Первый сад
Его мы с мужем посадили в далёкие 70-е годы, когда только поженившись приехали в Крым, в село Ново-Покровка, что вблизи Джанкоя. Муж, с отличием окончив Витебский техникум физкультуры, получил работу учителя физкультуры в Ново-Покровской средней школе. А я, окончив Минское техническое училище пищевиков и получив 4-й разряд кондитера-кулинара, в 21 год стала заведующей школьной столовой.
Как молодым специалистам, нам выделили отдельный дом для проживания, стоявший на огромном участке сухой, растрескавшейся земли. И хотя во дворе была колонка, но вода здесь всегда была в большом дефиците и чаще всего в колонке не было воды. За нашим участком шла колхозная арбузная бахча, а дальше канал, куда мы бегали купаться и при великой надобности — за водой. Но носить воду с канала было очень далеко, потому этим источником пользовались крайне редко.
Мы молодые, ни опыта, ни знаний, и всё-таки с энтузиазмом принялись осваивать земледелие. Поближе к дому, ну а если быть честной, поближе к колонке, я посадила овощи, в палисаднике у меня росла клубника, а дальше за огородом стала сажать сад, хотя соседи и посмеивались надо мной, предрекая, что без воды он всё равно погибнет. Но я была молодой, упрямой и верила в свои силы. За саженцами я ездила в Симферополь и покупала только местной селекции (на это у меня ума хватило), привычные и адаптированные к нещадно палящему солнцу и нехватке воды. Это были абрикосы, персики и яблони.
Конечно, насадила я и цветов, какой же сад без цветов. Помню, как караулила всю ночь пока появится вода в колонке, чтобы полить свой сад и огород. Мои деревца с великим трудом принялись и очень медленно стали расти. Но мне так и не пришлось попробовать плодов из этого своего сада. Через 2 года муж получил повестку на службу в армию и мы уехали служить в Белоруссию. Единственное, что мне было жалко оставлять, уезжая — это был мой сад.
Второй сад
Второй сад в моей жизни появился, когда мы служили в Белоруссии, в части, находящейся на месте, где в годы Великой Отечественной войны базировался партизанский отряд, теперь же здесь находилась наша часть. Мы купили у уезжающих соседей маленький, уже «обжитой» участочек в лесу. Правда, на нём был только огородик, не было ни кустарников, ни, тем более, деревьев.
Земля была болотистая, с очень близким залеганием вод. И если честно, было страшно даже браться за что-то. Но когда у меня в первый же год уродился знатный урожай огурцов, я почувствовала себя великим садоводом. А огурцов уродилось и правда великое множество, мы их ели свежими, консервировали, вёдрами раздавали соседям. Говорят же, что новичкам везёт. В первый же год я посадила и малину, и кустарники, смородину красную и чёрную, крыжовник и даже иргу, не типичную ягоду для тех мест. Деревьев на моём клочке не было, да и сажать их уже было некуда, и мне просто срочно понадобилось расширить свои «владения».
И мы с мужем смело приступили к рубке леса у нас за забором и раскорчёвке пней. Сейчас, вспоминая сколько труда и сил мы потратили с мужем на расчистку участка леса под сад, мне становится страшно. Теперь бы ни за что не взялись за такой сизифов труд. А тогда были молоды, амбициозны и всё казалось по плечу.
Первым дерево, которое я посадила на новом месте, была слива. Я выкопала её у мамы в саду, но сделала одну большую ошибку. Мне надо было выкопать маленький прутик, тогда бы он легче прижился на новом месте, а я пожадничала и выкопала уже взрослое дерево. И, конечно же, оно не пережило пересадку и погибло.
Я стала покупать книги по садоводству и огородничеству. Где бы я не была, куда бы не ездила, я везде искала букинистические магазины, очень много читала и узнала, что я вообще ничего не знаю, что я дитя в этом зелёном мире растений. Но я училась, я постоянно училась и много читала. А первая неудача не только не подрезала мне крылья, а и дала толчок к приобретению новых знаний и опыта.
Постепенно мой участок приобрёл законченный вид. Помимо овощных грядок я насажала кустарников и цветов, и плодовых деревьев. Я была вполне счастлива. Мы не ограничились только садом и огородом, а развели и живность. У нас были бройлерные куры и кролики, и нутрии.
Взрыв на Чернобыльской АЭС перечеркнул все наши труды и планы, да собственно, и всю дальнейшую жизнь. Что бы спасти от радиации, этого невидимого убийцы, детей пришлось увозить подальше из заражённой зоны.
И мы бросили всё и переводом уехали служить на Дальний Восток. Суровый край с рискованным земледелием. С морозами до 40-60 градусов. С вечной мерзлотой. Но я уже была «заражена» и даже на Дальнем Востоке мы купили дачный участок и выращивали хорошие урожаи, если погода хоть немножко нам благоприятствовала.
Третий сад
Это был уже третий сад в моей жизни. Правда, и малину, и клубнику на зиму укрывали и полностью засыпали землёй, но урожаи малины на тёплой грядке были потрясающие. И снова я насажала и кустарники, и деревья, но все они были местные. Росла облепиха и лимонник, на счастье они были зимостойкие и не боялись суровых морозов. Выращивали несколько разных сортов жимолости, привезённых из тайги, и иргу, и голубику. И даже была вишня местной селекции, ягоды которой состояли из сплошной косточки, обтянутой тонкой шкуркой. И всё-таки эта была вишня.
Хватало и перцев, и томатов, но выращивали их только в теплице. И хотите верьте, хотите нет, но здесь прекрасно росли в открытом грунте дыни местной селекции, и хоть были они не большие, но невероятно сладкие и вкусные. А вот с огурцами была просто беда. Если они успевали завязаться до очередных, ежегодных таёжных пожаров, значит мы были с урожаем, но чаще летние пожары начинались раньше, чем появлялась завязь на огурцах.
Всё небо и солнце застилал сплошной туман от дыма пожаров, от дыма першило в горле, дым висел маревом, закрывая солнце, и пчела, основной опылитель огурцов, не летала, и очень много их погибало от дыма. Вот тогда я превращалась в пчёлку Жу-жу и ватной палочкой опыляла свои огурцы сама, чтобы не остаться совсем без урожая.
Вода находилась в озере довольно далеко от участка. Ох, и натаскалась же я этой водицы на полив, пока мне муж не привёз 200-литровую бочку. Вот в неё я и собирала дождевую воду для полива. Наша дача находилась в 40 минутах ходьбы от посёлка, и пока я доходила до дачи, набирала целое ведёрко грибов по обочине дороги. Больше всего меня донимали камни, булыжники, которые выдавливала вечная мерзлота зимой на поверхность почвы. Ходить по ним было сплошное мучение. И каждую весну, вскапывая свой «рискованный» огород, мы собирали и выносили 5-10 вёдер булыжников, некоторые были такие большие, что казалось их рожает сама земля.
Жаль, что в то время я не фотографировала и фотографий той поры просто нет. И я все 13 лет БАМовской службы мечтала о том времени, когда у меня будет свой пусть маленький садик, но у дома, чтоб можно было выйти рано утром босой по росе и прямо с порога войти в свой сад, чтоб не надо было никуда ни ехать, ни идти, и чтоб всё было рядом, под рукой, так сказать. Я мечтала, что мы, отслужив и выйдя на пенсию, вернёмся жить на мою малую Родину, в Белоруссию.
Но к тому моменту, когда мы отслужили и вышли на пенсию, Советский Союз развалился и Белоруссия стала отдельным государством, для меня недосягаемым. И мы по переселению поехали поближе к родителям мужа. Так мы попали в г. Поворино Воронежской области. Мой муж родом из тех мест. Здесь мы получили хорошую 3-х комнатную квартиру в центре города, но я мечтала о своём доме и о саде, и мы два года жили на ящиках и коробках, распаковав только самое необходимое. А я каждое лето искала СВОЙ ДОМ и СВОЙ САД.
За два года я обошла Поворино вдоль и поперёк, не один раз осматривая дома на продажу по объявлениям. Попадались очень хорошие — и с туалетов в доме, и с ванной, и с ухоженными садами. И вроде всё хорошо, всё на месте, а душа не лежит. Когда я впервые зашла в теперь уже мой дом, хозяева на тот момент были давно в разводе, но жили в контре под одной крышей. Дом весь был такой грязный, такой несчастный, такой до слёз неухоженный.
Но моё первое ощущение было, когда я в него вошла, что я дома, я пришла домой. Я это просто душой почувствовала. Мне здесь хорошо, спокойно и уютно. Я дома! И этот дом мой! И ждал он именно меня! И самое интересное, что его хозяева продавали его уже 2 года, и им давали за него гораздо больше, чем предложили мы, но у них всегда что-то срывалась. Видимо, этот дом ждал именно меня. Участок был небольшой, всего 3 сотки, включая палисадник, и весь заросший травой и бурьяном. Я каждый кусочек, каждый клочок земли перебрала своими руками.
Четвертый сад
И этот сад стал четвертым садом в моей жизни. Теперь, спустя 18 лет, от былого запустения не осталось и следа. Мой сад цветёт, благоухает и плодоносит. Мне есть что показать и чем гордиться. Говорят, рука у меня лёгкая.
Я уже показала вам, мои друзья-семидачники, немного мой сад, но разве всё покажешь и расскажешь? О любимом детище всегда найдётся что рассказать.
Теперь мой сад выглядит так.
А это мой садик ранней весной.
Вот и радуга повисла над моим домом.
Я уже рассказала о всех деревьях своего сада, но кое-что ещё осталось. В палисаднике вот растёт рябинка. Раньше я из её ягод варила варенье и делала вино, теперь же всю ягоду оставляем для птиц.
Раньше на рябинку прилетали свиристели, а в этом году первый раз налетели дрозды-рябинники и за полчаса раздели моё деревце донага.
Растёт и малинка, правда, уже совсем старушка, по-хорошему надо её выбросить и посадить на новом месте новый сорт. Болеет, плодоносит слабо. У меня всё никак руки до неё не дойдут, да и пока нечем заменить.
Перед домом растёт огромный куст боярышника, с него хватает ягод и нам и птицам.
Хозяин.
Когда-то и эту дорожку в саду, и эти грядочки мы с ним сделали сами, своими руками. Теперь всё это хозяйство только на моих плечах.
Посадили и самоплодную облепиху.
Если в вашем саду есть хоть одна цветущая ветка, на неё обязательно сядет поющая птица
Растёт перед домом, на участке от палисадника до дороги и калина. Очень полезная и витаминная ягода.
Калину тоже делим с птицами.
Вот такой получился не маленький, но искренний и правдивый рассказ о наших 4 -х садах, о 4 -х вехах нашей жизни.
Пусть Ваш сад и дальше одаривает вас щедрыми урожаями, это заслуженно!
Сад у вас под стать хозяевам — замечательный. Всё есть. Землю любите — и она вам отвечает щедрыми урожаями. Много общего нашла: в Белоруссии жили в одно (печальное) время с вами, например…
Я там тоже пыталась огородик сделать. Семья поляков недалеко жила и держали они корову, пошла навоза попросить. Начала издалека, что мол огурчиков хочу посадить. Она меня долго про Сибирь расспрашивала. А потом говорит: «Так ты за гамном пришла?!» Как вспомню, так хохот нападает. Анекдот!
Спасибо за рассказ.