Могли ли представить его строители, что когда-нибудь он превратится в комфортабельный особняк со всеми удобствами? Вряд ли.
Новая пристройка столетнего дома
В нашем маленьком городке, стоящем у дороги из древнего Владимира в не менее древний Муром, издавна главным источником тепла были дрова. Ни о чём ином и не помышляли.
Дед выписывал их в местном лесничестве. Дрова обычно привозили зимой – в наших краях все знают, чтобы получить древесину лучшего качества, её нужно заготавливать в феврале. Швырок – так называют брёвнышки метровой длины – был редкой удачей. Обычно привозили двухметровые. Дедушка доставал из сарая старые кОзлы (каждый хозяин имел свои, подогнанные под его рост), правил пилу, и мы по очереди пилили дрова. Так что эти приёмы я знаю с детства.
Распиленные на швырок полешки дедушка старался расколоть до схода снега. А мы прикладывали их в поленницу – ровную «коробочку». Она всегда была такой крепкой, что мы, ребятишки, залезали на самый её верх без боязни, что дрова разъедутся.
Заготовленные зимой дрова высыхали за лето и отдавали своё тепло с началом отопительного сезона. А начинался он, случалось, и в сентябре – как говорила бабушка, печку надо протопить «для воздуха», чтобы в доме не завелась сырость. Когда начинались холода, протапливали обе печи. «Голландку» на кухне топили с утра, она была с духовкой для готовки. Какая каша в ней получалась! А какие щи! Ещё мы пекли в ней куличи к Пасхе – высокие в духовке газовой плиты не помещались.
Топить печь – особая наука. Ей мы, почти деревенские жители, учились с детства. Если заслонку на трубе закроешь рано, когда в топке ещё играют синие языки пламени, можно угореть – отравиться угарным газом. А закроешь с тёмными углями – не сохранишь тепла.
Дрова в печи ворочали металлической кочергой с деревянной ручкой – она досталась бабушке от её родителей. Не дай бог, головешки останутся!
Теперь об этом я только вспоминаю. В XXI веке в наш городок пришло голубое топливо. Когда жителям частного сектора предложили поучаствовать в строительстве газопровода, мы сразу же согласились – печка, конечно, отличное изобретение, но обслуживать её непросто. Чтобы в доме было тепло, приходилось вставать рано утром и протапливать печь до ухода на работу. Вторую топили по вечерам – ложились спать в жаркой комнате, просыпались в прохладной.
Газовое отопление – удовольствие не из дешёвых. Составлялись списки желающих, шли организационные собрания, мы уже присматривались к оборудованию: выбирали трубы, фурнитуру, радиаторы и, конечно, котёл. Влезать в долги не хотелось – надеялись обойтись малобюджетным вариантом. Спасибо моему коллеге – он рассказал, что очень сожалеет, что приобрёл отечественный котёл с низким КПД, и убедил меня приобрести именно Viessman.
Пока шли согласования документов, мы постепенно «обрастали» необходимым оборудованием. Нашей первой покупкой был газовый котёл. В магазине к нашему выбору отнеслись с сомнением – стоит ли переплачивать, когда в линейке двухконтурных котлов есть неплохо зарекомендовавшие себя итальянские и корейские? Но мы стояли на своём – только Viessmann.
Тот самый Viessman
Почти полгода шло оформление документов, и почти полгода мы каждый месяц отправлялись в областной центр за очередной покупкой – полипропиленовыми трубами, которые пришлось напилить по два метра, чтобы поместились в салоне легковой машины, радиаторами (приобретали не больше двух за один раз), коаксиальной трубой, фурнитурой…
Чтобы сократить затраты, монтировать систему решили самостоятельно, поэтому приобрели специальный аппарат для спайки труб. Нашли в интернете и внимательно изучили видео-урок по пользованию «утюгом», и приступили к работе.
Натренировавшись на отрезке трубы (на всякий случай покупали с запасом), вдвоём с мужем собрали систему за три дня. С котлом, конечно, пришлось повозиться, особенно с трубой, но справились и с этим.
А вот газовики не торопились. Магистральный газопровод низкого давления был проложен ещё летом, но все согласования были закончены лишь в апреле. К 1 мая в доме появилась горячая вода! Пару лет назад мы и мечтать об этом не могли!
Вот уже десять лет тепло нашему дому дарит газовый котёл Viessmann. Все затраты давно окупились — дрова нынче дороги, да и достать их стало непросто.
Два года назад на время капитального ремонта котёл пришлось снять с его привычного места. Всё лето он лежал в коробке. А вокруг шлифовали заново оштукатуренные стены и потолки. Несмотря на упаковку, Viessmann покрылся пылью. Поэтому перед тем, как водрузить его на место, мы пригласили мастера, который, внимательно проверив все узлы, почистил кисточкой пыль. И котёл заработал!
Во время капитального ремонта мы заменили старые оконные рамы на стеклопакеты. Этому нововведению особенно обрадовался кот – широкий тёплый подоконник стал его излюбленным местом.
Тепло и все видно!
Заменили и пол: старый деревянный стал «черновым» — его выровняли, застелили фанерой, а сверху уложили толстый ламинат. Сберегает тепло и коридор с просторной верандой. Эта часть дома не отапливается. Но служит отличным буфером между улицей и тёплой частью. Весеннее солнышко через высокие окна быстро нагревает веранду – туда мы выставляем овощную и цветочную рассаду, чтобы не нежилась.
Веранда-гостиная
Горячая вода в доме дала возможность поставить душевую кабину. Не нужно нагревать воду для мытья посуды.
Наша «баня»
Даже в самые сильные морозы мы не вспоминаем о печке. Кстати, многие наши соседи, перейдя на газ, сломали кирпичные печи. И мы разобрали ту, что была на кухне. А вторую пожалели – надёжная, сложенная в два кирпича, она верой и правдой служила аж с 1957 года. Долго искали мастера, который смог бы облицевать её плиткой, но так и не нашли – соглашались только с тем условием, что печь не будет топиться. Пришлось самим стать плиточниками. Прочли инструкцию в интернете, посмотрели видео, и облицевали по всем правилам – с металлической сеткой, шамотной глиной и плиточным клеем. Теперь все наши гости стараются заполучить снимок на фоне печки.
В анфас...
И в профиль
Чтобы нормально работал дымоход, протапливать её всё-же приходится – осиновыми дровишками или, как бабушка учила, высушенными картофельными очистками. А ещё затапливаем печь, когда в Рождественские каникулы к нам приезжают из Москвы крестники – для них живой огонь в доме в диковинку.
Есть ещё и задумка – скорее не для тепла, а для пышных пирогов – печь-камин на веранде. Дрова-то из прежних запасов остались. Фундамент под «дизайнерскую конструкцию» уже сложили. К концу лета надеемся пить на веранде чай с пирогами из новой печки. Впрочем, и для обогрева она тоже послужит – не нужно будет ранней весной на ночь заносить домой рассаду.
Вот такое оно – тепло в нашем доме.
У меня был случай, когда сгорело бревенчатое здание, в котором на полу хранилось несколько ящиков этой керамической плитки. Пожар был адский, ну так ящики сгорели, а плитка так и осталась стопками лежать. Я достал — а она как новая. Так и использовали её потом на разные печные нужды.