30 июня — Мануил Солнцестой, Ярило. По поверью, следовало соблюдать особую осторожность: нечисть разгуливается, к человеческому жилью подходит. Русалки шалят — утащить могут, а потому на воде опасно. Но «ярилки» — гуляния в честь Ярилы (языческого бога Солнца) устраивали непременно у воды, разводя костры на берегу озера или реки. Один из любопытных обычаев такого празднества — варить яйца на костре, чтобы куры лучше неслись (считалось, чем больше яиц сваришь — тем больше потом птицы снесут).
Встарь говорили, что «на Мануила солнце застаивается», и современные астрономы согласны: по их наблюдениям, Земля в эту пору вращается вокруг Солнца медленнее.
1 июля — Феодул. Продолжались празднования в честь Ярилы — с песнями, играми, забавами до поздней ночи. Такая традиция не случайна: считалось, что «Ярила любовь очень одобряет» и веселье любит, а потому чествовать его надо радостно, ярко — это принесет в дом изобилие, а на поля — плодородие. В начале июля традиционными были ярмарочные гуляния.
День считали магическим. Предки верили, что на Феодула открываются «дыры земли», через которые будто бы можно заглянуть в иные миры. А венок из прошлогодних березовых веток, заплетенный прямо на дереве, покажет пропавших в чужих краях родственников (для этого следовало заглянуть в образовавшийся круг).
В деревнях — пора сенокоса и подготовки к скорой жатве: «Федул на двор заглянул — пора серпы точить».
2 июля — Зосим и Савватий Пчельники. Особое внимание в этот день уделялось защите пасеки от дурного глаза. Пчеловоды обращались к святым покровителям с просьбами о защите ульев, но не забывали и про народные обряды и приемы, в том числе, весьма своеобразные — например, развешивали вокруг пасеки лошадиные черепа, надетые на колья. Еще бытовало поверье, что пчел нельзя считать, чтобы не перевелись, а потому на пасеке нужно обязательно поставить несколько пустых ульев.
По поведению пчел можно предсказать погоду: перед дождем они дружно собираются к ульям; если грядет засуха — злятся, и тогда стоит держаться от них подальше, потому что жалят они чаще (хотя поговаривают, что пчела жалит только грешника — но кто без греха?..). Сидящие на стенках улья пчелы предвещают сильную жару.
3 июля — Мефодий Перепелятник. Охотники в этот день стремились непременно добыть перепела — считалось, что это к большой удаче. Особо почиталась белая птица: «Белого перепела увидеть — на счастье, а уж поймать — всю жизнь удачу за хвост держать будешь».
Еще называли день паутинным и наблюдали за поведением пауков: если трудятся они, плетут паутину — к хорошей погоде (даже если на дворе ненастно — скоро переменится); а не раскидывает паук своих сетей — к дождю, к сильному ненастью.
По погоде на Мефодия судили о том, чего ожидать в ближайшее время: коли дождливо — быть дождю еще 40 дней. Между тем, на Мефодия и Терентия (4 июля) нередки грозы.
4 июля — Терентий, Ульян. Пора сбора целебного липового цвета (самый ранний срок начала цветения липы — 27 июня, а самый поздний приходится на 18 июля).
Считается, что в эту пору особенно правдивы гадания по цветам и травам (берите на заметку: сейчас даже знакомое всем с детства «любит — не любит» на ромашке может дать верный ответ ;)) «Ульян кличет Ульяну» — по традиции в этот день юноши могли привораживать суженую, читая нехитрые заговоры на восход солнца.
5 июля — Евсевий, Ульяна. А тут уже действенны женские заговоры и гадания на любовь. «Ульяна кличет Ульяна» — девушки ворожили, гадали по травам. Если собрать в этот день букетик из 12 трав, среди которых непременно должны быть чертополох и папоротник, и положить его под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» — по поверью, ночью непременно приснится тот, кто девице судьбой предназначен.
Еще в этот день обычно чистили колодцы: говорят, это на целый год сделает воду особенно полезной. Дождь на Евсевия обещает добрый урожай хлеба.
6 июля — Аграфена Купальница. В канун Ивана Купалы считались целебными любые «водные» ритуалы: от бани до купания в росе. Быть мокрым на Аграфену — к счастью. Умываться купальской росой — набираться сил и здоровья на целый год. Роса считалась и отличным средством от любых глазных болезней: ее собирали, расстилая скатерть по траве в Купальскую ночь. Добытую таким образом влагу отжимали и смачивали ею глаза.
Поутру на Аграфену парились в бане, а с полудня начинались купания, которые сопровождались песнями, не смолкающими до самого вечера.
Особую силу в эти дни обретают растения — травники заготавливают цветы, листья и коренья. Это удачное время, чтобы насушить и заморозить зелень на зиму — огородные культуры тоже максимально полезны. И не забудьте посеять репу — день исстари считается весьма удачным для этого: «Сей репу на Аграфену — хороша будет».
Вечером устраивали посиделки, а на ночь загадывали желания и ждали вещих снов. Но следовало соблюдать особую осторожность: по поверью, на Купалу из воды на сушу выбираются русалки, водяные и прочая водная нечисть, потому и привидеться может что угодно. Не случайно рекомендовалось в эту пору исключить любой алкоголь: действует он во много раз сильнее обычного.
А как у вас начинается июль? Чем примечательна его первая неделя?
1 июля. С этого дня раньше поселяне Тульской губернии выходили на покосы. Огородники пололи грядки и вырывали корневые овощи для продажи, а в окрестностях московских и степных местах собирали красильные растения.
4 июля. В степных местах с этого дня подмечали: озимый хлеб наливается — озимы в наливах дошли, а вот овес-батюшка до половины дорос, овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озимы в наливах, а греча на всходе.
5 июля. В замосковных селениях вечером выходили смотреть на играние месяца. Если месяц при всходе своем виден, то он будто кажется перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Считалось, что это происходит в связи с праздником самого месяца. Играние месяца обещало большие урожаи.
6 июля. День Владимирской иконы Божией Матери. Праздник установлен в память спасения Москвы от нашествия Ахмат-хана (1480). Праздник Владимирской иконы Божией Матери — Покровительницы земли русской — широко отмечали на Руси. На Её, Заступницу, Нерушимую Стену, ограждающую от всяких напастей уповал народ, моля даровать земле богатый урожай. В этот день в Храмах и в настоящее время совершаются праздничные молебны, крестные ходы с иконой на поля и источники. На Руси существовало и существует множество источников, посвященных Божией Матери Владимирской, связанных с чудотворениями от Её иконы. Вода от них почиталась целебной и приносила помощь всем «с верой пиющим» её. Над колодцами молились в этот день Божией Матери, чтобы вода в них не пересыхала, была «сладкой и вкусной, довольной к потребе, невредительной к питию». В честь праздника готовили особые пироги — рыбники.
День также является днем памяти святой мученицы Агриппины. Она посвятила свою жизнь Богу. Была закована в цепи за веру свою, затем скончалась (260). От ее гроба совершались многочисленные исцеления.
В это время наступает самая жаркая пора года. Вода в реках и озерах хорошо прогревается, что создает возможность для купания без опасения простудиться. Считалось, что с этого дня можно купаться даже старикам: «На Аграфену и старики купаются». Колосится ячмень, замолкает соловей. В народе говорили: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос».