малышка
Александр, грунт у вас оч.печально выглядит — тощий какой-то… Я, конечно, не специалист, НО этот цвет..., эта структура..., эти трещины… И малышка, действительно очень грустная, да
Да нормально там всё, трещинки после поливов, а цвет-камера на старом телефоне была такая, вообще за лето я почву на этом участочке облагородил-песочек, перепревшие опилки, рыхлил каждую неделю, у меня там 5 туечек на подросте, три ёлочки…А малышка грустная действительно, прислали сухие, облезшие, без слёз не взглянешь…
Ну, здоровья им всем!.. И Вам тоже
Спасибо, и Тебе, Надежда, здоровья…
Александр, у меня есть одна елочка. Ей уже лет 5-6 (точно не помню). Первую зиму зимовала в прикопе в горшке. Весной начала хиреть. Я ее высадила в ОГ, она сбросила все хвоинки и к осени почти засохла. Был у меня порыв ее выкинуть, но я увидела на одной из веточек на самом кончике пару молодых зеленых хвоинок. Оставила. Думаю, если суждено ей выжить — выживет, а нет, так всегда успею выкинуть. Постепенно она начала оживать, слабенько, но начала… Стала, правда, корявенькая. Одна веточка только пошла в рост. Потом стала постепенно пушиться. В позапрошлом году я все лишнее засохшее срезала, привязала стволик к палочке вертикально. И уже прошлой весной убрала палочку, стволик выпрямился. А елочка теперь похожа на штамбик.

Так что вы не расстраивайтесь. оживет постепенно ваша малышка.

Это она в сентябре 2018. Удалиа все засохшие веточки
Это она в сентябре 2018. Удалиа все засохшие веточки

Это она в сентябре 2019… Уже попрямее стала и макушка попушистее
Это она в сентябре 2019... Уже попрямее стала и макушка попушистее
Спасибо, Людмила, вот можешь ты найти слова, прямо от души отлегло, буду надеяться…
Не за что! Для этого мы тут и собрались, чтобы помогать и поддерживать друг друга.
К меня еще один такой задохлик сидит. Теперь уже опытом научена. буду ждать, авось оживет.
Милана, красотуля Ваша ёлочка получилась
Да, я уже рада, что не выкинула ее. А ведь порывалась.
Вот она и отблагодарила — выглядит счастлиииивой…
Красавица, просто глаз не отвести!!!
Да, Наташа, особенно на фоне зеленого газончика
Спасибо, Надежда! Я просто не знала абсолютно, что есть род хвойники или эфедра, потому и позволяла себе такое переименование.
Теперь знаете
Об этом различии давно знала, но как-то не заморачивалась / юсь. Могу и себе позволить «обозвать» где-то хвойниками хвойные Главное, что все поймут. Это для меня сродни употреблению словосочетания «в течении» и «в течение», каждый второй ошибается, но это не стоит моего внимания, заострять точно не буду Так и здесь. Можно между строк прочитать, а можно «докопаться»
… Ну, я, Татьяна, постаралась СВОЮ позицию донести (во первых строках темы)
Спасибо за Ваш интерес.
И да. Тут я где-то с Вами, Татьяна, даже согласна: одни «докапываются» до кОровы, которая вдруг стала кАровой, а другие просто её молоко пьют — и норм. Жизнь разнообразна в своих проявлениях
та да Надежда, а эти красивые елочки, с контрастным приростом, не «горят» у вас по весне? Тоже такие хочуууу, но меня напугали, что придется постоянно прикрывать от солнца. А я стараюсь на новом участке подбирать те растения, которые не потребуют последующих укрытый. Не хочется всю зиму лицезреть всевозможные «кулечки» и пр. укрытия
Эти ёлочки пока невысокие, а снег у нас не ниже 1,5м бывает.
Пока стараемся всё по возможности притенять. Любовь к хвойным у нас так велика, что готовы идти ради них на оч.многое. Поживём, увидим.
… В прошлую зиму у нас сильно (практически полностью ) обгорела без укрытия ель сербская Rubra, приобретенная уже большой (ок. 2м). НЕ покупайте большемеры!!!
На эфедру запрет не строгий, до 10 экземпляров можно, да и сомневаюсь, чтоб наркополицейские настолько разбирались в ботанике, чтоб углядеть и опознать среди цветов именно эфедру.
В справочнике Шевыревой/Кондратьевой о запрете даже не упоминается, эфедра ничем не выделена из парочих растений и названа оригинальным и недооцененным растением.
Спасибо за доп.информацию, Барон. Вы очень начитанный
Надя, речь идет о растении которое повсеместно встречается в наших лесах? Я встречала у нас в лесу осенью, когда ходим за грибами такое растение. Иногда огромными полянами. Но ни разу не удалось увидеть цветущее или с плодами.
А на твой вопрос отвечу: «Безусловно, хвойные!»
Хвойник, эфедра, "кузьмичова трава" из наших лесов
Хвойник, эфедра, "кузьмичова трава" из наших лесов
Ой, интересно-то как! Вот правду говорят: «Век живи — век учись». Только-только вчера обратила внимание на заросли такой травы. Пошли гулять, а за деревней прямо у дороги — целая поляна. Сейчас она в глаза хорошо бросается. Я, признаться, решила, что это хвощ так резко в рост пошел Ботаник я тот еще, да Просто стебли очень на стебли хвоща похожи — коленчатые… Да и много его у нас, а эфедру я почему-то всегда считала экзотикой, в наших местах не встречающейся Ну, царапнуло глаз, конечно, что вид у побегов не совсем для хвоща характерный… А сейчас фото в ленте комментариев увидела — и прямо «споткнулась»: так вот же оно! Тогда выходит, что «кузьмичева трава» и у нас встречается повсеместно — такие зеленые «щетки» вдоль дорог нередко заметить можно…
Нет, это не эфедра. Первое впечатление Вас не подвело. Это хвощ зимующий, Equisetum hiemale, довольно обычный лесной житель.
Те же Шевырева и Кондратьева, уже в другом справочнике, про растения для водоема, называют его самым красивым видом хвоща. Во всяком случае, самым оригинальным. И самым удобным для культуры. Не сорничает, как полевой и не требует водоема, как болотный и приречный. Великолепное растение для теневых цветников. Хотя ограничивать его все же придется.
