Розы: 45 лет восхищения. Сорта на букву А

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Всем добрый день!
Розы в моей сознательной жизни появились примерно 45 лет назад, когда мне исполнилось что-то около 10 лет или немного более. Мы жили тогда в частном доме, как сейчас принято говорить, в центральной Украине, в г. Черкассы, что примерно в 200 км ниже по Днепру от Киева. В наше время говорили, что мы жили на Украине )))). У нас был не только приусадебный участок, но и небольшая дача, где мои родители выращивали какие-то овощи, но в основном красивые цветы и много роз. Дедушка по материной линии вообще у меня был знатный садовник, у которого было не менее 9 сортов абрикоса самых разных размеров плода и, естественно, самого разного вкуса и гастрономического предназначения. Может быть именно от него у меня такая любовь к растениям и к разным цветам.

Сорт 100 Idees Jardins, Lackson & Perkins 2005 год
Сорт 100 Idees Jardins, Lackson & Perkins 2005 год

Именно поэтому с розами я познакомился достаточно рано и это были первые мои садовые растения после тюльпанов и нарциссов, которые сразу и навсегда захватили мое воображение и навсегда приковали к себе своей красотой. Немного позже были розарии и клумбы вокруг моей школы, в которой я учился, сады и садовые участки моих родственников, розарии знакомых и знакомых моих родителей, но практически у всех наших знакомых на участках были какие-то розы. У одних самые простейшие плетистые, красно-бордовые и несколько кустов по бордюрам и у входа в дом, у других по 100-150 и более кустов. Единственная беда в том, что в то время не было таких современных цифровых фотоаппаратов, как сейчас, поэтому своими фотографиями разных сортов роз могу похвастаться только 15-17 летней давности, ну и, естественно, более поздними снимками.

Сорт A Whiter Shade Of Palе, чайно-гибридная, Fryers, 2006 год
Сорт A Whiter Shade Of Palе, чайно-гибридная, Fryers, 2006 год

Сразу скажу, что я далеко не коллекционер роз, у меня на участке они есть и их достаточно много, но назвать это какой-то систематизированной коллекцией я не могу. В какие-то годы роз было больше, в какие-то меньше. Школьные годы я провел на Украине, там и лето намного длиннее, и климат немного другой. И за розами немного другой уход. Там их, в отличие от Подмосковья, практически никто серьезно не укрывает, разве что только подрезают и хорошо окучивают на зиму. А в Подмосковье перепробовал много разных способов укрытия, но в последнее время тоже пришел только к тому, что хорошо окучиваю все розы уже где-то в конце октября — в начале ноября и стараюсь сделать более-менее сухое укрытие из ящиков, щитов, нетканого материала и т.д., если есть такая возможность.

Тот же сорт (A Whiter Shade Of Palе), но вечером, в другом освещении и в другой год
Тот же сорт (A Whiter Shade Of Palе), но вечером, в другом освещении и в другой год

Многолетний опыт показывает, что как по другому не укрывай розы, они все равно очень боятся бактериального ожога и подпревания ранней весной под укрытием во время оттепелей или первых самых ранних теплых дней, когда вы их не успеваете все вовремя открыть, потому что вас нет на даче, ещё вам кажется что рано или по каким-то иным причинам. Или даже поздней зимой в продолжительные оттепели. А последние два года, так вообще достаточно рано выпадало обильно и много снега, который уже практически не таял и нас этим баловал, поскольку естественным образом укрывал практически все укрывные растения достаточно толстым слоем, экономя и наше время, и наши силы, потому как в наших краях, на все это поздней осенью уходит как минимум 3-4 выходных дня.

Сорт Abbaye de Cluny, Meilland, 2010 г
Сорт Abbaye de Cluny, Meilland, съемка 2010 года

За всю свою жизнь выращивал и прививал самые разные виды роз, в основном из прививок это была окулировка, как наиболее удобный вид прививки именно роз. Сажал и много черенков, т.н. корнесобственных роз, особенно ещё в свою бытность на Украине, или когда приезжал к родителям на каникулы, когда уже учился в Москве. Сразу скажу, что корнесобственные розы в Подмосковье растут и чувствуют себя гораздо хуже, чем в более южных районах. Они, конечно, живут и даже цветут какое-то время, но развиваются гораздо хуже, чем привитые на шиповнике, корневая система которого гораздо мощнее, но все же им не очень комфортно и они развиваются первые 2-3 года очень медленно. Поэтому сейчас я перешел исключительно на привитые розы, может быть за исключением только нескольких кустов, которые растут у меня уже достаточно давно. Но они таки остались достаточно миниатюрными, сильно в ширину так и не разрастаются.

Сорт Absolutely Fabulous, Floribunda, Tom Carruth, USA, 2004 г
Сорт Absolutely Fabulous, Floribunda, Tom Carruth, USA, 2004 г

В условиях Подмосковья большинство роз успевает отцвести дважды, какие-то сорта умудряются отцвести трижды. Но это все зависит от погоды летом и особенно в  осенний период, и от того, как быстро вы срежете отцветшие или только зацветающие бутоны. Тут все очевидно, чем раньше срезали и поставили бутон в вазу, тем быстрее пошли развиваться боковые почки замещения. И вам хорошо, роза отцветет в вазочке, и растению тоже — куст быстрее зацветет повторно.

Сорт Acropolis, floribunda, Meilland, кадр 2012 год
Сорт Acropolis, floribunda, Meilland, кадр 2012 года

Очень часто последние бутоны поздней осенью никак не могут раскрыться, поскольку уже весьма холодно и днем, и по ночам, и дни уже очень короткие. Но если их срезать и поставить в вазу, то они прекрасно себе раскрываются дома и вполне себе хорошо отцветают за 5-6 дней, а то и дольше. Все зависит от температуры и влажности воздуха в вашей квартире или в доме.

Сорт Amazing, Poulsen, 2003 год
Сорт Amazing, Poulsen, 2003 год

По поводу лапника. Какие-то розы или растения им все же укрываю, но немного. И лапник жалко, и вредителей хвойников нынче вполне можно принести вместе с ним из леса. В лесу сейчас очень много короеда и всяких других вредителей, подмосковные леса сейчас давно уже никто инсектицидами не обрабатывает и санитарных вырубок особо не делает, к сожалению. Да и толку в нем особого нет. Бесспорно лапник хорош для снегозадержания и потом немного как мульча и естественное удобрение. Но весной ветки все равно надо убирать, да и не сильно то вас и ваши розы согреет обычная еловая ветка в 25-30 градусные морозы. Поэтому для укрытия разных укрывных растений больше использую пластиковые ящики и поверх них белый или уже немного сероватый от пыли и дожей нетканый материал в 2-3 слоя. 

Сорт Alissar Princess of Phoenicia, Floribunda, Harkness 2009 г
Сорт Alissar Princess of Phoenicia, Floribunda, Harkness 2009 г

Удобряю розы раза 3 за сезон, весной и осенью сезонной комплексной Фертикой, летом к летней комплексной Фертике могу добавить недели через 2-3 немного растворимого удобрения для цветущих растений. А так весной и летом разбавленная перепревшая жижа из травы и сорняков, скошенная и немного подсушенная молодая трава в качестве мульчи, ну и, конечно же перепревший конский навоз. Он и есть главное удобрение на весь сезон. Вношу его ранней весной, как сошел снег, чтобы талыми водами все не смыло и второй раз в первой половине лета, примерно перед первым цветением или уже сразу после него. Ну как-то так )))). Будут вопросы — спрашивайте.

Сорт Alfred Sisley, poliantha, Delbard, 2004 год
Сорт Alfred Sisley, poliantha, Delbard, 2004 год

А теперь начну немного хвастаться ))))). Заранее всем огромное спасибо за Ваше внимание к моему посту и к моим фотографиям!

