9 сентября — два Пимена и Анфиса, Кукша, рябинник. К рябине в деревнях издревле было особое отношение — ее ценили за лекарственные свойства ягод, наделяли магическими свойствами. Знахари часто использовали это дерево в практике, в том числе, «переносили» на нее хвори своих подопечных, а потому считалось, что нельзя заготавливать рябиновые дрова и обрывать цветы — верили, что тем самым легко притянуть к себе болезни и невзгоды.
Сок рябины считался отменным профилактическим средством: говорят, если пить его ежедневно, то все болезни стороной обойдут. Ну а если все же простуда приключилась — ягоды помогут от нее избавиться. Коли недуг одолевал, расщепляли деревце рябины вдоль ствола, скрепляли края расщепа, а больному следовало пролезть в образовавшееся кольцо — это должно помочь исцелению.
Рябиновые гроздья вешали над дверью или окном: по поверью, они защищают жилище от нечистой силы. А в пору осенних свадеб жениху за голенища сапог насыпали ягоды, чтобы уберечь молодых от порчи, которую недобрые люди могли во время празднования навести.
На дубах уже начинают желтеть листья. Пришло время собирать желуди, которые тоже использовались в качестве оберегов и талисманов. Им приписывают способность привлекать богатство и помогать продвижению по службе. Мужчин, по поверью, желудь избавляет от импотенции и бесплодия, способствует гармонии в интимной сфере. Причем для получения нужного результата достаточно всего лишь постоянно носить его с собой.
10 сентября — Моисей Мурин, Анна и Савва, скирдницы. Завершена уборка зерновых, последние снопы убираются в скирды. В эту пору обычно открывались осенние ярмарки.
День исстари считается удачным для «избавления от курева и пьянства». Говорят, что помогает в том молитва, обращенная к преподобному Моисею Мурину, а еще родители могут заговорить воду или вино, чтобы отвадить от алкоголя свое чадо.
11 сентября — Иван Постный, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Говорили: «Иван Постный — осени отец крестный»: начинается осень, приходит бабье лето. Погода заметно меняется, становится ощутимо холоднее: «С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана».
Традиционно это день строгого поста. Запрет распространялся также на употребление в пищу любых круглых овощей и фруктов, поскольку форма их напоминает об отрубленной голове Иоанна Крестителя. Считалось, что брать в руки нож, резать (особенно — рубить капусту), косить, копать — грешно. По поверью, на срубленном в этот день кочане может показаться кровь. Запрещалось и любое веселье.
В храмах совершаются заупокойные службы; на Иоанна принято поминать усопших родственников.
Пришла пора массового отлета птиц: «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». Хорошее время для заготовки кореньев лекарственных трав: «На Ивана Постного собирают коренья рослые».
12 сентября — Александр-сытник, свытник. Начинаются «репные дни» — время уборки репы, исстари почитавшейся на Руси «хранительницей здоровья Рода». Интересно, что название этого дня имеет два созвучных варианта: сытник и свытник. И если что такое «сытно», нам, в общем-то, понятно, то что такое «свытно»? Оказывается, этим словом обозначали привычное, ставшее обыденным укладом — то есть, то, с чем люди уже свыклись.
Традиционно в этот день варили ячменную кашу (и сытную, и свытную)). Существовал также обычай заговаривать землю на урожай будущего года. При этом, читая заговор, сплетали вместе овсяный, ячменный колос и стебли льна.
Если неподалеку от вас живут ежи, примечайте, где и как они устраиваются на зимовку. По приметам, если нора на опушке — жди теплой зимы, а если ежиное семейство обосновалось в чаще, то надо готовиться к сильным морозам. Еще, говорят, вход в нору всегда расположен так, чтобы в нее не задувало, а потому можно определиться, откуда ветра прилетать будут.
С этим днем связано немало примет, суеверий, запретов. Считается, что на Сытника нельзя ставить забор, иначе будете страдать от воровства. Не сушите и не проветривайте подушки, перины — это к дурным снам. Откажитесь от котенка, если предложат: по поверью, взятый в дом 12 сентября кот всегда несет беду. Не рекомендуется также мыть голову (грозит облысением), садиться за карты (принесет постоянные проигрыши в будущем), пересчитывать мелочь до полудня (иначе ничего крупнее и дальше в руках держать не доведется). И еще утверждают, что в этот день нельзя здороваться с первым гостем.
13 сентября — Киприян (Куприан), Куприянов день, Журавлиное вече. Говорили, будто бы в этот день журавли на болоте совет держат — решают, каким путем на юг лететь. А рядышком кикиморы пристраиваются — ведут счет костям тех, кого в болото затащили минувшим летом. Потому в Куприянов день над болотом всегда стоит марево и раздаются стоны растревоженных утопленников.
Пришла пора массовой уборки корнеплодов. А еще с Куприяна разрешалось собирать клюкву. В наши дни нередко можно увидеть, как с болот несут недозрелую ягоду, а встарь этого побаивались, потому как считали, что «собирать незрелую клюкву — угождать нечистой силе». И это, по поверьям, грозило серьезными бедами: девица могла бесплодной стать, парень — вовсе умом повредиться. А коли старик запрет нарушит, нечисть его в трясину заманит, откуда выхода нет.
14 сентября — Симеон Столпник, летопроводец, Семён-день, Осенины. День считается благоприятным для любых начинаний; очень хорошо справлять новоселье, затевать какое-то важное дело. Пришло время осеннего сватовства и веселых свадеб.
Один из традиционных ритуалов — «обновление огня». Накануне вечером в доме гасили «старый огонь», а поутру старики добывали «новый огонь» трением или при помощи камней (высекая искры). Затем тлеющий огонек раздувала невестка или дочь. От вспыхнувшего пламени она зажигала свечу и растапливала печь. Этот обычай связывали с защитой жилища; верили также, что обновление «небесного огня» указывает человеку путь к счастью.
Другой интересный обычай дня — похороны мух и тараканов. Этих насекомых считали причинами бедности, семейных ссор и раздоров. По поверью, ритуал помогает избавиться и от самих бед, и от назойливых насекомых заодно.
Те, кто держал гусей, в ночь с 14 на 15 сентября задабривали водяного. Верили, что он все лето присматривает за гусями, которые плещутся в водоеме, а потому его следует поблагодарить за работу. Подношением служила тушка гуся, брошенная в воду. При этом голову следовало отнести обратно, чтобы домовой не углядел пропажу (он, как говорят, регулярно пересчитывает по головам всю хозяйскую живность).
15 сентября — Мамонтий (Мамантий), Федот и Руфина, овчарник. Считалось, что в этот день не следует пасти скот, чтобы беду не накликать: «На Федота и Руфину не выгоняй из дому скотину». Вообще, с этого дня животных часто запирали в хлеву, выпуская лишь в теплые деньки, которых становится все меньше" «Поскотины стынут — запирай скотину». Копают поздний картофель, начинают сажать озимый чеснок.
А каким заботам вы уделяете внимание на этой неделе? Радует ли вас теплом бабье лето?
А про похороны тараканов — в точку Вы, Марина, как всегда… У нас под осень появляется опять эта пошесть, но, слава Богу, вывели. Было бы забавно посмотреть на древний обычай, а не наш, городской.
Недавно вычитала, что под осень часто заводятся у людей другие вредные насекомые — вши. Проблема актуальная после лета в школах и садиках. Шоком для меня было то, что в Средней Азии для лечения сыпного тифа, который они разносят, использовали молочный напиток с трупиками этих насекомых (вроде как клин клином вышибают). Ужасно звучит, конечно, но вот даже не знаю, верить этому или нет.