Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
NatashaPetrova NatashaPetrova АВТОР 7 ДАЧ
НаташаПетрова Красногородское
Такая вот получается странность — состариваем окрашиванием. Действительно, один из вариантов обновить или переделать старую или просто надоевшую мебель — с помощью декораторских приёмов визуально добавить ей лет, то есть состарить. Следы времени на наших лицах мы пытаемся скрыть, а вот мебели, напротив, возраст придаёт определённый шарм.



В следах времени есть определённый шарм
В следах времени есть определённый шарм

Вещи с историей «делают» интерьер, привнося в него изюминку и уникальность. Если у вас нет старинных комодов — не беда, всегда можно добавить года необременённому возрастом предмету. Поговорим о способах состарить мебель.

Ads by

Окраска «под старину»

В публикации Обновляем старую мебель. Окраска: декораторские идеи для вдохновения шла речь о том, что самый простой способ обновить надоевшую мебель — окрасить её. Один из вариантов — это покраска «под старину». Чтобы понять, как это сделать, представьте себе, как выглядит старый шкаф, комод или буфет, ранее окрашенные. 

Старая краска на мебели
Старая краска на мебели

Примерно так, как на фото выше: со временем слой краски местами облупился, вытерся и потрескался.

Потёртости

Осмотрите внимательно обновляемый предмет. Где краска сотрётся больше всего? Там, где на неё приходится основная нагрузка, в местах, где предмет больше всего трогают руками или он чаще подвергается трению: на углах и гранях, на выступающем рельефе резьбы, около ручек. Если есть горизонтальная поверхность (столешница), она будет потёрта там, где человек опирается на неё, сидя за столом или работая.

Определив места будущих «потёртостей», можно приступать к их сотворению. Но для начала потребуется выполнить подготовительные работы, описанные в публикации Окраска: подготовительные работы. Для создания декоративных потёртостей нужно как минимум 2 оттенка: цвет основы и верхний слой. 

Декоративные потёртости
Декоративные потёртости

В выборе цветовых сочетаний открывается широкое поле для экспериментов. Наиболее традиционное решение — «тёмный низ, светлый верх»: основу делают более тёмной, а для поверхностного слоя используют оттенки белого, кремовый, пастельные цвета. Но это не правило, выбирайте оттенки по своему вкусу.

Если мебель из настоящего дерева, то тёмная текстура древесины может стать цветом основы, тогда потребуется только подобрать цвет краски для финишной отделки. Кстати, тёмная лакированная мебель советской эпохи вполне подойдёт как база. Нужно только снять лаковый глянец, чтобы улучшить адгезию (прилипание). Если мебель не деревянная, вы дополнили её не деревянными деталями или её естественный цвет не подходит под вашу задумку, сначала покрасьте мебель в цвет основы.

Основа может быть любого цвета
Основа может быть любого цвета

Для ускорения процесса старения нужно, чтобы краска в местах задуманных потёртостей плохо пристала. Чаще всего для этого используют покрытие из воска или парафина. Можно просто натереть свечкой выбранные места или растопить парафин и нанести его с помощью кисти. Теперь время покрывать финишным слоем краски. После того как она полностью высохнет, с помощью тряпки удалите её в местах, покрытых воском: плохо прилипшая из-за воскового покрытия, она откроет нижний цвет. 



Плохо прилипшая из-за воскового покрытия, она откроет нижний цвет
Плохо прилипшая из-за воскового покрытия, краска откроет нижний цвет

Более трудоёмкий вариант — многослойное покрытие. Это имитация очень старой вещи, неоднократно перекрашенной. Технология та же: окрашиваем в базовый цвет, наносим воск, красим вторым слоем другого цвета, опять наносим в нужные места воск и покрываем ещё одним слоем — опять же отличающегося цвета. После высыхания удаляем лишнюю краску.

Декоративные потёртости на мебели можно сделать и без воска. Тонируем дерево при помощи морилки, а затем окрашиваем. После высыхания краски берём абразивную шкурку и убираем лишнее — обрабатываем окрашенную поверхность до достижения требуемого результата. 

Убираем лишнюю краску шлифовальной шкуркой
Убираем лишнюю краску шлифовальной шкуркой

После шлифовки следует покрыть поверхность прозрачным лаком для закрепления, ведь красочный слой нарушен абразивом. Обратите внимание: морилка и краска должны иметь одинаковый состав. Например, для красок на водной основе выбирайте водную морилку.


Декоративное «загрязнение»

Другой способ с помощью краски прибавить лет столу или стулу — имитация старой грязи. Не секрет, что от длительного использования на поверхности скапливаются загрязнения. Следы «долгой эксплуатации» можно нарисовать двумя способами.

  • Лессировочные покрытия
Используем полупрозрачные краски или лаки, их ещё иначе называют лазури, глейзы. Они наносятся на заранее окрашенную поверхность, а затем частично стираются тряпкой или губкой, не дожидаясь высыхания. 

Лессировочное покрытие
Лессировочное покрытие

Лазурь останется в углублениях, подчёркивая неровности. Наиболее эффектно такое покрытие выглядит на рельефах или фактурной поверхности. 

Сочетания базовой краски и глейза можно бесконечно варьировать. Полупрозрачные покрытия бывают разных цветов, а также перламутровые или с металлическими оттенками. Или, наоборот, можно окрасить предмет краской, имитирующей бронзу, золото, медь или серебро и использовать глейз темного оттенка. В результате получится поверхность «старая бронза», «патинированная медь» или «червлёное серебро» (в зависимости от цвета основы).

  • Окраска сухой кистью
Если поверхность переделываемой мебели не отличается особой рельефностью, используют метод окраски «сухая кисть». Сначала окрашиваем предмет краской базового оттенка, а после того как высохнет, наносим вторую — декоративную.

Окраска методом сухой кисти. Фото с сайта http://nashaotdelka.ru
Окраска методом сухой кисти. Фото с сайта nashaotdelka.ru

Берём кисть, обмакиваем в краску, а затем снимаем лишнюю часть — вытираем кисть о бумагу или тряпку, пока она не станет практически сухой. Теперь наносим ею оттеночные мазки в тех местах, где в естественных условиях скапливается грязь — в углублениях, швах. Следите за тем, чтобы мазки были естественными — по направлению волокон древесины.  

Таким способом можно имитировать и потёртости. Только в этом случае оттеночные мазки-блики, наоборот, наносят на выступающие части — там, где больше трётся.


Тонировка морилкой

Этот способ больше подходит не для переделки старой мебели, а для окраски «под старину» новой. Морилка наносится на поверхность дерева, а затем, пока покрытие ещё не высохло, излишки стираются ветошью.

Морилка подчёркивает текстуру древесины
Морилка подчёркивает текстуру древесины

Более мягкие участки древесины впитают красящий состав, а с плотных он сотрётся. Операцию можно повторить, если результат не удовлетворит. Попробуйте использовать морилки разных оттенков, только перед покрытием готового изделия поэкспериментируйте на ненужном куске дерева или там, где будет не видно.

После того как обработанная поверхность высохнет, можно дополнительно покрыть мебель перламутровым лессировочным покрытием. Ну и обработать прозрачным лаком, чтобы защитить декоративный слой.

К способам искусственного старения при помощи краски относятся также кракелюры и золочение. А ещё состарить поверхность деревянной мебели можно брашированием и обжигом. 

Если вам нужно больше идей, если вы хотите узнать, какие ещё приёмы используются при преображении мебели, обязательно загляните в эти публикации:




Статья размещена в разделах: , , ,
28 комментариев 15 спасибо за статью 8 в избранном 74248 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
yakovlevaia1964 Яковлева Ирина и еще 7 человек




Комментарии (28)
Понравилась окраска методом сухой кисти. Остальное не очень пришлось по душе. Может, потому что сейчас вокруг меня и так много старой мебели и я хочу её обновить?
Метод «сухой кисти» можно разнообразить. Например, если использовать не кисть, а поролоновую губку — получится «метод сухой губки» . Так можно по трафарету окрашивать: будет не чёткий рисунок, а как будто полустёртый. Или полихромный тональный рисунок. Например, так, как на фото. А ещё полусухой кистью можно без трафарета создать «фактуру» — в технике стипплинг. Мне кажется, в вашем, Ирина, случае, это лучший вариант, если вам не нравится эффект «обшарпанности».

Полихромная тональная роспись по трафарету. Фото с сайта ya-superpuper.com
Полихромная тональная роспись по трафарету. Фото с сайта http://ya-superpuper.com

Фактура в технике стипплинг: с помощью сухой кисти
Фактура в технике стипплинг: с помощью сухой кисти
Наташа, спасибо за статью. Прочитала с удовольствием.
Добрый день. А можно ли в технике «Тонировка морилкой» снять частично шлифмашинкой старый слой (старый — не в смысле срока его давности, а нанесенный ранее, но уже полностью высохший) краски, а поверх пройти новым слоем светлым или сразу лаком? Получится ли эффект потретости?
Не совсем поняла, вы одновременно говорите про морилку и про эффект потёртости. По порядку. Собственно, про потёртость: если у вас есть предмет, окрашенный краской, вы берете шкурку и немного (или много — как хотите) счищаете слой краски, до обнажения основы, например, древесины, или нижележащего слоя краски, если он есть. Это и будет — «эффект потёртости», стершейся краски. Так происходит в естественных условиях — краска от долгого использования стирается механически. Там, где предмет больше трётся, например, на ручках, углах, выступающем рельефе резьбы, стирается сильнее. Состаривая, мы делаем тоже самое — механически трём в тех местах, где трется (ручки, углы и прочее). Только быстрее — не кожей рук, а абразивной шкуркой. А так как шкуркой мы повреждаем поверхность краски, то, чтобы она не начала облазить, закрепляем свеху слоем прозрачного лака. И ещё, когда стирается от прикосновения рук, поверхность краски заглаживается, от шкурки она становится шероховатой. В эти шероховатости набивается грязь. Поэтому — сверху нужен лак. А прозрачный — чтобы был виден получившийся эффект потертости. Если вы будете использовать не лак, а светлую краску, вы закрасите ею то, что натерли.
Про морилку: в наших условиях (эбеновое или какое другое тёмное дерево у нас редкость) древесина, сама по себе, чаще всего, светлая. Например, сосна. В большинстве случаев, в сочетании с окрашиванием-стиранием, она мало выразительна — светлое дерево, светлая стертая краска. Только если дерево светлое, а краска заведомо тёмная — например, темно-синяя, получается неплохо. Это касается новодельной мебели — если мебель действительно старая, дерево тёмное, оно темнеет со временем. Поэтому светлую древесину перед окрашиванием покрывают морилкой — чтобы то, что из под краски вылезет, было более эффектным.
Но тут нужно учесть, что если пытаться покрыть морилкой ранее окрашенную или покрытую лаком поверхность, морилка может не прокрасить или «лечь» пятнами: растворители краски впитываются в верхний слой древесины. Так как действие морилки тоже основано на впитываемости в древесину, может плохо получиться.
И правильно ли я поняла суть техники «Окраска сухой кистью» на приложенной картинке — сначала темный базовый цвет, затем светлый — мазками?
Если конкретно про фото в статье (где стул, стол и полки серые), то наоборот. Базовый цвет здесь — серо-голубой, мазками поверх — тёмно-серый. Но, на самом деле, можно и сначала покрасить тёмным, затем мазками светлым. Будет почти так же, только так сложнее и краски больше уйдёт. Во-первых, посмотрите — тёмного там меньше, чем светлого. То есть, придётся всё окрасить тёмным, а затем ещё одним слоем, почти на 2/3 всей площади, светлым. А во-вторых, светлую краску укрыть тёмной сложнее, чем наоборот. Поэтому, проще покрасить сперва серо-голубой, а затем мазки нанести тёмной. А вот если по вашей задумке предмет должен быть тёмный, то тогда да, базовый цвет будет темным, мазки светлыми.
Спасибо огромное за столь развернутый рассказ в ответ на мое обращение. У меня на даче одна стена была покрыта сначала Сенеж аквадекор цвет «папортник», цвет получился никакой (мне не понравился совсем), поверх его я наложила цвет «лагуна», но честно говоря толку мало. Зеленый цвет пробивается сквозь голубой и тоже глаз не радует. Сейчас стоит вопрос как все исправить. При этом я задаюсь вопросом, можно ли вообще сделать так, чтобы все смотрелось «как задуманное изначально», а не как «исправление огрешностей». Остальные стены у меня выкрашены цветом «иней» — выбелены. Рассматриваю как вариант ваше предложение об использовании эффекта старения. Правда пока ничего толком не придумала.
А, у вас не мебель, а стена. И, судя по всему, уже пройден первый подготовительный этап . На самом деле — все классно. Теперь, действительно, пошкурить немного и будет хорошо. Только не стоит это делать машинкой — сложно регулировать степень сдирания. Лучше просто шкуркой, и небольшой брусочек (в шкурку завернуть отрезок сантиметров 10 деревянного бруска 50х50), а то и просто — без бруска, шкурку в руке держать, так лучше чувствуется. Еще абразивные губки хорошо. Вам же не надо слой дерева снять, только тонированный слой чуть-чуть. Трете и смотрите — как понравилось, переставайте. Я так делала, только там были просто доски. И колерованный лак тиккуриловский, тоже зеленый . Попробуйте где-нибудь с краю, чтобы руку набить — там, если попробовать, довольно быстро понимаешь, чего и как тереть. Обрабатывать нужно по одной доске, и строго по волокнам тереть. Одну сделали, потом следующую. Там, где у доски фактура более яркая — сильнее сдирать, которые доски гладкие — меньше. Потом всю пыль снять, влажной тряпкой протереть и посмотреть издали на общую картину. Будет видно, где еще усилить. А потом сверху лак и будет здорово. А если решите все закрасить, то можно текстуру дерева сверху нарисовать. Есть такие шпатели-штампы.
Шпатель-штамп с текстурой дерева. Фото из интернета
Шпатель-штамп с текстурой дерева. Фото из интернета
А есть у Вас фото перил лестницы, где бы Вы использовали этот метод? У меня на даче перила покрашены в светлый цвет, хочется немного поиграть с цветом. Если на цвет иней мазками нанести цвет орех, наверное должно неплохо получиться...
Евгения, этот метод называется фладрованием. Покрасить стену в этой технике не получится, поскольку при покраске всей стены Вам придётся использовать стремянку, которую нужно будет переставлять. Прокрасить за один приём доску от стены до стены, не отрывая стёрку от поверхности, не удастся. При нанесении рисунка важно вести шпатель-стёрку от одного края «доски» до другого не отрываясь! Посмотрите, может пригодится.
Декор старого стола в технике фладрования — имитация рисунка дерева
Ещё следует краску для верхнего слоя подбирать такую, которая ляжет на ту, которой у Вас уже выкрашены стены. Не все краски хорошо ложатся друг на друга. Вот как-то так.
Вы правы, Ольга, что потребуется стремянка. Но то, что это невозможно — не совсем так. Отрывать шпатель можно, только нужно приловчиться попадать «в масть», если оторвал и продолжаешь дальше. Такими инструментами рельеф на штукатурку на стенах наносят — чтобы штукатурка была имитация деревянной стены.
Поэтому, если прогон длинный, то лучше не стремянку использовать, а пару козел и мостки между ними — чтобы можно было двигаться вдоль стены не прерываясь.
И да, краски должны сочетаться между собой — либо это должны быть краски одного типа (например, обе на водной основе), либо на инструкции тщательно читать, что верхняя краска «дружит» с нижней.
Наташ, вот, как показала моя практика, если во время нанесения рисунка дерева оторвать шпатель от доски, то потом снова попасть точно в рисунок и совместить линии не получается. Как ни старайся. Шпатель же не только «тащится» по доске, но и «качается». Сложно совместить не только линии, но и повторить наклон шпателя во время отрыва. Косяк сразу виден.
Это да. Но главное правило декоратора : если нельзя скрыть, нужно подчеркнуть.
Протянуть без отрыва с одним наклоном на длинное расстояние сложно. Более того, невозможно — потому что для этого нужен манипулятор робота, человеческая рука, в любом случае, дрогнет. Ну так и на настоящей деревянной доске нет одинаковых рисунков текстуры. Уж не говоря о нескольких разных досках. Поэтому, незачем стараться на длинном участке делать неотрывно. Тем более, что человек — не стрекоза, у него угол обзора довольно небольшой. Человеческий глаз чётко видит только то, что в фокусе, на переферии (боковым зрением) гораздо хуже. Плюс с увеличением расстояния точность деталей смазывается. Получается, что с близкого расстояния хорошо видно небольшой кусок — перед носом. А при удалении видно больше, но уже гораздо хуже. В небольшой вещи эти детали очень важны, иначе будет неопрятно и некрасиво. На стене — допуски меньше.
В любом случае, что на маленьком участке, что на большом — покупка шпателя — это меньшая из проблем. Придётся много раз попробовать, чтобы приноровиться к нему.
Последний раз редактировалось
В моем варианте как, я правильно понимаю, мне лучше всего сверху наносить краску сухой кистью, поскольку у меня вагонка сосна и «сдирать» ее до основы смыла нет никакого. При этом я же ничего не теряю: не понравится, все вообще закрашу темно-коричневым цветом и буду развешивать белые рамы по всей стене
Сухой кистью на большой и плоской поверхности сложно работать, особенно без опыта. Хорошо получается что-то мелкое и рельефное. И где много пересекающихся плоскостей. Например, лестничные перила. Присмотитесь, на том фото, которое в моей статье — лучше всего получился стул. Там мало больших площадей. А стол — нижняя полка в тумбе, слева — вообще в углу «против шерсти» покрашено.
Я в комментарии выше написала — как, на мой взгляд, лучше сделать вашу стену.
Спасибо огромное за совет. Вы так хорошо все расписали, что руки уже чешутся… а ждать надо до весны… Думаю, что я воспользуюсь Вашим советом и попробую свою стену еще и пошкурить Где наша не пропадала?
А есть фото Вашей стены с зеленым лаком? Очень хочется посмотреть, как зеленый цвет в такой технике смотрится.
Вот есть такое — делала для заказчика, чтобы показать результат объяснения «на пальцах» чего я хочу сделать. Можно было более сильно стереть, в том случае решили ограничиться этим.
Обязательно попробуйте! Это ошибка, которую часто делают неспециалисты . Думать, что краска — это просто — покрасил и все. В большинстве случаев — если речь идёт о каких-либо декоративных покрытиях, не достаточно просто покрасить. Все декоративные эффекты получаются дополнительными усилиями. Поэтому я и написала, что у вас пройден первый подготовительный этап: вы нанесли покрытие, теперь пора переходить к этапу декорирования. И в вашем случае — я бы так и делала: сперва просто окрасила, потом после высыхания, обрабатывала. Просто во многих случаях нельзя ждать высыхания — нужно наносить и обрабатывать, пока не высохло, в вашем случае — можно сказать, повезло. Просто на инструкциях к материалам обычно очень скудная инструкция. Всегда стоит сначала попробовать на выкраске. Например, морилки — а у вас, я так поняла, морилка, а не колерованный лак или глейз, можно ещё так использовать: наносить и пока не высохло, стирать тряпкой, если водная, то, возможно, ещё и водой немного размывать, если сохнет быстро. Более мягкие части дерева прокрашиваются быстрее, на твёрдых морилка держится плохо. Поэтому получилось бы добиться эффекта потёртости сразу. Хотя по трудозатратам — одинаково: всё равно тереть, какая разница, шкуркой или тряпкой. Шкуркой — пыли больше, тряпкой — весь в этой морилке .
потертости
потертости
Последний раз редактировалось
Наташ, ещё немного встряну, просто мне интересна тема декора. У Евгении, как она писала, стены покрыты Сенеж Аквадекор. А это тонирующий антисептик на алкидно-акрилатной основе с добавлением льняного масла, воска, биоцидов и УФ-фильтров.
Это вы к тому, что не размыть при нанесении? По поводу Сенежа Аквадекора — не знаю, сама не пробовала, но, говорят, с кистей хорошо отмывается водой. Например, Пинотекс — тоже тонирующий антисептик, там тоже в составе воски и масло. Разбавляется уайт-спиритом. А наносить — так как я описала: окрасить, лишнее тряпкой стереть. Иначе получается просто укрывистое покрытие коричневого цвета, без игры текстуры дерева. Можно вообще, не кистью или валиком, а просто тряпкой, смоченной в пинотексе, протирать поверхность, но все равно сухой ветошью подправлять приходится, чтобы пятен не было. Так как он не на водной основе, то сохнет не так быстро, как водные морилки, поэтому дополнительно размывать нет необходимости — успеваешь обработать довольно большой участок.
Наташа, я не очень поняла, какой краской и какого цвета Вы рекомендуете покрывать с последующей размывкой два слоя Сенежа, которыми уже покрыта стена.
Евгения выше написала: «У меня на даче одна стена была покрыта сначала Сенеж аквадекор цвет «папортник», цвет получился никакой (мне не понравился совсем), поверх его я наложила цвет «лагуна», но честно говоря толку мало. Зеленый цвет пробивается сквозь голубой и тоже глаз не радует. Сейчас стоит вопрос как все исправить.»
Т.е. изначальный цвет непонятный зелёно-голубой, состав краски я написала. Вот и мне интересно услышать совет специалиста, какую краску и какого цвета наносить и размывать в конкретном случае, чтобы Евгении исправить цвет стены.
Сейчас уже поздно что-либо размывать . Я писала про размыв как пример — что можно было при окрашивании удалять излишки тона, и получилось бы что-то как на первом фото (см. ниже), только цвета «папоротник». Сейчас я ей предлагаю сошкурить лишнее и покрыть сверху лаком прозрачным (я бы выбрала матовый). По моим ощущениям (насколько я фото в посте Евгении посмотрела), должно получиться типа как на фото 2. Еще можно (учитывая, что рядом белые деревянные стены — цвет «иней», а простенок цвета «папоротниковая лагуна» через чур ярким (ИМХО) получился, можно попробовать его «приглушить» — вместо лака использовать что-то типа глейза — полупрозрачная краска, белого цвета, возможно, с оттенком перламутра. Или выбрать белый лак (он тот же эффект даёт, только не перламутровый. Или попробовать тот же Сенеж, цвет «иней», как на остальных стенах. Вне зависимости от выбора, покрывать тонко (в один слой), чтобы была просто белая пелена, а не укрывистый слой. Но это обязательно нужно пробовать, потому что может быть не ахти — слишком много всего.
Фото 1. Из интернета
Фото 1. Из интернета

Фото 2. Из интернета
Фото 2. Из интернета
Спасибо. Теперь понятно.
А есть у Вас фото перил лестницы, где бы Вы использовали этот метод? У меня на даче перила покрашены в светлый цвет, хочется немного поиграть с цветом. Если на цвет иней мазками нанести цвет орех, наверное должно неплохо получиться...

Чтобы их немного освежить, хочу попробовать сверху сухой кистью цвет «орех».
Чтобы их немного освежить, хочу попробовать сверху сухой кистью цвет "орех".
Фото есть, только не видно то, что вы хотите. Нет фото деталей. Вот, например, эта. Мы делали камин и основание лестницы с перилами. Перила кованные, окрашены чёрной краской, мазки сделаны краской металлик, цвет медь. Делала, типа, перила были медные, а потом, с течением времени, потемнели и «заросли» чёрным. Видно чуть-чуть три розетки в верхней части перил — что у них есть какой-то отлив кроме чёрного.
камин
камин
Последний раз редактировалось
Во как! А я-то с дури ума старые свои чешские стулья 2 недели отдирал от старого лака, шлифовал, лакировал и обшивал новым материалом. Теперь выглядят как новые. Прям беда!
Не беда. Можно снова их «обновить» методом «старения»....
Почему с дури? Я бы тоже не стала венские стулья красить в любой цвет, а две недели от старого лака отдирала. Только возможно, не лаком бы по новой покрыла, а воском. У меня на чердаке лежит один такой стул — на помойке нашла, без одной ножки, и покрашен (ужас!) зелёной краской. Ждет, пока у меня руки дойдут. Надеюсь, смогу отодрать краску до основания.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: