Архангельская область по площади чуть больше Франции или Испании… или пять Болгарий, с хвостиком. И, при этом, плотность населения полтора человека на квадратный километр))) Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Соловецкие острова — это все она, Архангельская область. Есть очень удаленные районы, куда «только самолетом можно долететь». И сохранилось там много памятников деревянного зодчества. Часто, практически брошенных на волю природы.
В 25 километрах от Архангельска, 17 июля 1964 года был создан уникальный музей под открытым небом — Малые Корелы. Основной целью его создания было спасение уникальных памятников архитектуры.
В 1968 году перевезены первый памятник - ветряная мельница-шатровка (1744 г.) из деревни Бор Холмогорского района
и самый древний, XVI века, памятник архитектуры — колокольня из д. Кулига-Дракованово Красноборского района… В 1975 году на ней установлены колокола, их услышать можно каждый час.
Сегодня музей занимает площадь почти 140 гектаров. На его территории несколько секторов, в которых представлены разные районы Архангельской области: Мезенский, Пинежский, Двинской и Каргопольско-Онежский. Радует, что указом Президента «Малые Корелы» включены в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Малые Корелы — это моя любовь. Место, где люблю гулять в любое время года. Хрустеть снежком в морозный день, идти и шелестеть опавшей листвой осенью, встречать весну или скрываться в тени леса в летний полуденный зной.
Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года.
Среди хмурого леса маленькая часовня с Каргополья. Она красива в любое время года, но зимой — очаровательно-сказочна. Часовня Макария Унженского и Желтоводского из деревни Федеровская. 18 век. Сруб с трех сторон окружен галереей, на ее резные столбики опирается кровля, свес которой надежно защищает сруб от непогоды.
и летом не менее прекрасна
Шатровая Георгиевская церковь.
Еще в Онежско-Каргопольском секторе представлена ветряная мельница-столбовка на стойках, XIX в. из деревни Юксозеро Онежского района. Вся конструкция на центральном неподвижном столбе, вокруг которого мельник мог поворачивать всю(!) мельницу, в зависимости от направления ветра.
Мельницы представлены в экспозиции из разных районов.
Еще одна мельница-столбовка. На фото плохо видно Слева лесенка, которая не касается земли, чтобы не создавать препятствие при повороте мельницы. Она подвешена на жердях к срубу.
Есть и водяная мельница: внутри два помещения, в одном водяные колеса с деревянными шестернями и лотки, по которым подавалась вода, во втором на двух валах, идущих от колес, установлены ступы-толчеи, которые оббивали зерно перед помолом и парные жернова.
В 1980 году в музее снимается фильм «Ледяная внучка». В 1981 — «Россия Молодая», 1985 — «Матвеева радость». В последних киносъемках принимал участие новый гражданин России)))
С 1985 года здесь можно провести традиционный свадебный обряд Русского Севера. Здесь проводится Поморский плотницкий фестиваль. конкурс плотников-реставраторов и много других мероприятий. А фольклорно-этнографический театр «Славутница» перенесет вас во времена наших пра-пра-бабушек.
Троица. Гуляния.
Рождество.
Много в музее сохранено жилых построек.
Конь на крыше — в избе тише.
Зимняя изба. Потолки пониже, окна поменьше. Всё для сохранения тепла.
Дом староверов. Единственная комната в нем, которая закрывалась на замок — молельня. Старую веру скрывали. Здесь молились, переписывали старые книги.
Дом-двор И.Е. Кириллова — типичный образец дома Русского Севера. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже — две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.
И козловый мостик перед домом.
Двадцать два окна украшены филёнчатыми наличниками-ставнями.
Взвозы устраивали надежные, чтобы могла на поветь (второй этаж над скотным двором) въехать лошадь с телегой.
Конструкция дом-двор самая распространенная на севере. В таком доме не нужно выходить на улицу, чтобы ухаживать за скотиной. Дома были разной планировки. «Дом-брус» — вытянутой прямоугольной формы, Сени, широкие и просторные, разделяют его на жилую часть и хозяйственный двор. «Дом-глаголь» имеет форму буквы «Г», хоздвор примыкает к нему под прямым углом. «Дом-кошель» квадратной формы под общей ассиметричной двускатой крышей.
Эта изба топилась «по-черному» На крыше не труба, а дымник.
Дом-двор Клокотова XIX века. Светелка с балкончиком, расписные ставни. Настоящий шедевр деревянного зодчества.
Интересно, что деревенские зодчие использовали «подсмотренные» в городе детали и украшали ими избы. Если обратите внимание, многие балкончики выполняют декоративную функцию. Выхода на них нет.
Дом-двор середняка, 1826 года постройки
Вход в дом с фасада украшен одностолбовым «красным» крыльцом. На кровле крыльца, как и на доме, причелины, полотенце, конек. Столб украшен резьбой.
Символы солнца в резьбе.
Дом Пухова (нач. XIX в) из Каргопольского района. На стыке причелин, вместо традиционного «полотенца» ажурная «ветренница»
Сектора отделяют друг от друга тропинки, мосточки и лестницы.
Козловый мост. Она представляет собой ряд Х-образных опор с настилом из досок, к вертикальным стойкам прикреплены ограждения.
Амбары
Зайдем в трактир?
Интересная деталь порог в трактире стерт с внутренней стороны — на выходе из заведения не поднимались ноги))))
Скромная красота суровой северной природы
Надеюсь, вы не очень устали от экскурсии)) Вы все еще думаете, где провести отпуск?
Часть фотографий моей подруги Светланы ( DJiMA) использованы с ее любезного разрешения.
Чтобы отсечь холод, вход был не с улицы в теплую избу, а из сеней. Высокий порог не давал холодному воздуху проникать в помещение, а низкий вершняк — не выпускал тепло. Дверь избы открывалась всегда в сени, что не сокращало место в теплом помещении. Окно всегда было расположено так, чтобы освещать устье русской печи. Печь располагалась слева от входа, и «бабья лавка», на противоположной длинной стене и, когда пряли, спиной не закрывали свет из окна. От устья печи к передней стенке находился бабий угол. Самым свободным и большим был «красный» угол. Он располагался всегда по диагонали от печи. Задний угол — коник с широкой и короткой лавкой считался мужским. Чтобы на лавку не дуло от двери, ее отгораживали досчатой стеной, часто доски вырезали в форме головы лошади. Там, в ящике с откидной крышкой, хранились инструменты, мужчины чинили, латали, плели лапти, вязали сети. И у женщин было не принято сидеть на «мужской» лавке. )) А появление мучин на «бабьей» территории тоже не поощрялось. А в некоторых деревнях считалось оскорблением, если посторонний мужчина зайдет в печной угол. Каждая лавка имела свое название и назначение.
Хоздвор был двухэтажным. На повети хранили сено (завозили его на поветь на лошади, места было столько, что туда лошадь с телегой без проблем могла заехать по взвозу) и можно было его задавать скотине через отверстие в полу. Я в детстве гостила с бабушкой у ее подруги в деревне и провалилась в такую дыру прямо к козе. Переполох был знатный))) Коза не пострадала. ))) Это был мой первый опыт знакомства с архитектурой русского севера. Нижнюю часть хоздвора делали автономной от верхней. Сруб внизу гнил быстрее и, чтобы его поменять не нужно было разбирать всё. Достаточно просто разобрать хлев. А верх, поветь, держалась на массивных столбах и не мешала ремонту.
Тема бесконечная. Говорить можно часами)))
Июль, жара...