Барон, спасибо огромное! С большим интересом знакомлюсь с новыми (для меня) растениями — спасибо, что помогли разобраться, кто есть кто Этот хвощ действительно красив и оригинален. И теперь понятно, с чего он стоит такой зелененький в середине января — раз зимующий, ему положено
Согласна с Бароном. Эфедра — растние теплолюбивое. У нас не растет
Это не эфедра, а хвощ зимующий. Ниже Марине я ответил подробно.
… И, кстати, сейчас в Европе ХВОЩ стал, вроде, одним из самых модных растений
Барон, спасибо за разъяснение. Пожалуйста, разъясните еще про одно растение из наших лесов. Его я называла хвощем!
Пушистая трава — хвощ?
Пушистая трава - хвощ?
Да, это ещё один вид хвоща, кажется так и называющийся «лесным»
Когда я работала вожатой в пионерском лагере, дети называли его «раскладная травка»
Ольга, хвощ имеет двухгодичный цикл развития. Это хвощ первого года развития. На второй год у него прямые жесткие стебли отрастаюю, на которых образуются спороносы. И он имеет вид, как у вас на первом фото, где вы пишете про него, как про эфедру.
Не-не! описанный вами цикл характерен только для хвоща полевого, имя которого вызывает зубовный скрежет у многих огородников.
У хвоща лесного спороносы образуются прямо на вершинах этих вот пушистых елочек со второго олиного фото. Хотя далеко не на всех.
В противоположность хвощу болотному(?) у которого почти каждый стебель ( подчас полутораметрового роста) увенчан черной шишкой спороноса.

Хвощ зимующий — особый вид, он не имеет боковых веточек, а вот какие у него спороносы- я что-то и не припомню.Похоже он предпочитает вегетативное размножение — его заросли располагаются изолированными, но довольно обширными островами.

Спороносы хвоща полевого, о которых Вы пишете, мягкие сочные и букавально за несколько дней пропадают, засыхая или сгнивая. Они съедобны, я застал ещё людей. вспоминавших, как весной собирали эти "опёстыши", чтоб добавлять их в тесто из остатков муки. Да и сам в детстве ел. Не ананас, знаете ли… Стебли же хвоща зимующего держатся по нескольку лет.
Спороносы хвоща полевого, о которых Вы пишете, мягкие сочные и букавально за несколько дней пропадают, засыхая или сгнивая. Они съедобны, я застал ещё людей. вспоминавших, как весной собирали эти "опёстыши", чтоб добавлять их в тесто из остатков муки. Да и сам в детстве ел. Не ананас, знаете ли... Стебли же хвоща зимующего держатся по нескольку лет.
Ну вот «елочки» на фото Ольги, скорее всего, и есть хвощ полевой. Я его со своего участка вывела постоянным выпалыванием. Главное не дать ему образовать споры. За 5 лет извела практически. Единичные экземпляры появляются изредка, но я им не даю отрастать.
Кстати, в свое время вылечила отваром этого хвоща аллергию
Я уже не помню точных признаков различия лесного и полевого хвощей, кажется тут дело в количестве веточек и степени их ветвления, — занимался этим, когда потребовалось набрать хвоща полевого на сбор от цистита, — но по общему впечатлению и по биотопу на фото не полевой.
Ольга, на хвощ оч.похоже Ваше фото…
И спасибо, за солидарность в вопросе имён
Эфедры, кстати, пустынные и степные растения. Лишь один вид, та самая «кузьмичева трава», эфедра двухколосковая, как пишут «по выходам песков доходит до Рязанской области».
Раз уж тут про ХВОЩ дело пошло (практически совсем не по теме), то вот видео для цветоводов и любителей ландшафтного дизайна и другой красоты.
Тоже уже пыталась как-то намекнуть на различия в понятиях «хвойник» и «хвойное» — Как оформить цветник в пейзажном стиле?
Кстати, не всегда легко понять, какое именно растение имеется в виду автором.
Что уж говорить о нас, простых садоводах, если уж «большие» ландшафтные дизайнеры и эксперты сплошь и рядом «путают» понятия!..
Таких «путаниц» не счесть! Из моих любимых: «делЁнка» и «делЯнка», «сеять» и «сажать»…
Вот уж точно, Евгения
Коробит более всего именно у специалистов — из уважения к профессии (...) и любви к растениям.
Я тоже несколько раз на заре своего пребывания на 7 дачах пыталась «вразумить» народ называть хвойные хвоййными, а не хвойникам, так меня тут тапками закидали! Типа, мы тут любители, а не академики

Я бросила это бесполезное занятие и перестала делать замечания. Хотя коробит сильно. Так что, Надя, вы не первая, кто про это пишет.
Я и не претендую на первенство, Милана (пожимаю в этом месте плечами).
Я не про первенство, а про то, что народ тут разный. Кто-то прислушивается, кто-то прочитает и «пройдет мимо», а есть и те, кто начинают тапками кидаться
Кто предупреждён, тот вооружён — спасибо, Милана
… Правда, до меня как-то тапки не долетали…
И пока я попадаю только в тёплое доброжелательное окружение (возможно, потому, что всего лишь делюсь собственным опытом и небольшими знаниями, обращаюсь с просьбами — без нравоучений и назиданий )
Надежда, Семидачники очень хороший народ, как большая дружная семья…
Да, Александр, я это вижу и чувствую на каждом шаге по Семидачью
Надя! Последние Ваши слова самые важные! Ведь как аукнется…
Людмила, это всё таки педагог в тебе говорит…
Нет, просто человек
Пошутил я, если задел, извини, пожалуйста…
А я, вот, честно признаюсь, невежда в таких вопросах (думаю, я не одна такая) и, хотя мне и стыдно, и мне хочется правильно знать и называть, но увы, память уже не молодая, всё и быстро не узнать, не запомнить… я чтобы какой цветок запомнить каждый день хочу в себе проговариваю, забуду, загляну в статью, вспомню, опять хожу, твержу… и всё-равно могу забыть
О! Кстати, Аня-Птичка, я СПЕЦИАЛЬНО для тренировки памяти стала запоминать все трёхэтажные имена своих ёлочек-сосёночек и иже с ними (кто-то утверждает, что стихи помогают, а я так думаю, что ботанические названия покруче будут ). Правда, пока не могу составить конкуренцию моей подруге-суперцветоводу — она, кажется мне, ВСЕ на свете растения знает
Надя, ты молодец! Но, я неее, пас, трёхэтажные имена даже и пытаться не буду
Так-то за эти пять лет, как мне посчастливилось заняться огородничеством и садоводством, я такой огромный массив информации в себя впихнула и запомнила, что порой сама удивляюсь… и, к слову сказать (это немного меня утешает), с удивлением обнаружила, что большинство окружающих людей совсем не знают имён даже обычных, у всех растущих, цветов… но, не смотря на это, я понимаю, что память моя лучше не становится… память моя стала избирательна — то, что для меня маловажно, она быстренько выкидывает, чтобы освободить место для того, что я считаю для себя важным и нужным… но, что-то в последнее время замечаю, она стала частенько выкидывать и то, что мне нужно помнить… к примеру, взгляд упал и я подумала «о, надо это сделать», но если моё внимание в этот момент переключится на что-то другое, тоже нужно, то всё, о первом нужном тут же в голове и следа не остаётся… с готовкой, так вообще, целая проблема стала, моё присутствие при приготовлении пищи просто ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе всё сгорает, подгорает и так далее
Дык, Аннушка, и я тоже всяческие списки и подсказки пачками пишу (в т.ч. типа САДОВЫЙ ДНЕВНИК, уж не говоря о таких, как список покупок и др...), готовлю практически только по записям рецептов, в банки с крупами засовываю памятки с пропорциями того-сяго… — одно другому не мешает — сдаваться не собираюсь Лучше всего получается на том «фронте», где находится САМОЕ ЛЮБИМОЕ дело. Кстати, не забываем же мы с вами имена своих детей и любимых друзей
Не пропадём!!!
Ой, Наденька, да слава Богу, хоть имена любимых и близких друзей помню А вот, даты д.рождений всё же забываю, как ни прискорбно Тоже постоянно пишу записки, напоминалки, списки… Садовая тетрадь — это так вообще, почти святое
У меня плохая память на людей, как на лица, так и на имена. Особенно на женщин-артисток, запросто путаю Анджелину Джоли с Дженнифер Лопес. Стихи наизусть могу шпарить часами, и если разбудить меня даже ночью, то сразу скажу, что метасеквойя у нас не какая-нибудь, а глиптостробусовидная!
Вот сорта, как ни странно, запоминаю значительно хуже.
Супер!!!
Во, как!!! У каждого память как-то по своему работает
Анна, та мы тут большинство такие «забывашки», так что не переживай, ты не одинока...
Ага
Спасибочки на добром слове, Александр! Утешили вы меня, прямо от сердца отлегло Умеете вы находить нужные простые и тёплые слова
Аннушка! Это возрастные особенности памяти, что поделаешь! Лучше строить ассоциативные цепочки, связывать новое с чем-то давно знакомым. У нас летом 2018 года был смешной случай. У меня стало выпадать в нужный момент знакомое слово базилик. Помог смешной случай. Муж спросил, что это. Я с трудом вспомнила и назвала. Через 5 минут он говорит: " Что уж это за трава? ВАСИЛЕК?" Я рассмеялась, и теперь сначала вспоминаю василек, а потом базилик.
Рушаночка, ваш случай вызвал добрую улыбку А я, буквально вот, вчера, проанализировав одну бытовую свою ситуацию, решила что надо купить со следующей пенсии обязательно, и желательно три штуки… сразу пошла в тетрадь записывать… я в тетради на каждый месяц составляю табличку расходов первоочередных… ну, и чтобы внести в список то, что я сейчас решила «надо обязательно купить», нужно было сперва саму табличку записать на следующий месяц… я начала писать, составлять… пока составила, написала, уже из головы вылетело, чтО я хотела внести… я же из-за этого и таблицу же составлять стала не могу вспомнить и всё, хоть ты тресни… главное, что нужно три штуки этого чего-то — я помню, а что именно — нет… долго ходила по дому, всё рассматривая, надеясь на зацепку, которая поможет вспомнить… ну, в конце концов, всё же вспомнила
И я по квартире хожу и ищу зацепки для вспоминания!
Статья хорошая и правильная, елки шикарные но на фото не эфедра!
Спасибо, Алексей, за похвалу
И я её в жизни-то НИКОГДА не встречала — доверилась интернету (источники указаны, да).
В средней полосе она не растет. К моему стыду сам узнал про нее недавно!
Алексей, я проверила ещё на нескольких сайтах — МОИ фото все-таки соответствуют истине.
В комментариях, да, были приведены фото хвоща — разных его видов.
Я её/эфедру (хвощевую или, равно, двуколосковую) никогда не видела, а узнала о ней практически сразу, как стала интересоваться хвойными — в 2014-ом, т.е. тоже совсем недавно
О «Кузьмичевой травке» много раз читала, но живьем не довелось увидеть. Как-то обсуждали тему «что есть хвойник и хвойное растение» в соцсети, узнала, что большинство не разбирается, дружно выяснили, поделились фото, пошутили и «пошли» дальше. Такие обсуждения полезны, поэтому я поддерживаю Надежду. Кому интересно, на ус намотает. Чем же плохо учиться?! Предела совершенству не бывает. Семейство эфедровых включает один род — род Эфедра (Хвойник). В род входит свыше 40 видов двудомных кустарников и кустарничков. В СССР произрастало 14 видов. Эфедра хвощевая (горная) — шишкоягоды односеменные удлиненные до 7 мм. Используют побеги в медиц.целях и для получения дубильных веществ. Эфедра промежуточная (пустынная) — шишкоягоды двусеменные, богаты сахарами и органическими кислотами, едят сырыми, а также в компотах, вареньях, джемах, спирт.напитках. Эфедра двухколосковая (степная малина). Шишкоягоды использовались в ликеро-водочном производстве, побегами лечили от ревматизма, применяли, как желудочное средство.

Эфедра горная
Эфедра горная
Ого! Впечатляет
Неплохо, кстати, выглядит. Да, Татьяна?
Я б обязательно посадила это растение, если бы росло у нас. Тем более, участок на склоне. Увы… Разницу между тремя эфедрами хорошо видно на Таблице, это рисунок, но хороший, не фото.
Дикорастущие полезные растения СССР. М.,"Мысль", 1976.
Дикорастущие полезные растения СССР. М.,"Мысль", 1976.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: