Оказывается, еще в 450 г. до н.э. ученые мужи Древнего Рима создали документ под называнием «12 таблиц», в соответствии с которым дороги были разделены на проезжую часть и тротуары, разделенные между собой высокими каменными бордюрами. Вдоль них пролегали специальные кюветы и водостоки, а сами бордюры возвышались над мостовой почти на полметра, благодаря чему мостовые были еще и надежно защищены от размывания осадками.
Бордюрный камень примечателен тем, что играет не только декоративную роль, но и отменно укрепляет укладку различных дорожных мощеных покрытий. В разы увеличивая долговечность дорожного покрытия, бордюрный камень не дает ему расползаться, не позволяет расширяться зазорам и стыкам, которые возникают от скопления лишней влаги в период продолжительных оттепелей и обильных осадков.
Выдержав испытание временем, камень бордюрный был незаслуженно забыт в эпоху Средневековья: Европа той поры вообще не могла похвастать хорошими дорогами. Лишь к концу XVIII века, когда резко возросло количество колесного транспорта, европейцам пришлось задуматься о том, как бы улучшить качество дорожных покрытий, и бордюрный камень вновь обрел популярность. А спустя еще некоторое время, когда нагрузка на дорожное полотно резко возросла, вместо кирпичного средневекового бордюра стали делать гранитный.
Правда, и он был популярными недолго: несмотря на высочайшую прочность и продолжительность службы бордюров из гранита, их себестоимость оказалась чрезвычайно высока, поэтому использовать их повсеместно оказалось невыгодно. Увидеть красивые гранитные бордюры и сегодня можно на некоторых дачных двориках, но позволить себе подобное могут отнюдь не все.
В наши дни отличной заменой бордюрным камням из гранита стали надежные железобетонные изделия — ЖБИ, которые сегодня используются повсюду.
Современные бордюрные камни изготавливаются методом вибропрессования и вибролитья из высокопрочного песчаного бетона, крепость которому придают специальные пластификаторы. Автоматические линии, выпускающие камень бордюрный, применяют конвейерный метод вибропрессования. Он позволяет добиться высочайшей прочности изделия; такие бордюрные камни устойчивы к истиранию, не страдают от перепадов температур, не разрушаются под воздействием антигололедных реактивов, отлично противостоят влаге и морозу. У них не только приемлемая цена, но и немалый запас прочности и долговечности, что особенно важно. Кстати стоимость бордюрных камней напрямую зависит не только от их типов, но и используемых ингредиентов — марки бетона и пигментов.
Сегодня представить себе любое дорожное покрытие без современного бордюрного камня невозможно! Впрочем, как и переоценить его роль. Бордюрные камни — связующее звено между различными элементами дорожного покрытия; они надежно и прочно соединяют их между собой. С помощью бордюрного камня оформлены не только автомобильные дороги, но и различные тропинки, площадки, газоны, трамвайные пути и иные многочисленные элементы «уличной инфраструктуры».
Марка современного бордюрного, или, как еще его называют, бортового камня содержит обозначение его типа, длины, высоты и ширины, указываемых в сантиметрах. Состоит такое обозначение из буквенно-цифровых групп.
Бордюрные камни делятся на:
- прямые рядовые, обозначающиеся как БР,
- прямые с лотком — БЛ,
- прямые с уширением — БУ,
- прямые с уширением прерывистым — БУП,
- криволинейные — БК и
- въездные — БВ.
Так, например, если вы видите обозначение — БР 100.30.15, то это расшифровывается следующим образом: прямой рядовой бордюрный камень в длину достигающий 100 сантиметров, в высоту 30, а в ширину 15 сантиметров. Также, в соответствии с действующими стандартами, в зависимости от формы и марки бордюрного камня, регламентируется его назначение. Допустим, рассмотренный для примера бордюрный камень БР 100.30.15 предназначен для того, чтобы отделять проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
Бордюрные камни отлично выполняют свои практические функции и служат прекрасным декоративным элементом: их цветовая гамма невероятно широка — от банально серых, до белых, голубых и даже розовых.
Помимо того, что бордюрные камни бывают различными по цвету, они имеют и различное назначение. Так, различают, к примеру, дорожные и садовые бордюрные камни.
Дорожные бордюрные камни
Самые распространенные — дорожные бордюрные камни — имеют характерный серый цвет и в длину достигают метра. Есть, правда, и более длинные конструкции; их еще в процессе производства дополнительно армируют прочной стальной проволокой.Бордюры устанавливают, как правило, еще до укладки дорожного покрытия, благодаря чему сразу обозначаются границы будущей дороги. Там, где предполагается интенсивное движение (например, на автомагистралях), бордюрный камень укладывают на специальное бетонное основание, выполненное из цементно-песчаного раствора.
Бордюр садовый
Бордюр садовый имеет меньшую длину, нежели дорожный, и внешне выглядит более нарядным. Преимущественно он используется в ландшафтной архитектуре: с его помощью оформляют клумбы, газоны и садовые дорожки. Применяют бордюр садовый и при создании рокариев, садов камней, альпийских горок.А еще этот уникальный материал пригоден для того, чтобы удерживать почву и посадки.
Производится декоративный садовый бордюр точно так же, как и дорожный — путем сухого прессования либо с помощью вибролитья. А монтируется немного выше уровня почвы, в заранее подготовленные траншеи, основанием которых является специальная «подушка» из щебня и песка — она выполняет одновременно роль дренажа.
Самостоятельное изготовление бордюрного камня
Если вам не нравится форма дорожных и садовых бордюрных камней (слишком маленькие, большие, длинные, широкие и т.д.), вас не устраивает цена готовых бордюров, или просто требуется бордюр более сложной формы, его можно изготовить самостоятельно. Чтобы сделать опалубку, лучше использовать фанеру или ДВП, соединенные с помощью специальных винтовых зажимов. В специализированных магазинах можно купить и готовые формы для отливки бордюрного камня.Один из самых важных этапов в изготовлении бордюрного камня своими руками будет подготовка бетонного раствора. Оптимален для производства бордюров раствор бетона, состоящий из равных частей цемента и песка (по 400 кг ) и 800 кг гравия. При добавлении воды следите за тем, чтобы раствор получился немного суховатым.
Завершив приготовление бетонного раствора, приступаем к армированию (если изделие большое) и заливке (готовые покупные формы из полиуретана предварительно смазываем обыкновенным подсолнечным маслом). Раствор заливаем до самого верха и оставляем в опалубке (форме) примерно на сутки. По прошествии 24 часов бетон, конечно, полностью еще не высохнет, но уже наберет крепость, и вы сможете спокойно снять опалубку. Делать это необходимо очень аккуратно, дабы не повредить изделие. Затем еще несколько суток бордюрные камни должны сохнуть, после чего их можно будет использовать.
Применяя бордюрные камни, вы сможете не только разделить дорожки, тротуары и клумбы, сделав их более аккуратными и защитив от разрушения, но и придать более законченный, лаконичный вид своему садовому участку, сделать его более гармоничным и ухоженным.