На улице примерно вот (вчерашняя фотография). Но при этом тепло, днем -3 С. Ночью минус 12
Утиная поильня вмерзла в лед. В этой части теплицы лед образовался за зиму — утки полощутся, я новую воду наливаю. Со временем корыто оказалось во льду и со льдом. Какое-то время я обошелся парой тазиков, но сегодня мне это надоело, я не поленился-таки взять средний топор с длинной ручкой и вырубить вокруг этой купальни лед по периметру, а потом поддеть её и вынуть изо льда. В теплице температура то ли нулевая, то ли плюсовая, поэтому корыто хоть и вмерзло, но не наглухо, после обрубания льда его удалось вытащить и выколотить из него все ледяные глыбы, ну а потом помыть и налить. Воду приношу обычными садовыми лейками — ими удобно мыть такие корыта
Утки были очень счастливы. Они любят это корыто, а тазики им явно недостаточны. В корыто легко помещается 50 литров воды. Здесь мы гуляем днем, а на ночь уходим в домик слева. Там пол выше, деревянный, здесь же пола нет, просто земля, и всё. Ну дорожка бетонная по центру, чтобы удобно было летом ходить (летом здесь растут огурцы). Позади возле гуся виднеется яма во льду — вот в ней и было вморожено это корыто. Позже это всё растает, подсохнет и станет теплицей для огурцов.
У гусей то же самое, но ванна акриловая и возле неё не подолбишь. Но она, бог миловал, оттаяла сама, и из ледяной ямы её удалось достать без мук и без риска. Яма справа
В этой ванне на дне лежит кирпич — чтобы гуси не выдернули пробку из ванны и не слили воду. Есть у них привычка так шутить.
На улице недостаточно тепло, чтобы не было риска для яиц, как результат, мне постоянно приходится бегать и «ловить» свежеснесенные яйца на инкубацию — если они остынут ниже +4 С, то зародыши погибают и яйца становятся просто пищевыми, вывести из них гусят уже не получится. Засим и приходится — то караулить (гусыньки высижывают обычно только летом, а зимой просто кладут яйцо и уходят, дальнейшее их типа не касается), то остывшие яйца относить домой уже не в инкубатор, а в холодильник. Варить для салатика оливье или пускать на шарлотку с яблоками. Но чаще мне всё же везет, и я ухитряюсь цапнуть яйцо вовремя, пока оно еще теплое. Я заметил, когда гусыни садятся откладывать яйца, остальная ватага начинает по-особенному галдеть. Т.е. я уже стал понимать язык гусей )) Слышу эти звуки — и прибегаю за яйцом.
Инкубаторы пока заполняю р-комовские (кинг суро), маленькие, но стал осторожнее — кладу туда только по 6 яиц, хотя туда помещается и 9, и даже 12. Но мне не понравилось, вентиляция недостаточная. Сверлить подобные инкубаторы я не буду, ну я просто снизил количество яиц, просто нагородив больше инкубаторов. На следующий шаг у меня есть еще инкубатор, но большой. В него пока не кладу, пока хватает этих.
В хлеву в эту зиму, дабы не оставлять себе на лето лишней работы, восстановил (переделал) козосдерживающий заборчик. Теперь козы не могут переться к куриным стеллажам и ломать их, выдирая ограждающую сетку и съедая куриное зерно, и не могут залезать туда, укладываясь в эти стеллажи внаглую спать. Теперь они снова на своей территории
Да, это козы так обглодали брус. Эти горизонтальные балки служат на подпорки потолка. Этажом выше (там чердак под высокой двускатной крышей) обычно хранится сено (в тюках или так, россыпью, разное), кой-какие веники иногда (для коз), этого добра немало, ну и чтобы потолки не прогибались и не угрожали провалом, я стал подпирать их такими вот стойками. Это сосновый брус 15х15 см. Упирается конкретно этот — в бывший фундамент печи (кирпичный), от печи, которую я не стал здесь строить (за ненадобностью). По неопытности я не знал, что козы такие теплые, я думал, тут зимой в помещении будет сильный мороз и придется подогревать, но оказалось, что это глупость и у них тут тепло будь здоров. Ну я и не стал возводить никакую печь. Слева — бывшая бетонная ванна для перощипальной машины (в кафеле), теперь это просто так место.
Вообще полы здесь все железобетонные, достаточно добротные, с кучей массивных стальных подпирающих балок, вбетоненных в землю, ну и сама горизонтальная плоскость очень хорошо армирована. В районе, где козы спят — там полы еще настелены деревянные, чуть повыше. Не знаю, по идее надо делать им какие-то спальные поднятые места, я пока не делал, точнее делал, но их мало, а коз больше. Поэтому спим мы где попало. Впрочем, они при кормлении постоянно рассыпают сено, и здесь получается толстая и вполне чистая подстилка.
Ограждение-заборчик — не из досок (даже не пытайтесь, коз это не сдержит), а из б/у бруса — 10х10, 10х15 и 15х15 (какой бог послал в общем). Есть шансы, что Забодалкин не прошибет это рогами и не выломает. Какое-то время.
Брус кормушки. Вообще-то он (был) 15х15 см, вполне добротный сосновый, причем даже новый, а не б/у. Изгрызли его именно козы, а не крысы или мыши. В общем я подумаю — или в это лето заменю эти брусья на новые, или в следующее, если дотянут. Есть у меня одна стальная труба 15х15 см, её вот вместо этого, самого изгрызенного столба — думаю водрузить на железобетонный пол. Насчет остального подумаю (покупать в лобовую за деньги не хочется, а другие трубы у меня пока идут на крышу летней кухни, я их пока берегу. Вот останутся обрезки после стройки — тогда подумаю, может, сварю из них один из столбов)
Дверцы изготовлены из поддонов от кирпича, а может еще от чего-то. Мне они понравились тем, что там добротные, крепкие доски, кажется березовые, они крепче обычной обрезной доски, продаваемой на рынке. Поэтому я сделал из них две такие дверцы — в разных углах помещения. Справа прибита деревяха — это какая-то толстая сосновая ветвь от дерева, растущего на участке. Она отломилась снегом, я впер её внутрь, козы её объели, хвою съели, кору, ну а потом я взял, отпилил от неё дубинку, кое-как пообтесал топором (она не очень ровная) и прибил гвоздями к вертикальному брусу. Она нужна для того, чтобы калитку никто не поддел рогами и не сдернул, не выломал
Помимо задвижки имеет место быть веревка, она нетолстая, но крепкая. Служит страховкой, потому что среди коз есть догадливые — они УМЕЮТ открывать задвижки. Т.е. если открывают и дверь открывается — они рады выйти и нахулиганить в коридоре, если же дверь не открывается — они теряют интерес. Вот я и вынужден завязывать веревочки, т.е. когда я хожу — я просто закрываю задвижку, а когда уже ухожу надолго, всех обслужив — завязываю страховочную веревку, чтобы не открыли.
Мамашки в соседней комнате. Чтобы было меньше риска для козлят, родивших мамок с потомством я тут же перетаскиваю в соседнюю комнату
Еще здесь обитают ни то ни сё цесарки. Ввиду отсутствия опыта я ухитрился купить сплошь петухов-цесарок, яйца они не несут и не размножаются. Но я так долго возился с ними, что мне уже жалко (да и лень) их резать. Так и кончилось ничем, они стали обитать в этой комнате хлева, сам не знай зачем. Летом меня забавляет, как они садятся на забор ограждения козьего выгула на улице и трещат там, словно разъяренные попугаи. Очень забавные, боевитые птички, при этом свободно могут летать, но запомнили свою территорию и хозяина и не улетают. Впрочем, и к козлятам они не проявляют вообще никакой агрессии (по крайней мере мои), поэтому они как-то сосуществуют у меня в этой комнате. Летом я даю им доступ на улицу.
А цесарки хорошая птица. Единственные, кто ест колорадских жуков. И ещё вроде перо у них хорошее для подушек.