Действующая модель Т-34
Решили изготовить предсерийный прототип и протестировать его, чтобы потом наладить мелкосерийное производство таких мелких погрузчиков. Но поскольку в душе мы всё же танкисты, в итоге склонились к мини-танку. Проанализировали мировой опыт, посмотрели, что и кто делает, и определили для себя самые технологичные образцы.
Лидируют в производстве мини-танков англичане, только их машины мало похожи на реальные модели танков и обходятся в 10-12 тысяч фунтов стерлингов — дороговато для игрушки.
С выбором модели танка проблем не было: естественно, надо делать легендарный Т-34. Сфера применения достаточно широкая, к тому же гусеничная техника может эксплуатироваться круглый год. Мы разработали нашу машину на резиновых гусеницах: она не повредит ни асфальт, ни плиточное покрытие, то есть можно кататься по парку.
Есть возможность установки дополнительного оборудования для игр в пейнтбол, лазертак и т.п. В перспективе планируем выпуск сменных корпусов других моделей отечественных, а также немецких и английских танков.
Работали больше двух лет. Когда большой проект постройки крупного танка приостанавливался, мы переключались на разработку мелкого. В результате 9 мая этого года два прототипа были готовы.
Создание прототипа
Первым этапом разработки Т-34 «МИНИ» был выбор силовой установки для тестовой машины. Мы приобрели двухцилиндровый двигатель «Хонда» с вертикальным валом 22 лс и две моноблочные гидравлические установки, которые обычно используются в коммерческой садовой технике. Для гусениц решили опробовать новую технологию и сделать их резиновыми.
Гусеницы заказали на заводе по нашим параметрам. При расчётной скорости 8 км/ч подвеску можно было и не ставить, что сильно упростило бы конструкцию. Но мы простых путей не ищем: сделали рессорную подвеску для катков. Правда, она получилась слишком мягкой и подвижной.
Шасси модели Т-34
Мы использовали лист рессоры как рычаг, приварили к нему оси.
Рессора
После первых испытаний переработали этот узел и сделали подвеску двухрычажной. Рессора теперь не несущая и находится внутри рычагов.
Двухрычажная рессора
Катки-ленивцы и ведущие колеса сделали из нашего любимого полиэтилена низкого давления (ПНД). На испытаниях ходовая часть показала себя очень достойно: достаточно высокая подвижность с большими углами въезда. 30-градусный подъём преодолевали играючи.
Катки и ленивцы
С ходовой частью мы управились достаточно быстро. Теперь впереди были долгие месяцы работы над всем остальным. Очень хотелось сделать корпус и башню методом вакуумной формовки, но в итоге от этой затеи отказались.
Тестируем ходовую часть модели Т-34
Познакомились с очень хорошим скульптором, который переделал наши матрицы под формовку полиэфирной смолой со стеклотканью.
Корпус — эпоксидка и стеклоткань
Катки сделаны из ПНД, центральная часть – металлическая. Ведущее колесо — из ПНД, сделано одинаковым с ленивцем, чтобы обеспечить взаимозаменяемость. Гусеница не будет соскакивать, поскольку ленивец – тоже зубчатое колесо. Металлический фланец крепится к жигулёвской ступице, которая у нас является осью ленивца. Этот элемент находится в передней части танка.
Конструкция катков
Ведущая звездочка из ПНД
В корпусе сделали усиление, так как толщины борта было недостаточно: при испытаниях начинались заломы в области крепления. Ванна – нижняя часть корпуса — сварена из сталитолщиной 3 мм. Заготовки резали лазером, загибали на гибочном станке. Места крепления элементов подвески усилены швеллерами.
Усиление корпуса
Гусеница имеет ширину 15 см, в основе — гусеница от экскаватора. Серийно изделие такой ширины выпускается слишком коротким. В гусеницу вплавлены специальные усилители, которые являются зацепом для ведущего колеса. Есть также два металлических ограничителя, которые не дают соскочить ей с катков. Отверстия под зубья ведущего колеса сквозные. Высокий протектор даст возможность ездить по снегу и грязи.
Гусеница модели Т-34-мини
Закончили черновые работы с кузовами (верхняя часть танка). Очень долго возились с системой открывания корпуса для обеспечения удобной посадки механика водителя.
Корпус модели Т-34-мини.
Верхняя часть корпуса крепится на сварной раме. На ней закреплён погон – большой алюминиевый подшипник, на котором крутится башня. Долго подбирали газлифты так, чтобы с поднятием верха мог справиться даже ребёнок.
Как открывается верхняя часть
В кабине сглажены все острые углы, чтобы водитель ни за что не цеплялся одеждой. Тяги от рычагов уходят в моторный отсек. Они включают правый или левый гидромотор. Под ноги в кабине положили резиновый коврик.
Кабина, пол. Модель Т-34-мини
Для запирания корпуса использовали капотные петли от джипа «Ренглер». Они имеют резиновое основание и плотно прижимают крышку к ванне. Сиденье установлено от трактора. Оно имеет подрессоренный механизм, что добавляет комфорта.
Система запирания
Сиденье немного доработали: опустили спинку — она мешала крышке закрываться. Садимся в кресло, закрываем крышку – защёлкиваем замки. Оба рычага вперёд – поехали вперёд, назад – поехали назад. Рычаги ходят с небольшой амплитудой. Если их отпустить, танк остановится.
Сидение водителя. Модель Т-34-мини
Посадили в танк водителя ростом более 190 см – всё нормально, коленки ни во что не упираются. Низ танка и все металлические детали покрашены порошковой краской, пластиковый верх — полиуретановым покрытием Line-Xс высоким уровнем износостойкости.
Собрали подвеску. Установили рычаги и сиденье, подогнали высоту спинки.
Сажаем водителя в Т-34-мини
Сзади установлен двигатель на мотораме. Бак установили внутри корпуса на мотораме. С левой стороны размещён небольшой аккумулятор, закреплённый резиновым жгутом.
Установка двигателя в Т-34-мини
Устроили фотосессию в лесу. Покатались по естественным неровностям, оврагам, лесным дорожкам с разными уклонами. Пофотографировали танчик на закате солнца.
Покатушки в лесу на Т-34-мини
Вес модели — 485 кг. Габариты — 1250 х 2150 (2350 — со стволом). Перевозили обе модели на Peugeot Boxerс прицепом.
Транспортировка Т-34-мини
Выход в люди
Презентацию проекта устроили в День Победы, 9 мая 2019 года. Привезли модели Т-34 «МИНИ» на праздник в Музей отечественной военной истории в Падиково.Перед началом заездов проверяем уровень топлива. Капот фиксируется с помощью магнитов — это позволяет быстро снимать и ставить его.
Начало заездов на Т-34-мини
Двигатель заводится нажатием кнопки, которая расположена сзади на корпусе.
Заводим двигатель
На небольшой асфальтированной площадке устроили заезды на двух машинках. За три часа прокатили несколько десятков человек. Интерес к танчикам было очень велик, как у детей, так и у взрослых.
Заезды на Т-34 мини
Поскольку это было праздничное мероприятие, заезды носили некоммерческий характер. Мы получили первые отзывы (все положительные), определили требования к дальнейшей эксплуатации, рассчитали, сколько времени достаточно для одного заезда и сколько человек можно прокатить в течение часа.
Модель Т-34-мини создала группа энтузиастов: Келейников Ю. А., Уткин С. А., Акимов С. А. из мастерской «Танковое Бюро МС-1».
P.S. Ещё в мастерской была недавно создана действующая модель первого танка 3-го рейха.
Модель PzKpfw-IВ в масштабе 1 к 1
akim-ufo@yandex.ru
Страна: Россия
Сорочаны. Танкодром