Минеральные воды Сибири

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Аржан-Суу (святая вода) — на Алтае, Арасан – в Казахстане, Аршан – в Бурятии. Об этих источниках много чего можно прочесть в сети. В первые два не заезжала, не по пути оказалось. А вот в посёлок Аршан довелось попасть в феврале 2012.

архар
архар
Визитная карточка Аршана — скульптура у автостанции.

санаторий
санаторий «Саяны»
Здесь есть несколько гостиничных номеров.
 
А теперь, собственно, мой фоторассказ. Приехав в Аршан, мы остановились в гостиничном номере санатория «Саяны» и сразу пошли на прогулку по посёлку.

Аршан
Аршан
Окраина посёлка с разлившейся речкой.

забор
забор с посланием

В центре много кафе, магазинчиков, днём работает рынок и ещё один – монгольский базар, на пути к водопадам, ибо все отдыхающие идут этой тропой и обязательно что-нибудь купят, хоть сувениры, хоть шерстяные вещички из Монголии. Меня до сих пор греет верблюжий пояс — надеваю его при малейшем намёке на радикулит.

монгольский рынок
монгольский рынок

монгольские товары
монгольские товары

аршанские буузы
аршанские буузы
Бурятские манты — буузы — отличаются формой защипки.

чебуреки
чебуреки
Самые большие в России чебуреки. 
 
Здесь, в Аршане, делают самые большие буузы и чебуреки. Исходный продукт бродит здесь же, прямо по центральной улице.

местные коровы
местные коровы

Пастухов не видно, коровы сами знают, где можно найти пропитание из-под снега: идут на окраину посёлка попастись на сухой траве, а вечером возвращаются домой.

молоко
замороженное молоко

На рынке продают молоко от этих коров в пластиковых бутылках и в замороженном виде – большими кругами, как сыры.

сдаётся
сдаётся посуточно

Местные жители живут туризмом, зарабатывая на сдаче жилья, многие держат упомянутые выше закусочные, магазинчики, есть и реклама бань.

беседка
просто беседка

парк
парк

вода
вода
А это уже не просто беседка, а бесплатная минеральная вода в розлив.

Посёлок очень оживлённый. Даже зимой тут много прогуливающихся граждан. Идут зачем-то в ущелье, к водопадам, хотя там всё замёрзло, и вместо водопадов – нагромождение сосулек. Мы, конечно, тоже сходили вверх по ущелью. Там темно, и фотографировать трудно, тем более, погода была пасмурная. Но и в такое время года ущелье очень живописно.

ущелье
ущелье, где протекает река Кынгырга

ступа
буддийская ступа

лестница
лестница вверх, к водопадам

мост
мост через ущелье

мишка
мишка на скальном выступе

водопады
водопады замёрзли!

течение Кынгырги
тёплое течение Кынгырги

камни
столбики из камней — обо — складывают туристы

берег
берег Кынгырги

Река Кынгырга, текущая по ущелью, вверху скована льдом. А в нижнем течении, ближе к посёлку, в её русле много горячих источников, и здесь уже видна вода и сквозь неё – зелёные водоросли. Наконец, мы видим знаменитого «мальчика, дарующего аршан»! Нам повезло: мальчиков было несколько, кроме железного, с кувшином. Настоящие бурятские мальчики пришли с пластиковой тарой к железному — набрать целебной водички.

мальчик
мальчики с водой

Кстати, буряты произносят многие слова без гласных звуков — попробуйте быстро сказать «Кнгрга» или «Хмрдбн»! Если удастся, буряты признают вас за своего.

вода
минеральная вода

горяченькая!
горяченькая!

Пили мы, конечно, везде, где только попадались нам краны, трубы, источники, павильоны. Я предпочитала пить горячую – до 42 градусов, на кранах есть таблички с температурой подаваемой воды. Воды много, она здесь бесплатная, идёт по трубам в несколько точек по посёлку. Разливают её и на продажу в бутылки. Есть и лечебные процедуры с купанием – это уже не бесплатно, а только по путёвкам или курсовкам.

питьевой павильон
питьевой павильон

павильон
ванный корпус
 
Полностью рассказ об Аршане, о Тункинской долине, где, собственно, расположен этот посёлок, дацанах и культовых местах — читайте на моём сайте.