Сорт Amandine Chanel, шраб, Гийо (Guillot) 2004 год
Сорт Amandine Chanel, шраб, Гийо (Guillot) 2004 год

Да, совсем забыл. Очень прошу быть снисходительными к качеству некоторый очень древних фотографий, которые снимал 12-15 лет тому назад, ещё на самых примитивных «мыльницах». Очень будет интересно Ваше мнение. Буду очень признателен за Вашу обратную связь!

Сорт Andre le Notre, чайно-гибридная, Meilland, 2001 год
Сорт Andre le Notre, чайно-гибридная, Meilland, 2001 год

Сорт Anthony Meilland, оригинатор Meilland 1990, Floribunda, кадр 2010 года
Сорт Anthony Meilland, оригинатор Meilland 1990, Floribunda, кадр 2005 года

Ascot, чайно-гибридный сорт, Tantau, 2007 год
Ascot, чайно-гибридный сорт, Tantau, 2007 год

Сорт Aphrodite, Rosen Tantau, 2006 год
Сорт Aphrodite, Rosen Tantau, 2006 год

Миниатюрка Apricot Clementine, Evers, 2001 год
Миниатюрка Apricot Clementine, Evers, 2001 год

Сорт Aspirin Rose, почвопокровная, Tantau 1997 год
Сорт Aspirin Rose, почвопокровная, или плетистая, в зависимости от способа подвязки, Tantau 1997 год

Сорт Ashram, чайно-гибридный, Tantau 1998 год
Сорт Ashram, чайно-гибридный, Tantau 1998 год

Сорт Amber Queen, Floribunda, Harkness 1983 год
Сорт Amber Queen, Floribunda, Harkness 1983 год

Сорт Atlantic Star , Fryer's Roses, 1993 год
Сорт Atlantic Star, Fryer's Roses, 1993 год

Сорт Benjamin Britten, шраб, David Austin,  2001 год, снимок 2010 год
Сорт Benjamin Britten, шраб, David Austin, 2001 год, снимок 2010 года

Запись размещена в разделах: , розы, сорта
38 комментариев 23 спасибо за запись 5 в избранном 5411 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
4akvadrat Федорова Алла и еще 4 человека


Комментарии (38)
Сергей! Спасибо Вам большущее! Опять порадовали! Опять с большим удовольствием смотрю и любуюсь!
И за советы по уходу за розами спасибо!
Сергей, великолепная статья, спасибо огромное! Розы потрясающие, столько разных видов и сортов. Завидую тихой завистью — с чайно-гибридными я не справилась. Поэтому выбрала наименее рискованные и мною очень любимые виды — почвопокровные, миниатюрные, патио, спрей — это в основном. Представляю как непросто вам за своими розочками ухаживать… По уходу и укрытию советы очень полезные и правильные — вместе с вашей коллекцией роз утащила в избранное.
Еще раз спасибо — получила колоссальное удовольствие!
Наташа, спасибо! Сильно удивлен, что чайно-гибридные розы вызвали какие-то затруднения, обычно они требуют заботы и ухода ничуть не больше, чем все остальные виды. Может быть даже иногда и меньше. Ведь их не надо подвязывать летом и весной, и отвязывать и наклонять осенью, как плетистые и почвопокровные . В любом случае спрашивайте, если будут какие-то вопросы. Постараюсь оперативно ответить
А почпопокровные я не подвязываю, осенью обрезаю
Я имел в виду весной и летом. Если подвязать заранее до цветения, то получаются как плетистые, цветут красивыми гроздьями
У меня есть почвопокровная роза, ни разу она не «прикидывалась» плетистой. Зимует вообще безо всякого укрытия. Посередине несколько стеблей вертикальных не больше 50 см, боковые распластаны горизонтально. Цветут действительно, кистями, но вверх никоим образом не стремятся.
Милана, добрый день! Так я имел , что она не прикидывается плетистой, а мы из неё делаем плетистую, подвязывая большие боковые плети ранней весной, когда кисти ещё не сформировались. Тогда она начинает развиваться как плетистая или полуплетистая, ей просто деваться некуда, если Вы её привязали к опоре
Аааа!!! Теперь понятно А то я уже свою ругать начала, что не хочет быть плетистой
Правда, у моего Пурпл Хёйза «плети не больше 1 м. Но мне и их хватает, каждый день приходится общипывать отцветшие цветки, а их так много бывает
Спасибо! Очень красивые все!!! А вместо конского можно коровий по весне внести, если привезли его (навоз) в прошлом году? Но он был не совсем свежий?
Таня, коровий можно, но только хорошо перепревший. А конский можно даже свеженький по нескольку «мармеладок» положить в лунку, только чтобы к стеблю не касался.
2 года ещё не хорошо перепрел?
Надо смотреть. Он должен крошиться и не быть липким
Я обычно ещё на запах ориентируюсь…
Татьяна, согласен с Миланой. Конечно можно, но всегда надо все делать без фанатизма и с осторожностью. Лучше всегда использовать уже перепревший навоз и компост, но конский и козий можно подсыпать понемногу и свежий. А так с осторожностью и сильно разбавленный, не менее 10:1, можно использовать и птичий помет.
Красоточки!!! Меня всегда восхищало и удивляло, когда этим занимаются мужчины. Обычно они не сильно «разбегутся» садоводством заниматься, не говоря уже о цветах. Мой вам респект и уважуха, как говорит молодежь!

А вот Аскот у вас немного не того оттенка получился. Согласна, что фотоаппараты, даже современные, не всегда отражают правильный цвет. Пиходися иногда кучу снимков сделать, чтобы поймать правильный.

Мой Аскот
Мой Аскот
Сергей, мое восхищение Вашими розами! Правда я только начинающий любитель данной культуры, но 2 розочки из Вашего ассортимента впечатлили. Это Apricot Cletmentine и Anthony Meilland — обожаю оригинальные лепестки роз. И мое уважение к Вам как мужчине — редко можно встретить мужчин, которые занимаются цветами. А такой культурой и подавно! Красивого сада и пышных очаровательных королев!
Сергей! Огромное спасибо, что поделились такой невероятной красотой! А сколько труда вложено в Ваш розарий! Восхищена!
Дорогие мои читательницы и почитательницы, и Вам всем огромное спасибо за похвалу и за внимание к моей небольшой статье! Очень рад, что это кому-то надо и что мои фото вызывают какой-то интерес. Да, согласен, мужчины обычно занимаются цветоводством намного реже женщин, но это все же встречается достаточно часто . Как это не странно. У меня эти гены от деда по материной линии и от мамы. Розы, как уже писал, люблю и сажаю сам примерно с 10-летнего возраста. По крайней мере, всегда за ними с удовольствием ухаживал и с детства в этом помогал родителям. А вот сами розы не все мои. Как я уже писал выше, будет много фотографий, которые я делал у своих хороших друзей и знакомых розоводов, и не только у них. Просто я собираюсь, если все будет хорошо и достаточно времени, разместить очень большое количество самых разных сортов роз по алфавиту, так будет проще всем ориентироваться в моих фото и статьях. Безусловно, много сортов и моих собственных, сажал много лет тому назад или совсем недавно. Какие-то сорта растут хорошо и подолгу, какие-то по разным причинам не хотят жить более 5-6 лет. Мне кажется, что это сильно зависит от того, откуда взята почка для их прививки, ну и, безусловно, от погодных условий какждый конкретный год, особенно в начале зимы и уже ранней весной. Если почка верхушечная, то роза с большой долей вероятности проживет лет 10 и более, а если почка взята с боковых второстепенных веток, то и прививка, скорее всего, проживет не более 5-6 лет. Т.е. другими словами, если ветке суждено прожить длинную жизнь, то и почки от неё обычно долгожители, а если ветки боковые и в природе живут сами 4-5-6 лет, то и потомство от них проживет не многим дольше. Ну а про погоду все и так понятно — если в конце ноября — начале декабря бывают сильные морозы с ветрами и без снега, то жди по весне выпадов. Тоже самое, если вдруг розы чересчур тепло укрыты, а ранней весной много оттепелей и солнечных дней. Безусловно, у каждого правила есть свои исключения, но мои личные наблюдения говорят именно об этом. Всем удачи и до новых встреч!
Спасибо! Ждём Ваших новых статей!
Сергей, спасибо. Розами можно любоваться бесконечно.



ivlevasv Что за художник?
Клод Моне
Михаил Врубель

Роза Врубеля
Роза Врубеля
Спасибо, Светлана.
Картина Моне прекрасна!
Светлана, спасибо! Абсолютно согласен, что я и делаю уже более 45 лет
Сергей. доброе утро! Чудесный материал: легко читается, масса практических советов для тех, кто занимается розами в вашем регионе, очень красивые розы и их портреты. Мне понравилась ваша подача роз по буквам. Разрешите и мне в комментариях к вашим статьям добавить немного сортов, в том числе и отечественных, которые растут в Никитском ботаническом саду:
фото 1-3 Отечественный сорт Алиска, из садовой группы чайно-гибридных, создан в НБС;
фото 4-5 Отечественный сорт Аю-Даг, из садовой группы чайно-гибридных, создан в НБС;
фото 6 Отечественный сорт Алушта, Шраб, создан в НБС;
фото 7-8 Сорт Amber Queen из флорибунда, в НБС;
фото 9 Роза сорт Abelzieds, парковая, гибрид Rugosa, создан в Латвии;
фото 10 Роза сорт Ave Maria, из садовой группы чайно-гибридных;
фото 11 Роза сорт Ave Maria, из садовой группы полуплетистых.
фото 1
фото 1

фото 2
фото 2

фото 3
фото 3

фото 4
фото 4

фото 5
фото 5

фото 6
фото 6

фото 7
фото 7

фото 8
фото 8

фото 9
фото 9

фото 10
фото 10

фото 11
фото 11
Людмила, доброе утро! Спасибо за похвалу и за Ваш комментарий. Всегда рад любому вниманию, комментарию и, тем более, новым сортам. Для этого все и задумывалось! Чтобы читателям в будущем было проще разобраться в сортах и их как-то индентифицировать. Ещё раз Вам спасибо!
Сергей, спасибо за статью. Цветы очаровательны! Советы по уходу за розами помогли мне понять, почему опыт выращивания этих цветов у меня был не совсем удачным.
Оля, и Вам огромное спасибо! Радует, что кому-то мои советы пригодились!
Сергей, огромное спасибо за публикацию!
Розы просто шикарные, каждая вызывает восхищение (лично у меня), и фото этих красавиц, на мой взгляд, отличные.
С большим интересом и вниманием почитала о вашем опыте ухода за розами и, конечно же, многое взяла себе на заметку.
У меня к вам вопрос, а какими пластиковыми ящиками вы закрываете розы? Можете, показать фото этих ящиков?
Анна, обычные черные пластиковые ящики, в которых поставляются из Голландии все многолетники и луковичные. Они обычно двух стандартных размеров, отличаются только высотой. Их размер 40 см ширина на 60 см в длину. Высота бывает 30 и 20 см. Использую и те и другие, но чаще все же высотой 30 см. Тогда воздушный зазор получается побольше. Они ещё чем хороши, что этот пластик обычно не боится ультрафиолета и не становится хрупким через полгода-год, как многие другие пластики. Вопрос где взять — выпрашиваю в садовых центрах или на фирмах, где иногда покупаю посадочный материал. Хотя как-то видел новые в магазине Касторама. Но цена там кусается. Они стояли там что-то рублей 350-360. Но в хозяйстве очень практичные и долговечные. Сделаны по уму, хватит и внукам . Кстати, укрываю далеко не все розы. Чайники, шрабы и флорибунды стараюсь только хорошо окучивать. А вот плетистые и почвопокровки приходится укрывать как описано выше. Но многие почвопокровки и без особого укрытия иногда неплохо зимуют, если рано выпадает много снега и он не тает до весны
Анна, вот на всякий случай сходил, сфотографировал. а то мне все ясно, а другие может никогда и не видели их за ненадобностью…





