Как избежать поломок садовой техники зимой. Выбираем моторное масло

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
fisherles fisherles
Олег Сегежа
Современный дачник может иметь в своём распоряжении довольно приличный парк садовой техники. И значительная её часть — малогабаритные агрегаты, работающие на бензиновых двигателях. Бензопилы и триммеры, мотокосы, газонокосилки, снегоуборощики, культиваторы и мотоблоки. А ещё есть техника, к садоводству отношения не имеющая, но на даче активно используемая, например, генераторы, квадроциклы и снегоходы.

Современный садовод может иметь в своём распоряжении довольно приличный парк садовой техники
Современный садовод может иметь в своём распоряжении довольно приличный парк садовой техники

Дачная жизнь имеет ярко выраженный сезонный характер. Этим колебаниям — «зима-лето» — подчинены все занятия на загородном участке, в том числе, и использование техники. И если триммер и газонокосилка зимой отдыхают в сарае, то для снегоуборочной техники с появлением снега наступает самая «жаркая» пора.

Правильно выбранное и вовремя залитое масло - обязательное условие для долгой и надежной работы двигателя
Правильно выбранное и вовремя залитое масло — обязательное условие для долгой и надежной работы двигателя

Надёжная работа садовой техники зависит от условий эксплуатации. Поэтому правильно выбранное и вовремя залитое масло — обязательное условие для долгой и надежной службы. Особенно это важно в нашем климате, который зимой может быть очень суровым, ведь один пуск двигателя в сильные морозы можно приравнять к нескольким моточасам работы.

Зачем нужно моторное масло?

Моторное масло образует плёнку на движущихся частях двигателя, снижающую трение и уменьшающую его износ. Кроме того, оно защищает детали от коррозии и окисления, снижает негативное влияние попадающих внутрь паров, продуктов сгорания, пыли, способствует тепловому балансу.

Моторное масло снижает износ двигателя
Моторное масло снижает износ двигателя

Определитесь, что у вас в «конюшне»

Садовая мототехника, хотя и оснащена двигателями внутреннего сгорания, отличается от автомобиля. Для неё используют двухтактные и четырёхтактные двигатели с воздушным охлаждением. Поэтому требования к моторному маслу для малогабаритной техники отличаются. Двухтактные двигатели можно встретить в бензопилах и триммерах. Такие двигатели не имеют отдельного бака под масло, оно смешивается с топливом.

Снегоход - необязательный, но приятный элемент дачного отдыха
Снегоход — необязательный, но приятный элемент дачного отдыха

Четырёхтактные двигатели с воздушным охлаждением устанавливают, к примеру, на мотоблоках, снегоуборщиках, снегоходах. Они работают в более высоком температурном режиме, чем их собратья с водяным охлаждением. А значит, с большей нагрузкой. Кроме того, температура в двигателе при воздушном охлаждении нестабильна и зависит от температуры окружающей среды и нагрузки на технику. Поэтому к моторному маслу предъявляют очень высокие требования.

От нефти до присадок

Первое моторное масло появилось в 1866 году. Обнаружил, что сырая нефть хороша для смазки движущихся частей парового двигателя, врач Джон Эллис, исследовавший свойства нефти в медицинских целях. А в 1873 году он получил патент на свое открытие и зарегистрировал первый в мире торговый бренд масла для моторов.

Первое моторное масло появилось 145 лет назад
Первое моторное масло появилось 145 лет назад

Масло Джона Эллиса имело очень большую вязкость, поэтому для двигателя внутреннего сгорания было непригодно. Для первых двигателей внутреннего сгорания в качестве моторного масла использовали растительное (касторовое и рициновое) — вплоть до 20-х годов прошлого века. Постепенно им на смену пришло минеральное (полученное из нефти) масло. И в плоть до 50-х годов моторное масло было без каких-либо добавок, различаясь только степенью очистки.

Сначала моторные масла были без присадок и отличались только степенью очистки
Сначала моторные масла были без присадок и отличались только степенью очистки

Низкая термоокислительная стабильность (при повышении температуры масло начинает окисляться, то есть разлагаться) минерального масла приводила к образованию загрязнений в двигателе, снижающих его производительность и приводящих к быстрым поломкам. Изменение состава базового масла путем введения специальных химических соединений (присадок) повысило эффективность смазки и уменьшило нагар в двигателе.

Добавка присадок в масло увеличивает его эффективность
Добавка присадок в масло увеличивает его эффективность

Первой добавкой к моторному маслу стала в 1935 году моющая присадка (препятствующая образованию отложений). Затем появились и другие: противозадирные, антикоррозийные, противоокислительные, снижающие пенообразование и прочие. Сейчас присадки для моторных масел представляют собой сбалансированные комплексы, в которых один компонент не выступает антагонистом для другого. В композиции присадок главную роль выполняют так называемые диспергенты — соединения, препятствующие слипанию грязи в крупные частицы. Парадоксально, но некоторые присадки необходимы для нейтрализации негативного воздействия на работу двигателя других присадок.

Некоторые производители двухтактных двигателей запрещают использовать моторные масла с присадками
Некоторые производители двухтактных двигателей запрещают использовать моторные масла с присадками

Именно поэтому некоторые производители двухтактных двигателей настоятельно рекомендуют использовать в качестве моторного масла для своего оборудования только «чистое» масло — без присадок, ведь в двухтактных моторах масло сгорает вместе с топливом.

Начиная с 60-х годов, помимо минеральных масел, стали появляться и синтетические — произведённые методом синтеза. Синтетические масла наиболее полно сгорают, практически не оставляя нагара на внутренних поверхностях и сохраняя при этом отличные характеристики рабочей вязкости. Кроме того, только современные синтетические масла могут обеспечить оптимальное сочетание низкотемпературной и рабочей вязкости.

Обратите внимание на характеристики

Итак, какими же характеристиками должно обладать масло, чтобы надежно обеспечивать долгую эксплуатацию снегоуборщиков и прочей садовой техники при пониженных температурах и сохранение их заводских качеств?
  • Хорошими смазывающими свойствами. Моторное масло должно предохранять все детали двигателя и другие узлы техники от износа и трения. 
  • Отличными моющими характеристиками. Удаление нагара и шлама существенно продлевает срок службы садовой и силовой техники, а также защищает агрегат от коррозии. 
  • Низким уровнем испарения. Благодаря этому минимизируется расход масла. 
  • Универсальностью. Современные моторные масла должны максимально проявлять свою эффективность, как в бензиновой, так и в дизельной технике.

Как выбрать масло для садовой техники, работающей в зимних условиях?
Как выбрать масло для садовой техники, работающей в зимних условиях?

Вязкость — серьезный критерий

Основной параметр, влияющий на характеристику масла, — это вязкость. То есть, способность оставаться на поверхностях деталей, не стекая при повышении температуры двигателя. И в тоже время — не терять свойства текучести, когда происходит пуск двигателя, особенно в холодную погоду.

Вязкость масла — величина непостоянная, она меняется в зависимости от температуры (в том числе и окружающей среды), увеличиваясь при охлаждении. Вязкостно-температурная зависимость моторных масел отражена в классификации Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), принятой в качестве международного стандарта. Первый вариант классификатора был составлен ещё в 1911 году и с тех пор, с разработкой новых композиций и составов, постоянно редактируется.

Синтетическое масло Garten- Wintergerate-Ol 5W-30 от LIQUI MOLY
Синтетическое масло Garten- Wintergerate-Ol 5W-30 от LIQUI MOLY

Согласно классификации SAE, моторные масла разделяются на 17 классов: 9 летних и 8 зимних. В маркировке зимних масел присутствует литера «W» (Winter). Класс вязкости обозначают цифры — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25 (для зимних, перед буквой «W»), и 2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60 (для летних).

Двойная маркировка (через дефис), например, 5W-30, обозначает, что масло всесезонное. Для расшифровки этой маркировки нужно от первой цифры отнять 40. Первый параметр будет -35 — это та температура, при которой масляный насос сможет прокачать масло по системе, не допуская «сухого» хода. А второй параметр (-30) — это температура, при которой вязкость масла позволит провернуть холодный двигатель при запуске. Проще говоря, масло Garten- Wintergeräte-Öl 5W-30 от LIQUI MOLY обеспечивает уверенный пуск и надежную работу садовой и силовой техники в тридцатиградусный мороз.

Эксплуатационные категории масел — это важно знать

Химический состав масел влияет на эксплуатационную категорию масла. Она может классифицироваться по нескольким системам. Самая распространённая — API (Американский институт нефти). Система классификации API делит масла на две большие категории: для бензиновых двигателей (обозначение буквой «S» — Service) и для дизельных («C» — Commercial). 
Вторая буква в системе обозначений API — уровень эксплуатационных характеристик. Чем она ближе к концу латинского алфавита, тем более современное и качественное масло.

Правильное масло - залог эффективной работы. И не только двигателя
Правильное масло — залог эффективной работы. И не только двигателя

В рассмотренном примере на этикетке масла Garten- Wintergeräte-Öl 5W-30 от LIQUI MOLY , стоит маркировка API CF\SN. Это значит, что данное масло одинаково хорошо подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей. SN — масло с повышенными энергосберегающими качествами, может применяться для современных двигателей с системой нейтрализации выхлопных газов, выпущенных после 2010 года. CF — масло с повышенной защитой от коррозии и образования нагара, подходящее для дизельных двигателей с непрямым впрыском.

Также на этой этикетке есть маркировка европейской системы ACEA: буквы A\B значат, что продукт подходит для дизелей и бензиновых моторов. А цифры 3 и 4 (A3\B4) говорят о том, что это масло имеет увеличенный интервал между его заменами. C3 указывает на то, что продукт рекомендуется для применения в двигателях, оснащенных катализаторами и сажевыми фильтрами.

В целом европейские синтетические масла, в частности от немецкой компании LIQUI MOLY, отличаются высокой экологичностью, поэтому выхлопы не загрязняют окружающую среду.

Выбирайте качественное масло, и ваша садовая техника будет верно служить летом и зимой
Выбирайте качественное масло, и ваша садовая техника будет верно служить летом и зимой

Уход за снегоуборочной и прочей зимней садовой и силовой техникой важен так же, как и уход за автомобилем или мотоциклом. Выбирайте качественное масло, и ваша садовая техника будет верно служить вам летом и зимой.

Статья размещена в разделах: , , , ,
56 комментариев 20 спасибо за статью 2 в избранном 7974 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Yanky Yanky и еще 1 человек

Комментарии (55)
Спасибо за статью, очень познавательно оказалось. Мы недавно купили снегоуборщик, но не до конца разобрались еще с ним — только осваиваем. Советы реально полезные.
Большое спасибо. Очень познавательная статья. Как правило, мало кто думает какое масло надо выбрать для своей техники.
Светлана, почему? Мужчины очень даже этим озабочены в отличии от нас женщин. Я это вижу по своему мужу, он что попало покупать не станет, он и вязкость должен найти подходящую и все категории дотошно изучит.
Абсолютно согласна, у большинства мужчин случайных покупок не бывает, в отличие от нас, девочек)
Наташа, тем более если это касается техники!
Есь мужчины которые не знают этого. Например, наш сосед. Иногда он так бесит, что хочется его убить.
Согласна, такие тоже встречаются
Спасибо за статью и полезные советы.
Люда, а как у вас этой зимой, снега было много? Или обошлись без снегоуборщиков?
Ой, Марина. Декабрь и начало года были бесснежные, а с Рождества все сыпет и сыпет… Так что без техники никуда. Снегоуборщики — наше все!!! Ну а теперь хоть будем знать, по каким параметрам выбирать масло и на какие буковки смотреть.
Люда, вот чем и нравится мне этот сайт, что можно найти ответ на любой возникший вдруг вопрос.
Согласна. Первое время даже терялась. А сейчас ничего, привыкла.
Люда, конечно, быстро освоилась, здесь же все просто, легко и доступно. Это самое важное.
А представлены ли эти масла на рынке Казахстана? С нашим резко-континентальным климатом вопрос правильного выбора масел для техники в зимнее время, вопрос не последний!
У нас снегоуборочной техники не было никогда, всегда справлялись только лопатой, а в этом году даже и лопата не понадобилась, зима заходила только раза три в гости и то ненадолго.
Травокосилку с бензиновым двигателем мы не оставляем зимовать на даче, увозим в теплый гараж, а вот триммер зимует в дачном сарае, так как ему там ничего не угрожает кроме ( не дай Бог, конечно) недобросовестных граждан.
Бензопилу надо бы было поэксплуатировать зимой, но пока не получилось, поэтому тоже хранится в сухом и теплом месте.
Мне очень любопытно как обстоит дело с техникой зимой в тех регионах, где настоящая зима? Девочки и мальчики, сибиряки и северяне отзовитесь
Когда мы жили в Якутске, там зимы жесточайшие и с эксплуатацией техники часто возникали большие трудности. Правильный выбор масла для северян — это много!
Марина, я не сибирячка, но у нас в Подмосковье за последние дни стооолько снега нападало, что некоторые даже не пытаются сесть за руль автомобиля. Так и стоят их машины, словно сугробы. А в детском саду, где работаю, хочешь — не хочешь, а снег расчищать приходится. Дворник с утра до вечера трудится на пару со снегоуборочной машиной, а она вдобавок то и дело глохнет. Вот, наверняка, снова из-за нищего бюджета экономят и на масле, и на топливе.
Танюш, а мне так нравятся машины, покрытые шапкой пушистого снега, — настоящие подснежники
Ага, красиво смотрятся, а некоторые так и вовсе лишь весной выезжают на дорогу. Их так и называют в народе — «подснежники». Посмотрела сегодня по километражу, а мне масло менять пора))), а заодно и фильтр масляный.
Интересно, но для одного раза прочтения сложновато. Видимо, придётся ещё раз прочитать, а может, и не один раз. Я вот, не поняла, если масло не находится в работающей технике, а стоит в канистре в сарае, на улице -20С. С ним ничего не случится, оно не пропадёт?
Ирина, это для нас женщин -сложно, я тоже читала два раза потому что хотела понять как да что, а мужчины с этим намного быстрее разбираются. Понаблюдаем что они нам расскажут интересного и познавательного, как правильно относится к технике и её питанию?
Марина, с мужчинами всё понятно, они всю жизнь в технике, но я тоже хочу понять. Правильно, почитаем, понаблюдаем.
Ирина! Я так понимаю, что маслу мороз не страшен, единственное — что может образоваться осадок, но и это не страшно, рекомендуется перед использованием (заливкой) тщательно перемешать (потрясти, поболтать канистру)
Очень обстоятельная статья. Но читать придется еще раз точно )))
Я моторное масло для своей пилы покупала по принципу «самое дешевое». Потом узнала, что была неправа ((
Катюнь, когда вопрос касается техники, то скупой чаще всего платит дважды)))
Да, но я, честно, была не в курсе, что там к чему ))
Хоть не сломалась пила в итоге?)))
Нет, до сих пор работает. Это электрическая пила, для девочек )) видно, с тем расчетом, что туда будут вместо машинного масла заливать подсолнечное ))))
Катюшкин))))))))))
Согласен! Скупой платит дважды! Иногда и трижды! А особо скупые постоянно переплачивают... Как говорится, не настолько я богат, чтобы покупать дешёвые вещи!
Посностью согласна!!!
Миша, тебе, как представителю сильной половины человечества, эта статья должна быть особо полезна, или ты все уже заранее знал?
Кое что знал, что то из статьи узнал.
Катя, в одном я точно уверена — самое дешевое — это не вариант!
Конечно, но тогда я была не в курсе, даже 7дач еще и в проекте не было, наверное )) пиле уже 11 лет ))
Олег, спасибо за статью. Познавательно и интересно. При покупке техники все же склоняюсь к рекомендациям продавца. Т.к. где купил, чьи рекомендации соблюдаешь, туда и потом (если что) претензии предъявляешь по качеству, а так же и в ремонт отдаю. Благо у нас эта система работает (где купил — там и ремонт сделают).
Олег, спасибо за материал. Мне сейчас приходится познавать практически всё с нуля (что, как и почему) по поводу эксплуатации техники. И Ваша статья очень кстати.
Я сначала читать не хотела — у нас ни морозов нормальных нет (если и нагрянут, так ненадолго), ни сугробов (хорошо, если за всю зиму удастся снеговиков слепить или в снежки поиграть, и то момент ловить надо! Чаще всего снег, выпавший с вечера, к обеду следующего дня уже растаял). Потом вспомнила: а бензопила! Правда, сама вдаваться в тонкости не стала — поручила сию ответственную миссию мужу) Сказал, что статья дельная, даже что-то записал в свой блокнот (видимо, чтобы поделиться с кем-либо достоверной информацией о маслах)))
Вот и я растерялась), а нам-то для чего эта статья?!)
Даже бензопилы нет, про снегоуборщики, вообще, молчу)
Это что-то из экзотики)
Потом подумала про генератор…
В общем, сделала закладку, пусть муж знакомится)
Наташик, порекомендуй мне, какой лучше генератор для дачи)))
Не порекомендую)
Ибо не разбираюсь))
Муж выбирал генератор из расчета обслуживания дома в 215 кв.м., для дачи, думаю, нужен попроще и поменьше…
Вот автор статьи наверно может и про генератор рассказать)))
Спасибо, Наташик! Подожду, может, порекомендует.
У меня муж масло покупает. Я как-то не вникала, что и куда. Статью прочитала с большим интересом, но все сразу не запомнить. Еще раз почитаю повнимательнее.
Инна, я тоже запомнить все не смогу, так чтобы при случае быстро найти и мужу показать при необходимости, добавила себе в избранное.
Вот целиком и полностью согласен. «Правильное масло -залог эффективной работы». Сначала правильный бутер с маслицем к чаю, а потом можно и снег чистить. А статья по делу, особо в части маркировки масел понравилось. Забодаешься по нету выискивать, а здесь систематизировано.
Спасибо, Олег! Обстоятельная, профессионально написанная статья. Все разложено по полочкам (даже история моторного масла представлена). Мне, как специалисту (в прошлом) в области стандартизации и сертификации, а теперь и потребителю (вместе с супругом), особенно интересны разделы, касающиеся классификации масел по эксплуатационным характеристикам. Замечательно, что Вы не просто озвучили, какие международные системы классификации и стандарты применяются в этой области, но и привели наглядный пример, как это отражается в маркировке на упаковке, в том числе в части эксплуатационных характеристик.
Читали вместе с мужем. Он, конечно, сделал вид, что все знает — «приезжаю на сервис, мне там масло и заливают» (это к машине относится). На самом деле, он и при мне масло покупал. Никогда не задумывалась над этим, теперь буду внимательно смотреть на маркировку . Надеюсь, «не убьет» за такой интерес не по моей части.
Убрала статью в избранное. Еще раз спасибо!
Статья действительно интересная! Конечно скучно читать, тем более вникать в классификацию и т.д.! Но лично мой опыт говорит, что масло для двигателей (и не только)очень важно! Бытует такой миф, что всё масло разливается из одной бочки! Только упаковка разная.Что дорогое масло для лохов-в красивой упаковке… Ну я то к ним не отношусь, чё переплачивать?! Однако опыт противоречит этому мифу… Сколько двигателей «полетело»из-за масла?! Много! Тысячи! Я сейчас об автомобильных двигателях… Почему-то каждый автолюбитель(и женщины и мужчины)внимательно к этому относятся.Мой знакомый автослесарь тоже внушал мне что нет разницы, главное вязкость! В итоге двигатель перебрал!!!(кстати два раза, медленно видимо ломал стереотипы...).Даже качество топлива влияет на ресурс двигателя… иногда «убивает» сразу! Конечно к садовой технике меньше внимания! А зря! Там такой же двигатель, только чаще двухтактный и с воздушным охлаждением! А это значит что нагрузка выше, и к маслу относится нужно посерьёзнее…
Миша, вот это я понимаю, человек написал со знанием дела, не то что мы, дамочки Все на домыслах, да догадках Но это все лишь потому, что у нас мужчины вот такие грамотные и обстоятельные! Однако, я для своего (на всякий случай) скинула себе в избранное
Так мы теперь и не будем основываться на домыслах и догадках, по крайней мере по поводу моторных масел — это же элементарно всю информацию прочитать на маркировке, сопоставить с вашим садовым (или транспортным) средством и понять, чем он (мужчина) заправляет его… Можно аргументированно сказать — «дорогой, а давай посмотрим на маркировочку — подходит ли нам этот продукт в таких-то и таких-то условиях эксплуатации». Интересно, что он ответит… Я своего протестировала…
И как, Наталья, прошёл тест благоверный?
На «полный нуль». Засуетился, взъяпенился, и убежал ...". Обдумывет, наверное".
Интересная статья, масло Garten- Wintergerate-Ol 5W-30 от ЛМ видел в деле, оно действительно отличного качества, после другого дядя сильно ругался, думал снегоход ломаться начал, а оказалось масло заменить надо было на более качественное, до ремонта хорошо не дошло.
Спасибо за статью. Масло Ликви Моли использую давно, доволен на 100%, не знаю почему раньше не обращал на него внимания, пока в автосервисе не рекомендовали. Качество реально немецкое, никогда не подводит, машина в мороз заводится с первого оборота, движок работает как кошка, мурлычит. И самое главное нет доливов, аллилуя, я нашёл крутое масло.
Спасибо за статью! В прошлом году по Вашей рекомендации залил в свою технику масла из садовой программы Ликви Моли. Качество порадовало, плюс, в отличие от дешевого масла, которое я заливал до Ликви, интервал замены увеличился в разы.
Для триммера стабильно покупаю немецкое масло 2-Takt-Motoroil от Liqui Moly. Данное масло не дымит и хорошо смешивается с бензином (А-92), при смешивании, кстати, я обычно использую пропорцию 50 к 1.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: