Сегодня вполне реально возложить заботу о своих растениях на умные машины
Если очень хочется, а собственные зелёные насаждения укрыты снегом до весны – можно заботиться посредством социальных сетей о чужих растениях. По крайней мере, об одном: афеландре по имени Фрейя.
Афеландра по имени Фрейя
Афеландра – тропическое растение семейства акантовых, родина которого – Южная Америка. Наверняка многим цветоводам она известна своими нарядными тёмно-зелёными глянцевыми листьями с белыми прожилками. Однако один экземпляр афеландры лично знаком более чем одиннадцати тысячам пользователей Интернета: они уже третий год заботятся о растении, поливая его. Пользователи назвали его Фрейя.Афеландра – тропическое растение из Южной Америки
Тайлер Вуд, настоящий владелец Фрейи, живёт в Америке и работает программистом. Будучи не очень добросовестным цветоводом, Вуд однажды решил перепоручить заботу о своём комнатном цветке интернет-сообществу. Он создал стрим (прямую трансляцию) и написал программу / u / takecareofmyplant, которая ежедневно, начиная с 2016 года, в полдень по местному времени сообщает посетителям о том, что растению требуется полив. До 20.00 желающие позаботиться о растении должны ответить «да» или «нет» в комментариях.
Афеландра по имени Фрейя. Фото с сайта takecareofmyplant.com
После окончания голосования бот / u / takecareofmyplant подсчитывает голоса, автоматически отвечает на все комментарии (чтобы проголосовавший знал, что его мнение учтено) и принимает решение: полить растение или нет, основываясь на древнейшей форме выражения воли юридического лица, состоящего из многих отдельных индивидуумов – большинстве голосов. После этого, если большинство пользователей решили, что Фрейю нужно полить, бот отдаёт команду через одноплатный компьютер Raspberry Pi, который включает насос, подающий воду.
Одноплатный микрокомпьютер Raspberry Pi. Фото с сайта instagram.com/takecareofmyplant/
Как себя чувствует Фрейя, можно всегда посмотреть в живой трансляции благодаря веб-камере. Владелец растения, Тайлер Вуд, является только наблюдателем и никогда не вмешивается в процесс, обязавшись только следить за тем, чтобы ёмкость с водой, где установлен насос, всегда была полной.
К слову, Фрейя – не первая афеландра в этом проекте. Сначала был Джефф (имя первой афеландре тоже дали пользователи), но растение, видимо, из-за врождённой нерадивости владельца в цветоводстве, погибло при переезде.
Интернет-пользователи научились поливать требовательную к влаге афеландру правильно – в начале голосующие выбирали только ответ «да» и заливали растение.
Устройство он-лайн полива. Фото с сайта instagram.com/takecareofmyplant/
Но потом Тайлер подключил к системе он-лайн полива датчики температуры, влажности и освещённости. Показания датчиков обновляются в реальном времени, на основании этих данных программа строит графики с интервалом в 10 минут, опираясь на которые, пользователи и принимают решение о необходимости полива.
Краудсорсинг и мудрость толпы
Автоматическая система полива, управляемая дистанционно, конечно, интересна, но для современных технических устройств не является чем-то уж очень необычным. Гораздо ценнее социологический аспект эксперимента Тайлера Вуда.Мудрость толпы: «Этот внезапно созданный проект привёл к какой-то реальной связи...»
Сегодня социологи и психологи активно изучают феномен так называемой сетевой толпы, способы взаимодействия с ней и возможные последствия для общества.
Развитие инфокоммуникационных технологий привело к появлению совершенно новых явлений, например, краудсорсинга – использования интеллектуальных ресурсов множества людей. На основе краудсорсинга, к примеру, создаётся Википедия – статьи в ней написаны добровольцами, любой может принять участие в наполнении он-лайн энциклопедии информацией или её редактированием. Или такого явления, как краудфандинг – совместного финансирования каких-либо проектов. Есть еще множество различных крауд-технологий (crowd – по-английски «толпа»).
Интернет-сообщество ухаживающих за растением пережило за три года много разных событий. Фото с сайта instagram.com/takecareofmyplant/
Интернет-сообщество ухаживающих за растением Тайлера Вуда пережило не только траур по Джеффу, но и атаки хакеров, а также совместную борьбу с саботажниками, пытавшимися убить растение. Реальная ситуация со «злодеями», пытавшимися с помощью фейковых аккаунтов повлиять на полив Фрейи, напоминает о том, что будущее, описанное в одном из эпизодов британского сериала «Чёрное зеркало» – не такое уж фантастическое и далёкое.
В серии «Ненависть народа» этого сериала пользователи оставляли сообщения в соцсетях с хештегом «#убитьимя», а программа по большинству голосов определяла жертву, на которую был направлен гнев пользователей, и отдавала команду миниатюрным дронам, заменившим исчезнувших пчёл.
Совершая какое-либо действие в Интернете, нужно всегда помнить, что совместные деяния отдельных индивидов, собранных в интернет-толпу, могут убить. В реале.
«Этот внезапно созданный проект привёл к какой-то реальной связи. Это отличный контраргумент для тех, кто воспринимает Интернет как сборище злодеев и неудачников», – отметил автор проекта Takecareofmyplant («Позаботьтесь о моём растении»).