Из каких же элементов складывается китайский сад?
Роль и значение воды в саду
Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камни как элемент пейзажа
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Ограждения
Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
Ворота
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.Павильоны
Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Проходы и окна
В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Надписи, знаки, иероглифы
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
Растения
Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург