Козлята пьют из кастрюли вдвоем. Благодаря этому, время на поение сокращается почти вдвое
Козленку из всех возможных на свете способов коммуникации доступен только крик. И таким образом он пытается привлечь к своим, несомненно, очень важным и насущным проблемам внимание общественности.
Теперь всей вярьмовской козлячьей бригаде не хватает тридцати литров молока в сутки. За раз выпивается два ведра, и даже еще влезло бы немного. Ну, если быть честным, то тридцати литров мне еще не удавалось надоить, а вот двадцать восемь – вполне.
И все равно их не хватает. Самые взрослые козлята, родившиеся 15-19 марта (некоторым скоро будет по 15 дней), пьют много, надуваются, как шарики, и вполне все благополучно переваривают, и не прочь бы попить молочка еще. Но мне, глядя на них, страшно за их желудки, и поэтому как-то ограничиваю их аппетиты.
Козлята в бане
Выход в таких случаях есть, и не один. Их, выходов, несколько: молоко можно покупать, можно купить козам овес и попытаться увеличить немного надои, можно отваривать овсяные хлопья (геркулес) и добавлять отвар в молоко, впоследствии и сам вареный овес подрастающее козье поколение тоже будет есть.
Молоко покупать смысла большого не имеет, по причине дороговизны всего процесса для роста козлят. Молоко для себя подразделяю на три вида: козье, коровье и магазинное. Козлятам можно давать первые два вида, а вот третьего – лучше не надо.
Как-то пробовал давать самым первым своим козлятам магазинное молоко, и они поносили и не очень стремились его пить. Коровье пили замечательно, и росли, впрочем, тоже. Но у нас сейчас коровье молоко стоит больше ста рублей за трехлитровую банку, и если ездить каждый день за двумя банками, то козлята золотыми встанут.
Козы идут на пастбище
Попытаться повысить удои – хороший метод, но он может и не сработать в полную силу, и дебет молока все равно будет меньше кредита. Овес козкам я немного и сейчас даю, но больше в целях того, чтобы приходили пораньше к дому. Сейчас животные гуляют целый день на улице одни и могут уйти далеко в дальний лес.
А насыпанный к вечеру в кормушки овес стимулирует точный приход животных вечером. Причем приходят они точно в один и тот же срок – сразу после появления овса в кормушках. В шесть насыпаешь – в шесть ноль пять уже козы радостно его жуют.
В любом случае, мне лучше купить овсяные хлопья (геркулес), а заодно немного манки, чтобы попробовать. Есть информация, что манку тоже отваривают и добавляют козлятам в молоко, причем в прошлом году чуть ли не пшеничную сечку варил им, но, правда, в возрасте к месяцу.
Пьют воду
В этом году мне как-то не до покупки круп было, и только сегодня явная нехватка молока меня вытолкнула в магазин в районный центр. Геркулес и манку не буду чередовать, а начну понемногу с овсяных хлопьев, козлячьи желудки привыкнут к отвару овсяных хлопьев, а к месяцу попробую манку.
Мне до районного центра ехать минут десять -пятнадцать по грунтовой дороге, состоящей из ям, колдобин и выбоин. Грейдер раз в месяц проходит ножом и немного выпрямляет неровности, но не надолго. В сухое время лучшей дороги и не придумать, она ровная и позволяет держать большую скорость, но весной лучше лишний раз не ездить.
Диски быстро пришли в негодность, бескамерная резина тут не работает – просто на одну поездку. Ездить лучше только с камерами или учиться быстро качать шины. Камера стоит рублей четыреста, и за две тысячи на шиномонтаже можно договориться, чтобы поставили камеры во все колеса.
Мартовская зелень
Вообще, я такой человек, который очень сильно любит дом и не любит путешествия. Даже на десять километров. Любая поездка – для меня проблема. Вот что я очень люблю – зеленый чай, и не могу без него и дня прожить. Мне просто не выжить без него и все.
Но чтобы понять, насколько не люблю выезжать – просидел дома месяц (!) без чая, и если бы не козлята и их аппетит, то и не поехал бы никогда. Да и дел как-то много в последнее время, да так, что думаю и придумываю, как бы выкроить себе лишние тридцать минут для сна.
Покупка овсяных хлопьев и манки
Но козлята есть козлята, надо ехать. У меня старенькая машина, ВАЗ двенадцатой модели. Называю ее марсоходом за красный глинистый цвет местной грязи и сам цвет автомобиля – частично красно-ржавый. В честь этой же машинки названа коза Двенадцатая, которая вполне молочная и очень такая настоящая коза. Резина стоит еще зимняя, и задний левый подшипник посвистывает, и надо бы его менять уже давно.Еще весенняя зелень
В «Пятерочке» не оказалось овсяных хлопьев, или были, но в картонных красивых пакетах с добавлением чуть ли не ионов серебра и неких витаминов, а козлятам лучше самые обычные, просто плющеный овес. Вероятность поноса сильно меньше и вообще – активнее и бодрее будут.
Мне все же удалось найти обычные хлопья, взял двадцать килограмм, то есть, считая где-то по два килограмма в день, – на десять дней, и десять килограммов манки для более взрослого возраста. Даже если и не съедят козлята, все равно лишним не будет, сам съем.
Дорога и моя безалаберность
На выезде к моей деревне меня остановил знакомый гаишник, спросил, сделал ли я страховку на автомобиль. Уже второй раз говорю, что и рад бы сделать, да вот совесть не позволяет отдавать деньги незнакомым людям. А вот знакомым – пожалуйста. Вот вас, товарищ гаишник, очень хорошо знаю, вы у меня сыр берете, когда на охоту в наши места приезжаете.Служивый товарищ тяжело вздыхает, ему хочется чтобы каждый автомобилист придерживался правил и закона, но когда весь район начинает массово отказываться от страховок, то против толпы не попрешь. Толпа большая, и с ней лучше не связываться.
Езжу я почти медленно. За рулем больше двадцати лет, права категории «В» и «С». Автомобиль немного знаю, к примеру, сам, в одиночку, могу поменять сцепление. А для этого надо снимать коробку передач, которая весит больше сорока килограмм. Менял когда-то на ВАЗ 2108.
Козы что-то едят
Рассказываю не для того, чтобы казаться в чьих-то глазах профессионалом-водителем, а только ради того, чтобы показать, что не совсем чайник. Но всякое бывает, иногда досадные проблемы происходят из-за наплевательского отношения к обычным вещам.
И на обратной дороге на повороте левое заднее колесо с резким хлопком слетает с барабана, машина идет юзом и частично задом сползает на обочину, подмяв кусты. Надо было или подшипник менять, или болты крепления колеса проверять. Причем второе весьма вероятнее.
Очень удачно, неким чудом, как-то восхитительно счастливо зацепился я на дороге, а не улетел в лес. Метров пятьдесят автомобиль задней ступицей пропахал небольшую канавку. Выключаю музыку в машине, отстегиваю ремень, глушу мотор. Машины здесь ездят редко.
Выхожу, оцениваю произошедшее: барабан, похоже, разбит, подшипник, скорее всего, заклинило, колесо – далеко позади на дороге. Бензобак цел, бензином не пахнет. Свечу на него фонарем, потеков нет. До дома километра два, темнеет, в машине овсяные хлопья и манка, дома голодные козлята и не доеные козы. Времени нет и взять его не откуда.
Автомобиль. Вид сзади
В действительности, ничего страшного. Колесо притащил и положил в багажник, если вытащить машину на дорогу, то можно два километра как-то доползти на разбитом барабане к дому. Было бы вообще классно барабаном как-то на доску встать и на ней, как на лыже, двигаться.
Но доски нет, взять негде, а за обочиной вообще болото. К тому же темнеет. Здесь нет эвакуаторов, да и вся машина стоит столько, сколько за услуги эвакуатор попросит. Все же бросать авто на дороге на несколько недель (а раньше вряд ли что-то сделаю, нужно закупаться тысяч на десять) не хочу.
В любом случае, ничего не потеряю. И барабан, и подшипник, и вся ступица подлежит замене, и мне все же выгодней тот случай, когда автомобиль стоит рядом с домом, чем брошен на дороге. Его могут «раздеть» и «разуть» весьма быстро.
Дашка в марте 2017 года
Одним передним колесом авто на дороге. Второе сползло на рыхлую обочину. На мое счастье, от этого колеса совсем недалеко был большой камень, такой шершавый песчаник. Ему там и взяться-то особо неоткуда, но вот же – лежит.
Завел марсоход, очень-очень тихо трогаюсь, но колесо начинает зарываться, и до песчаника – каких-то десять сантиметров. Пришлось искать камни, копать под колесо и толкать их туда. На пятый раз кое-как автомобиль преодолевает эти десять сантиметров, цепляется за камень и выползает на дорогу на трех колесах.
На первой-второй передачах кое-как добрался. И главное, что дома. Пусть и на трех колесах, важно, что дома. А там – потихоньку решится. Барабан куплю, ступицу, подшипник. Завтра, после дойки и поения козлят, марсоход – на подставки, оценю ущерб. Может, и недорого выйдет.
Как бы ни было, выезжаю очень сильно редко. У меня все есть: мука, мясо, соль, макароны, картошка. Скоро будет творог, раз появились овсяные хлопья и манка. Единственно, нужен будет бензин, у меня осталось литров десять в канистре. Но в марсоходе полбака, можно слить оттуда. Его-то не скоро починю.
Да и с кузовом, особенно с задними арками, там проблемы серьезные. Так что надо задуматься и обмозговать все варианты. У меня есть новый велосипед, и знаю женщину, которая проехала на спортивном велосипеде из Пскова до Вярьмово за световой день в октябре прошлого года.
Без колеса
Как только закончил с марсоходом, сварил овсяные хлопья, подоил коз и напоил козлят. И завтра с утра и еще пятнадцать дней у моих козлят будет добавка в виде каши к молоку. А через пятнадцать дней чего-нибудь придумаю, я везучий, и все у меня как-то складывается, и все преодолевается.
К вопросу об ошейниках на козах
На моих козах нет ошейников. И не потому, что я за свободу и европейский выбор. Поначалу на моей козе Машке и козле Шашлычке были ошейники. Обычные такие, собачьи. Тогда я только начинал понимать этих животных, и мне казалось, что моя цель – заставить животных пастись около дома. Но когда привязывал лидеров, находился новый лидер, и стадо опять уходило в поисках вкусной еды, иногда пропадало и на ночь. Такое было несколько раз.Однажды услышал странные звуки. Как будто дверь скрипела, и скрипела, и скрипела. Дверь же как? Скрипнет на ветру и прекратит, ну, звук такой дискретный. А тут звук был постоянный, без прерывания.
Заинтересованный, пошел искать источник звука, и, нашедши его, был очень испуган, так как хрипел козел Шашлычок. Рог другого козла, Чубика, попал между ошейником и шеей Шашлычка, закрутил на себе ремень ошейника и душил козла, который уже вполне себе так улетал на Марс.
Черная Мишель
Дело в том, что еще и трудно их, козлов этих, растащить. Они и сами бы рады, но оба в шоке, страх их несет в разные стороны и передавливает одному рог, а другому шею. Мне в тот момент казалось, что Шашлычок уже покинул нас, так он хрипел. Мне удалось перерезать ошейник за секунды «до того, как». И даже после этого случая до моего сознания не сразу дошло, что ошейник опасен.
Козы будут просто бодаться, как делают это каждый день, каждую минуту. И рог одного животного попадет между ошейником и шеей другого, и хорошо, если это будет в пределах видимости человека. Через несколько месяцев такая же ситуация повторилась с козой Машкой, но там все произошло прямо у меня на глазах, и удалось быстро исправить ситуацию.
Неутешительные и утешительные выводы
В любом случае, моя деятельность доставляет мне жизненное удовольствие. Но всякое бывает. На одних ошибках учусь сразу, на других – только после повторов этих ошибок. Плохо, что при этом страдают и другие субъекты и объекты: козлята, козы, автомобили.И магазинное молоко для козлят, и ошейники для коз, и заднее левое колесо для автомобиля – мои ошибки. Не получается учиться на чужих ошибках. Как бы ни хотелось. Может, и есть такие умные люди, но мне вот не дано.
Гриб неизвестной породы
Зато человек, набивающий шишки, даже пусть на ровном месте, имеет опыт. Свой личный опыт, и на основе опыта может и дальше развивать свою деятельность, которая доставляет ему жизненное удовольствие.
Ошибок можно избежать, лишь ничего не делая. Не выезжая за крупами в магазин, не наблюдая за козами и не выпаивая козлят. Чем больше дел, тем и ошибок больше. Но я знаю, что шевеля своими мозгами, руками и ногами, мне удастся преодолеть все свои ошибки. Лишь просто потому, что Вселенная нам дает задачи по нашим силам, и если задачу не удается решить, то я всего лишь недостаточно серьезно подхожу к ней.
Спасибо за ваше внимание к этому небольшому материалу. Буду очень благодарен вам за клики по иконкам социальных сетей. Здоровья вам и вашим питомцам!
Как там Фляга?