Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке. Его архитекторы создавали парк «Зарядье» в Москве
Тренды, конечно же, приходят не из журналов. Настоящие инновации рождаются не из привычной ежедневной суеты, из прихотей журналистов или конкурсантов выставок. Долгоживущие тренды — это не повседневная штука. Идеи и энергетику для них мы черпаем из первоисточника – из понимания того, где наши корни, и сути окружающих нас вещей.
Любой сад любого стиля растет из вдохновения. А вдохновение мы получаем от Матери-природы.
Поэтому в создании современных садов мы также должны искать в первую очередь вдохновение в природном ландшафте.
Принстаун, США
В этом докапывании до сути вещей и состоит магический реализм. XX век подарил нам такую прекрасную вещь, как самолет, а это раскрыло нам новые возможности. Например, теперь мы можем разглядеть сверху и оценить красоту макроландшафта.
Остров Лотос. Астрахань
Возвращение интереса к обычным повседневным вещам. Прорисовка мелких подробных деталей даже в крупных ландшафтах. Мозаика художественных направлений, которая была названа постэкспрессионизмом (что логично, если учесть, что у нас постмодернизм, следовательно в живописи на смену экспрессионизму пришел постэкспрессионизм). Что это? Все это — вид на мир сверху! То, что мы сегодня используем вовсю в ландшафтной архитектуре.
Что можно сказать об использовании макроландшафтов в планировке садов? Если смотреть из окна самолета – поля, сельскохозяйственные угодья – это всегда источник вдохновения для садовых планов.
Вдохновлять может что угодно - смотря что вы разглядите, потому что в таком пейзаже всегда будет чувствоваться напряжение. Почему? Да благодаря контрасту — форм, цвета или содержания. Иногда сельскохозяйственная территория разграфлена на квадраты и прямоугольники и видится нам как модульная решетка, о которой мы помним при проектировании. Иногда пейзаж под нами — как яркая абстрактная картина, не хуже Мондриана.
Но самое главное, о чем нужно упомянуть, эти пейзажи — не для красивых линий. Когда-то меня в институте учили подбирать аналоги. И эта стратегия хорошо работает, но не в случае вдохновения. Потому что, когда мы находимся в поисках вдохновения, мы ищем не красивые линии, а энергетику. Нам нужно топливо для собственного проекта!
Привычные примитивные природные ландшафты подверглись коренным изменениям в целях, далеких от декораций и удобства. Это цели более фундаментальные и важные - например, от «дизайна» крепостных стен зависела жизнь разных народов, от «дизайна» и успешности рисовых полей — благополучие всей деревни. Даже сегодня, по прошествии столетий, мы чувствуем, что это не бутафория, не декор, а подлинные вещи, и эти скульптурные земляные формы делались самыми талантливыми специалистами и инженерами того времени с целью выживания.
Эти ландшафты существуют многие из них столетия или десятки лет — они доказали нам свою практичность и устойчивость в культуре. Поэтому они нас так задевают. Да и вообще, ландшафты связаны с нами на более глубоком и физиологическом уровне, чем как какие-либо другие художественные направления, и поэтому они настолько глубоко волнуют зрителя — равнодушных к садам нет. Они будоражат нашу генетическую память.
Ландшафтный дизайн от мастерской Ильи Лациса — это тесное переплетение гармонии и красоты, органичное сочетание зеленых насаждений и цветов, красок и контрастов, рельефов и фактур, продуманность каждой детали и создание удивительной композиции из множества элементов.