Запись размещена в разделах: , , , ,
23 комментария 18 спасибо за запись   в избранное 8236 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:


Комментарии (23)
Аржан-Суу (святая вода) — на Алтае — сакральное место. Повязать ленточку, умыться. Минеральные источники есть в Белокурихе. Вот там лечебные воды. Радоновые воды и Белокурихинская.
Радоновые есть и в Казахстане, на Рахмановских ключах. Но и там я не бывала.
Очень люблю минеральную воду. В основном нашу — кавказскую. Любую. Родники это вообще для меня нечто волшебное. Они для меня чудо из сказок. Сказывается детство. Я родом из степей, где воды питьевой просто так не найдешь.
Но эта традиция вешать ленточки куда попало меня приводит в негодование. Куда не поедешь, везде эти грязные тряпки болтаются. Чуть место какое красивое, или с легендой, или просто смотровая площадка — там будут все окрестные кусты в этих тряпках. И сразу место похоже на свалку. Поехали в Кисловодск, а там мостик ДАМСКИЙ КАПРИЗ, достояние архитектуроого ансамбля кисловодского парка в замках и ленточках.
Это просто катастрофа.
Мне тоже не нравятся грязные тряпочки на деревьях, но в святых местах такой обычай — привязывать их на ветки. В следующей части рассказа о Бурятии ещё покажу такие места.
Но уж Кисловодск мог бы навести порядок в своём парке, это зависит только от властей.
Сакральные места не всегда были доступны большому количеству людей, потому и сакральные, скрытые, имеющие духовное начало. Не простые тряпочки привязывали к веточкам. Их отрывали от своих рубах тонкими полосками, словно оставляли часть себя. Вместо тропы мимо Аржан-Суу проходит Чуйский тракт, это большая дорога, которая связывает Россию с Монголией. По этой дороге едут томичи, новосибирцы, жители Алтайского края в Горный Алтай. Многие считают нужным повесить свою тряпочку. Это уже тряпочка, ведь никто полоску с подола своей рубахи не отрывает. Издержки современной цивилизации, однако. Радует, что местные жители не забыли свое святое место.
Эти навязанные где надо и не надо тряпочки так некрасиво выглядят! Была на Алтае летом. На перевалах навязано… У водопадов навязано… А еще деньги накидают, и рассчитывают, что счастье себе купили…
Не знаю, как на Алтае, я не была, а в Иркутской области и в Бурятии эти святые места с их бурханами считаются как бы распределителем неких благ. У кого есть лишние монетки — оставляют. У кого не хватает монет по жизни — приходят по вечерам и собирают.
В Переславле-Залесском есть Синий камень, местная достопримечательность, несколько лет назад возле него тоже стали вязать ленточки на деревья, из-за этого местность стала выглядеть неопрятно. Правда, сейчас городская администрация все же привела в порядок ту площадку, и теперь там все прилично.
В центральной России этот обычай неуместен. Слышали звон, да не знают, где он.
У нас много таких мест, где по религиозным обычаям повязывают на деревья ленточки, бросают монетки. Это как бы дань уважения Духам местности. Особенно много их вдоль дорог. Называют такие места бурханами.
Бурханы — духи, обитающие в святых местах.
Кстати, да — в Бурятии повязывают не просто тряпочки, а специальные ленточки, освящённые в дацане. Сейчас готовлю продолжение рассказа, там будут такие фотографии.
С удовольствием почитаю, мне нравятся Ваши рассказы.
Помню, в детстве пионерские галстуки на деревьях повязывали (тот же архетип)))
Наши люди как всегда любят перегибы. Нарядные аккуратные ленточки — часть традиции Сибири, Алтая и прочего «Зауралья» )))) превратились в грязные тряпки и носовые платки по всему Кавказу и Черноморью.
В Адыгее и Карачаево-Черкессии за этим следят. Были на Медовых водопадах — чистенько и красиво. Гуамское ущелье — неописуемая красота. Милости просим и к нам.
Вот и я говорю: порядок должны наводить местные власти.
Понравился парк с каменными ступенями, ущелье, мост через него. И замороженное молоко
Очень интересно, откуда у бурятов произношение без гласных? Ведь певучие звуки как раз и содержат информацию! Как можно выразить эмоцию словом «хмрдбн»?
Это не совсем так — я имею ввиду произношение. Гласные в бурятском языке есть краткие, а есть — долгие. Вот краткие при произношении как-бы «выпадают», и кажется, что их там нет. А долгие произносятся вдвое дольше, чем русские гласные. Вообще, это не так просто объяснить.
То есть, слова с «долгими» гласными содержат в себе больше возможностей для передачи эмоций, а с короткими (или без них) гласными — как бы более конкретные, ни к чему там эмоции
Ну, типа «Кнгрга» — чисто информация о конкретной реке. Ну, течёт себе там и течёт. А вот «А-аржа-ан — Су-у!» — почти хвалебная песнь святой воде?
Ну, Аржан-Суу — уже не бурятское название, хотя регион один — Алтае-Саянская горная страна, и этнонимы похожи.
А вот в Бурятии.

беседка в Шуулае
беседка в Шуулае
Что же означает Шуулай? (нашла только перевод с татарского «вот так»)
Полина, вот, например, в слове Сагаалган (Новый год) первая гласная произносится обычно, вторая-немного протяжно, а третья — «выпадает». И согласный «г» произносится не так, как на русском, а немного похоже на то, как украинцы его произносят. Как-то так примерно. Насчет эмоций — не могу сказать, я бурятский не знаю, только отдельные слова — у нас на русском, в основном, все общаются, хотя бурятскую речь, песни, конечно, слышу часто.
Очень рада!
Очень понравился фоторассказ, Вам мой плюсик.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: