Сопровождавший нас экскурсовод Александр пояснил, что наш нелегкий путь-подъем, начинающийся от этих деревянных ворот, пройдет по широкому понижению, находящемуся между горой Марчека и горой Кильсе-Буруном.
Дно этого крутого ущелья как будто выложено гигантскими ступенями, напоминающими на отдельных участках полуразрушенную исполинскую лестницу.
Интересно, что Шайтан-Мердвен является одним из первых перевалов, освоенных человеком в Крыму. Этот перевал в древности связывал Южный берег с пещерными монастырями, городами и крепостями княжества Феодоро (Мангуп, Эски-Кермен, Качи-Кальон и др.), Херсонес — с крепостью Харакс.
Длина Чертовой лестницы около 1 км, средняя крутизна подъема около 15-20°. Подъем от входа и до выхода составляет 100 метров по вертикали, насчитывая около 40 поворотов. Горный проход нелегкий, но преодолев еще в октябре Данильча-Коба, мы гораздо легче преодолели Чертову лестницу, ни разу не упомянув нечистую силу. Вдохновлял и тот факт, что этим путем когда-то прошли А.С. Пушкин, Н. Раевский, А. Грибоедов, В. Жуковский, И. Бунин и другие знаменитости.
В уникальном дубово-буково-грабовом лесу почтили память партизан, погибших в Великую Отечественную войну.
Лес действительно какой-то светлый, и даже с опавшей листвой он прекрасен.
И вот мы на плато, откуда открывается красивая панорама от Фороса до Симеиза.
А перед нами уникальное явление – сосны-скалолазки.
Ничего подобного я в своей жизни не видела, хотя до этого считала, что уже много видела интересных чудес природы!
В голове «не укладывается»: как эти сосны растут на этой скале? Это какие корни надо иметь, чтобы удерживать дерево на таких уступах?
А какую силу, волю жизни надо иметь, чтобы расти и жить в таких условиях?
Суровое «серое панно» с соснами-скалолазками завораживает.
И только красоты внизу «выводят» тебя из состояния «ступора». Да, да все молчаливы и обездвижены, почти неслышно щелкают фотоаппараты.
Дорога наша идёт к Форосскому Храму. Вокруг уже почти зимняя южнобережная красота.
От ботанического взгляда не ускользнет красота сухой травинки.
С тропинки открывается Форосский Храм; он словно в дымке.
С божьей помощью мы у ворот Храма Воскресения Господня – Храма, который на скале словно висит между небом и землей.
Осталась только память и фотографии. А у нас дождь и +10. Такое впечатление, что мы вернулись вновь в осень ушедшего 2014 года.