Сергей, спасибо большое что так подробно ответили на вопрос, разъяснив. Я поняла вас. Хороший размер. Я не знала, что есть ящики в садовых центрах (хотя, это же логично, но как-то в голову не приходило), и что они долговечные, не рассыпаются уже буквально через год-два.
Я-то как-то сама для себя размышляла об вопросе укрытия, ведь я начинающий садовод, и пришла к идее укрытия ящиками и выводу что это довольно неплохой способ. Мне как раз тоже нужно было чтобы я могла укрыть укрывным материалом и чтобы он был надёжно закреплён (при наших-то приморских ветрах это очень актуально), и чтобы укрывной не соприкасался с плёнкой, а у нас часты затяжные дожди и ливни. Но, увы, у нас это овощные ящики и таких хороших размеров не было ни разу, самые большие, что мне удалось набрать, это 50*35 при высоте 30см, и да, они недолговечны, к сожалению.
Вообще, я пришла к умозаключению, что самый хороший, можно сказать универсальный, способ укрытия — это плетёные корзины из лозы… можно сделать форму и размер какие нужно, они тёплые, не притягивают холод и в тоже время дышат… но, увы, сама я плести не умею… кидала объявления, в надежде что наверняка у кого-то в сараях валяются сломанные такие корзины (ну, там дно выпало или ручки отломались), но пока не нашла, никто пока не откликнулся. Эх, а в старые времена таких корзин в каждом дворе было навалом и разного размера… мне бы таких найти, я бы даже купила такие сломанные корзины, скажем рублей за 100 за штуку
Анна, ещё раз спасибо! Рад, что информация как-то пригодилась. Я эти же ящики использую и для укрытия древовидных пионов, правда использую 2 ящика в паре. Обычно это происходит поздней осенью, когда уже совсем холодно и листья у древовидных пионов уже пожелтели и легко отделяются от стволов. Сами стволы связываю в жгут друг к другу, при необходимости немного подрезаю по высоте. В данном случае это два ящика, которые ставятся вертикально и прижимаются внутренней частью к вашим связанным веткам. Обычно у таких ящиков в районе ручек есть небольшие углубления, в которые вы и пытаетесь вставить ваши связанные в жгут ветки. Высота таких стандартных ящиков обычно 60 см, соответственно, связав их скотчем, у вас вокруг куста получается воздушный куб размером 60х60х60 см. Этот куб вы аккуратно ставите на землю и обматываете сначала скотчем, потом 2-3 слоями сложенного пополам белого спанбонда, а потом нетканый материал закрепляете опять скотчем в 2-3 слоя. В результате у вас получается белый или слегка сероватый полый куб, внутри которого находится ваш драгоценный куст. Укрытие получается надежным и сухим, хорошо предохраняющим ваше растение от морозных ветров и яркого обжигающего солнца ранней весной, поэтому нетканый материал должен быть изначально только белым. Сверху на ваш куб можно положить большой камень для большей устойчивости или тротуарную плитку, чтобы ящики не наклоняло и не сдувало сильным ветром. По большому счету, при желании, такую же конструкцию можно использовать и для укрытия каких-то наиболее ценных сортов роз или гортензий.

Вот ссылка. может кому тоже будет интересно
Особенности выращивания древовидных пионов в средней полосе
Здорово! Я тоже думала о том, чтобы составить, соединив, два овощных ящика… только думала, составить их вертикально, один на другой… надо будет сделать высокий для розы, а то я прошлую зиму пригибала и пришпиливала к земле с осени, а уже сверху укрывала укрывным материалом, потом сверху ящик, а уже сверху плёнку на тот период пока то ливни то заморозки, но что мне не понравился этот способ, больше не хочу пригибать, хочу лишь немного подрезать и так закрыть на зиму… посмотрю, как покажет себя этот способ.
А может, и не буду ящики составлять… как-то я всё больше последнее время стала использовать дуги… ставлю их накрест над кустом и укрываю сверху двойным белым спанбондом… просто раньше у меня дуг маловато было, а в этом году ещё подкупила, думаю, теперь хватит на тех, которые надо обязательно у нас здесь закрывать.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: