Парк появился после того, как в 1900 г. граф Гуэль передал в дар городу Барселоне 15 га земли, поставив одно условие: ведение застройки вменялось в обязанность Гауди, имевшего право действовать полностью по своему усмотрению. И Гауди — основатель «фантастического модерна» воплотил здесь свои фантазии в полном объеме, избегая прямых линий и углов, подсматривая формы и силуэты в окружающей природе. Сегодня необычный, грандиозно-сказочный, причудливый парк парадиз с уникальными пальмовыми рощами, оказавшись выше уровня смога Барселоны, является одним из самых чистых мест южной столицы Испании.
Планировка парка напоминает сжатую пружину – от подножия к вершине серпантином поднимаются извилистые тропинки и крутые лестницы.
Лимитирующими факторами при создании парка были: отсутствие воды, каменистая почва и крутой рельеф, который и обусловил живописность линии обходящей парк стены. Граница парка, состоящая из бесконечно длинных винтажных стен, мягко вторит перепадам рельефа местности, подчеркивая красоту ландшафтной планировки парка. Несмотря на то, что Гауди свел к минимуму срез и перемещение грунта внутри парка, ему пришлось «оперировать» не только каменными глыбами, но и целыми холмами; синтезировать из, казалось бы, абсолютно взаимоисключающих начал. Так, яркий по цвету контраст фрагментов архитектуры со строгой гаммой пейзажа обернулись в роскошную картину. Гауди практически отказался от перепланировки, предпочитая использовать разновысотность территории в создании виадуков*.
*Виадук – сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Опоры, поддерживающие основной виадук, похожи на развалины египетского храма. Такое впечатление создается в композиции за счет повторения в конструкции подпорной стены линий живых пальмовых листьев.
Здания и малые архитектурные формы парка Гуэль – самый яркий пример в мировой архитектуре того, сколько существует всевозможных комбинаций сочетания мертвых каменных архитектурных построек с зеленью живых растений. Многочисленные колонны, то и дело встречающиеся на пути в парке напоминают застывший во времени окаменевший доисторический лес.
Отдельные участки парка оказались подчеркнуто выделенными в цвете. В первую очередь, это все семь ворот, включая центральный вход.
Стена здесь на две трети высоты сложена из камня охристого оттенка, а двускатный навес вверху декорирован белыми и коричневыми керамическими плитками. Благодаря такому декору стена становится нарядной, а летом буквально сверкающей под лучами солнца. Главный вход в парк производит сильное эстетическое впечатление. Он оформлен двумя павильонами, которые могут показаться вначале избушками из сказочного леса: их диковинные стены и крыши не отвечают обычным представлениям о доме.
Один из павильонов увенчан поганкой – кровлей в виде шляпы гриба, другой украшает башня с крупными изразцовыми плитками, расположенными в шахматном порядке с крестом.
Вертикаль башни высотой 30 м является не только украшением постройки, она выполняет также функцию вентиляционной башни.
Оформление центрального входа в парк основано все на том же универсальном принципе модерна: использовать ошеломляющий, почти магический для глаза и сознания человека визуальный эффект как прием, усиливающий чувство гармонии и единства в представляемой картине.
Недалеко от центрального входа берет начало внушительная лестница, напоминающая лестницы больших дворцов прошлого и состоящая из четырех пролетов. Два ее нижних широких пролета, разделенные в центре зеленой клумбой, ведут к центральной части с фонтанчиками, гербом Каталонии, огромной мозаичной ящерицей, двумя гротами.
С обеих сторон лестницы подпорные стены с мозаичным панно, украшенные зубцами.
За рептилиями неожиданно предстает многоколонный дорический зал или гипостильный зал без стен называемый Залом ста колонн (хоть их только 86), напоминающий храм, врезанный в склон холма.
Возможно, что это неожиданное сооружение было включено в общую композицию, благодаря пристрастиям графа Гуэля к классике. В симметричном строе опор в Колонном зале были предусмотрены свободные пространственные зоны, снижающие ощущение перегруженности «интерьера». А Жозепа Мария Хухоль оформил их сверху изящными декоративными медальонами в глубокой голубой гамме.
Все оформление в парке Гуэль строго подчинено взаимосвязи художественного и практического начал. Так, колонны в дорическом зале – не просто опоры для перекрытия, да и само перекрытие – не просто крыша, но и основание для чего-то другого. Функция потолка здесь вторична, т.к. потолок – это центральная территория всего ансамбля парка. Колонны были полыми и функционировали как водостоки во время дождя.
В 1912 г. к парковым сооружениям Гауди добавил извилистую скамью парапет, состоящую из бесконечной вереницы скамей, венчающую гипостильный зал и очерчивающую верхнюю террасу, предусмотренную как площадку для греческого театра.
Скамья неизбежно вторит бесконечной синусоиде парковой стены и аналогичной по рисунку цепи живописных гор, обрамляющих Барселону. Это нечто, берущее свое начало в живописи, скульптуре и архитектуре, но не укладывающееся в рамки привычных категорий. Помимо постоянно извивающихся линий, буйствующих в формах скамьи, контуром огибающей верхнюю площадку парка, разнокалиберные осколки цветной керамики Манисес составляют гигантский коллаж.
Фейерверк красок керамики, невероятность ее сочетаний и применения вызывают восхищение!
Последнее, что успел сделать Гауди в парке, проложить хитроумную систему дорожек и возвести несколько причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к холму под самыми невероятными углами, скрученные и изогнутые — они выполняют и утилитарные задачи: подпирают крутой холм, служат подставкой под вазоны с растениями, держат крыши галерей.
На территории парка из 60-ти планируемых были возведены только два здания, в одном из которых жил Гауди и где сегодня открыт его музей, второй – принадлежал Гуэлю.
Дендрологический состав парка представлен, большей частью, представителями средиземноморской флористической области, среди которых главными породами стали вечнозеленые виды: сосна итальянская с красивой зонтиковидной кроной, сосна горная с широкопирамидальной кроной, маслина европейская с серебристо-серыми листьями, дуб каменный с простыми темно-зелеными листьями, магнолия крупноцветковая с крупными белыми ароматными цветками и др. В самые разнообразные растительные композиции вошли такие кустарники как олеандр обыкновенный, самшит вечнозеленый, с. балеарский, филлиреи, калина лавролистная, мирт обыкновенный и др., а также восточноазиатские виды: османтус душистый с цветками, распускающимися осенью и имеющими сильный сладкий аромат, саркококка низкая, цветущая зимой и источающая сильный сладко-терпкий запах, лещина и др.
Впечатляют своей густотой рощи итальянских сосен. Аллеи в парке оформлены экзотическими пальмами, сопутствующими им растениями являются агавы. Издалека перистые листья пальм и розетки листьев-фонтанов у агав напоминают древовидные папоротники, господствовавшие в эпоху динозавров. И совсем неожиданно, но очень в духе арт-нуво использование бразильской древовидной лианы – бугенвиллеи голой с фиолетово-лиловыми каскадами массового цветения невзрачных желтоватых цветков с яркими прицветниками. В центральной части парка, где на первый план выступают яркие архитектурные элементы: пряничные домики, парадная лестница, дорический зал, волнистая скамья, растительность представлена скромно, т.к. ей отведена роль фона.
Это Барселона!
Это Гауди!
Это вновь Гауди!
Это гений Гауди!
Это вновь гений Гауди!
Балкон в стиле Гауди.
valse-boston.livejournal.com/601244.html
www.liveinternet.ru/tags/%F1%F2%E0%F0%FB%E5+%F1%EE%E2%E5%F2%F1%EA%E8%E5+%EE%F2%EA%F0%FB%F2%EA%E8/
А вот такой современный вариант был у меня в поздравлении.