Мне кажется, что если я даже ничего не напишу под столь емким названием заметки, беды большой не будет. Но «взялся за гуж — не говори, что не дюж!» Для начала, немного из теории общения в приложении к общению на нашем сайте. Очень хочу, чтобы мы не теряли красную нить нашей беседы, которая тянется из предисловия: мы все разные! Никому не хочу сказать, что вы психологию общения не знаете, а я знаю. Абсолютно уверена, что многие знают об этом больше меня. А некоторые участники сайта знают совсем немного об общении. Ценность каждого из нас заключается не в этом. Договариваемся: знаем, не интересно — пропускаем мимо, интересно — читаем дальше.
Межличностное общение — одна из основных потребностей каждого человека. В большей или меньшей степени, но в общении нуждаются все. Сейчас, с переходом общества от индустриального к информационному, растет интенсивность общения. Помощниками в этом становятся все новые технические средства, особенно интернет. Вот и мы имеем счастливую возможность, живя за тысячи километров друг от друга, собраться в одну семью 7ДАЧ и общаться!Наше общение опосредовано интернетом, а это и хорошо, и плохо. Почему? Есть три составные части процесса общения:
- Восприятие участниками процесса друг друга.
- Обмен информацией.
- Взаимодействие.
Если на двух первых этапах произойдет сбой, мы получаем неэффективное взаимодействие в лучшем случае и конфликт в худшем. Вдобавок, и при восприятии собеседника, и при обмене информацией, идет параллельный процесс оценивания. «Я полагаю, что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять...», — писал К. Роджерс. А если при оценивании придерживаться позиции: «Есть только две точки зрения — моя и неправильная», тогда беседа, полемика, спор неизбежно перерастут в конфликт.
При опосредованном общении, к сожалению, уменьшаются шансы хорошо узнать, адекватно воспринять друг друга. Главным источником восприятия является то, как мы себя презентуем на сайте: наши слова, наши увлечения, наши знания об основном предмете общения — делах дачных, наши реакции на мысли и поведение других. Плохо, что мы друг друга не видим, а может, это хорошо… Согласно науки психологии (пусть сейчас «тапки полетят» в науку. Смеюсь!), каждый из нас воспринимает себя неадекватно и хочет представить себя в обществе немного лучше, чем он есть. И как при всем этом нам адекватно познать друг друга? Есть один совет у автора книг по популярной психологии Николая Козлова: к рациональному восприятию головой «подключите душевное зрение».
Обмен информацией происходит по вербальному и невербальному каналам общения (не новость, читали, я думаю, а кто-то и не читал). Вербальный — это речь, мысли, выраженные словами. Причем, в речи важен не только смысл слов, но и тембр и громкость голоса, темп речи, паузы, вздохи… Можно так сказать «я тебя люблю», что человек от нас шарахнется. В итоге мы имеем: текст — он несет смысл и воспринимается всеми одинаково, подтекст — несет скрытый смысл, и затекст — область додумок и предполагаемых следствий. Невербальный канал — это мимика, позы, жесты, пространственное расположение общающихся. Не помню, кто из мудрых людей это сказал: " Если слова говорят одно, а глаза другое — верь глазам!" Сейчас есть немало книг о том, как читать невербальные сигналы.
К сожалению, при опосредованном общении выпадает, становится недоступным (если это не видео-общение) невербальный канал. Мы не видим глаз, мимики, жестов… Это, сами понимаете, и хорошо, и плохо. А с речевым каналом тоже возникают затруднения. «Мысль изреченная есть ложь!» — писал Федор Тютчев.
Опыты психологов показывают:
- Задуманная информация содержит 100% смысла.
- Высказанная задумавшим — 70% от исходного (даже у человека в богатым словарным запасом).
- Услышанное собеседником — 50-60% ( не зря в языке два разных слова: слушать и слышать).
- Понятое им — 40% от исходного.
- В пересказанном может остаться до 20% смысла.
Еще одна проблема неэффективного обмена информацией связана с употреблением терминов. Люди, общающиеся в пределах одной темы, должны пользоваться четкой терминологией. Эта проблема была недавно затронута на нашем сайте (помните, хвойные растения и хвойники), за что я лично весьма благодарна автору. Есть и обратный пример использования в полемике под топиком о посуде для рассады не всем понятного термина без его объяснения. Мне показалась неуважением к участникам общения отсылка к википедии. Было бы лучше сразу воспользоваться понятным русским термином. Тот, кто пришел на сайт узнать и научиться, не может обидеться на автора, корректно поясняющего термин, а знание терминов отвратит нас всех от ненужных конфликтов.
А теперь еще раз вспомним главный тезис: мы все разные и имеем право таковыми быть. Значит, на все, что сказано выше, надо посмотреть сквозь призму нашей индивидуальности. Из врожденных особенностей возьмем в учет только темперамент, а из приобретенных — черты характера. Для опосредованного общения в интернете из психологических характеристик темперамента важнее других уровень змоциональности и доминантность — подчиненность. А в характере делают человека трудным в общении, конфликтоносителем, его акцентуации (заострение некоторых черт): демонстративность, возбудимость, педантизм, конформность и еще ряд других.
Особенности личности влияют не только на взаимное восприятие и обмен информацией, но и на тип направленности общения, а также на стиль общения. Можно говорить о таких типах направленности:
- альтруистический (на благо и помощь другим);
- манипуляторский (на достижение собственных целей);
- миссионерский (на невмешательство, осторожное влияние).
Подведу итог под теорией общения. Противоречия между людьми неизбежны в силу их врожденных особенностей. Но мы же все люди зрелые. А зрелость человека определяется тем, как он реагирует на проблемы в общении и как решает их. Как хочется, чтобы общение на нашем сайте «7дач» помогало постигать глубину знаний или воспарять в высоту, к душевному единению, и не вваливало нас в разрушающую пустоту конфликтов!
В конце статьи обратимся к мудрым высказываниям именитых и не очень именитых авторов:
- Кто хочет, чтобы доверяли его суждению, должен высказывать его хладнокровно и без всякой страстности. Познание по своей природе холодно. — Артур Шопенгауэр.
- Слышать — это больше, чем понимать слова. — Карел Чапек.
- Каждый кривой гвоздь считает, что настоящий гвоздь и должен быть кривым. — Вильгельм Швёбель
- Тех слов, где есть хоть капля яда, и в шутку говорить не надо. — А.Шукур, персидский поэт
- Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений. — Эмерсон
- Когда участвуешь ты в скачке спора, не горячись, и упадешь не скоро. — Н. Хасров, таджикский поэт и философ
- Мы все сотворены для взаимодействия, как руки, ноги и глаза.- Марк Аврелий.
- Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать является признаком гармонии внутри. — Халил Джебран
- Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других — Халил Джебран
- С глупцом так трудно помириться, как поругаться с мудрецом. — Владимир Поляков, наш современник, автор остроумных двухстиший
- Не надо делать мне «как лучше», оставьте мне «как хорошо». — Владимир Поляков
- Улыбкой можно снять проблему, молчаньем можно избежать. — Владимир Поляков
Из Словаря парадоксальных определений В. Г. Кротова:
- Феномен глупости — неспособность поставить под сомнение собственные взгляды.
- Беседа — общая лодка, в которой у каждого свое весло и своя удочка.
- Деликатность — незаметное предупреждение проблем.
- Намек — просьба деликатного, обращенная к умному.
Может быть мы на нашем прекрасном сайте попробуем быть деликатными? Наша Марина Герасименко когда-то, открывая свой клуб, выразила пожелание: выражать несогласие цивилизованно и адекватно, не претендуя на обладание абсолютной истиной, и поддерживать друг друга. То же самое (по смыслу) прописано и в Правилах общения на сайте. Только придерживаться этих правил при общении надо всем.
Спасибо всем, кто терпеливо дочитал!
Источник: Околопсихологические заметки. Заметка первая: "Общение - это путь в глубину, в высоту или в пустоту"
Полностью согласна!
Высказывания авторов и определения из Словаря парадоксальных определений В.Г.Кротова гениально просты и точны — можно и нужно их время от времени перечитывать, вникать и анализировать себя…
Рушана, спасибо большое! Набралась мудрости, поразмышляла — пошла усваивать.