Двухдневный козленок
Пучка рано покрылась, случайно покрылась, и одна козочка у нее вышла совсем слабой и не вставала первое время совсем. Пришлось брать ее в дом и поить из ковшика. Все остальные козлята вместе со счастливыми мамашами сидят в отдельном хлеву с двадцатилитровым ведром воды и двумя полными кормушками сена. Периодически выдаю им овес.
Пучка сама по себе – животное с не очень счастливой судьбой. Мне Ее Рогатое Величество досталось в обмен на козлика-кастрата, и ничего особенного не выиграл. Пучка к своим десяти месяцам оказалась небольшой, с пустым выменем и к тому же случайно покрытой.
Козы и серьезное клюквенное болото
Скорее всего, Пучка – марсианка. Если, конечно, внезапно не вырастет и не станет лить молока к двум литрам хотя бы. И в ее козочках, таких замечательных, пушистых маленьких козочках, не найти будет ни веса, ни объема, ни литража в будущем. Ну, посмотрим еще. Что ж делать, но мясо тоже востребовано на рынке. Такая вот козья жизнь.
Молока у нее совсем мало, возможно, просто совсем капли, и если бы не 3305 и Дашка (Дашка – просто супер, фонтан молока, и все сразу сыты – и свои, и чужие), то пришлось бы ехать и платить деньги корове в соседней деревне. И то не факт. Сейчас молоко по личным хозяйствам как-то не свободно, во всяком случае, у нас.
Пучка родила просто и незатейливо, как сто рублей потратила. Вечером, около одиннадцати часов, заметил ее взбудораженное состояние, отсадил в другой хлев к 3305, дождался родов, забрал сразу слабую козочку, сдоил для нее у Самосвала молока и пошел спать.
Засохшая сосна
Дашка же рожает в третий раз, она у меня умная и все знает не по рассказам подружек в социальных сетях и не из книг. Она – суровый и циничный практик, и поэтому, чувствуя схватки, сразу деловито с серьезной мордой порулила с прогулки к хлеву, подняв хвост, как знамя.
Причем сама просилась не в тот общий хлев, где все стадо сейчас ночует, а в тот хлев, где сидят 3305 и Пучка с козлятами. Мы друг друга с Дашей поняли как нельзя лучше, и даже не стал ждать ее родов, такая уверенность в ней прочная. Закрыл и пошел дальше со стадом.
Март
Март для меня – не самый приятный месяц. Причин много, но три основные: поведение коз, бессонница и погода. Козы после того, как много месяцев доступ к зеленым растениям им закрывал снег, вдруг видят какие-то листики, хоть и приплющенные к земле. И ими трудно управлять, особенно контрастно после зимы, когда они не отходят от человека и наступают на пятки.Козлята, козы и овес
Проблема в том, что козы сильно увлекаются этими самыми листиками, и те козы (обычно, самые продуктивные), у которых аппетит превалирует над остальными чувствами вроде безопасности и «чувства локтя» лучшей подруги, отстают, теряются, да и само стадо может увлеченно идти вперед и вперед без остановки. И его не развернуть и не увлечь за собой обратно к дому. А скоро вечер.
Двадцать четыре козы, загипнотизированные появившимися зелеными растениями, могут расползтись по болоту или лесу на километр и потом здорово кричать, пытаясь найти друг друга. И крики, и вся такая суета привлекает разного рода хищников, и к тому же переживать за потеряшек стоит некоторых душевных сил.
И мне бы не так боязно было, если были бы животные родившие. А так – рожать вот-вот, и спрячется такая заботливая мамаша под куст – не найду ее потом. И хорошо, если родит на глазах, но как потом стадо остановить или за собой увести? Есть большие риски потерять козлят, да и самих коз.
Только родились и похожи на динозавров
Такая ситуация продлится еще некоторое время, пока животные не привыкнут к тому, что снега больше нет, и можно не спешить с зелеными листиками. После обрыдлой хвои, брусники и черники в течение четырех месяцев их можно понять.
Бессоница у меня в марте весьма странная, потому как просыпаюсь рано – и больше не уснуть. А вот вечером, стоит только голову на подушку положить – уже сплю. Плюсом сейчас – со мной в доме живет Пучкина козочка, она мне очень нравится, крошечная даже по козьим меркам, но уши стоят, настрой – быстрей вырасти в большую козу, и вот стала ходить, правда, не бегает и не прыгает.
Она будит меня в четыре утра, а мой организм имеет такое свойство в любой месяц, что если среди ночи меня разбудили – сна у меня больше не будет, но и мозг не работает, как надо, до утра. Поэтому попоил козочку и лежу дальше – и не сплю, и не бодрствую.
Дашкин козел
Погода в марте плоха ветрами и дождями, но очень хорошо, что не снег и метель. А если и снег, то тает в течение дня. Впрочем, дожди у нас всегда, и если не идет дождь, то идет снег. Поэтому пусть уже дожди, привыкли мы с козами к ним. А вот ветер – ветер да, бывает. Но пока никого не сдуло в соседний район, и ладно.
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». Бытие, 7:11.
Возможно, перепутали месяц – не второй, а третий? И очень мне близка и знакома такая прелестная ситуация с дождями. Если и будет потоп, то он будет в марте – в самом мокром месяце. Но мы с козами выплывем. Обязательно. Мы всегда каким-то чудом выплываем. Свойство у нас такое.
Еще одно изменение
В этом году решил оставить козлят с козами, и по нескольким причинам. У меня с осени было два козленка: козочка Принцесса и козлик Безназвания. Принцесса жила с приемной мамой (Марусей), а Безназвания был сам по себе.Эта зелень сводит коз с ума
Еле-еле его допоил до месяца молоком, а потом он сам выживал по возможности. Маруся как-то раз в январе с присущей ей «дипломатичностью» так пихнула Безназвания, что он своим приземлением в снег вырыл в нем небольшую траншею. Конечно, козлика все очень любили и ценили, да почти и не лупили, просто иногда попадался под руку, вернее, под рога.
И в итоге вижу, что Принцесса явно лучше получилась. Она уверенная, наглая, надеется на мамину поддержку в стаде и всегда готова претендовать на лучший кусок брусничного куста и осиновой ветки. Безназвания же один в жизни, все, кто мало-мальски немного больше него, могут его боднуть и прогнать от зеленого листика. Когда он вырастет, то, несомненно, он всем покажет. Но сейчас у него не лучшие дни, потому что сироткой быть плохо. И Принцесса по массе и росту, конечно же, превосходит козлика.
К тому же у меня появился долгострой – тот самый дровник, который я строю с ноября месяца прошлого года. Мне нужно не только его быстро достроить, но и начинать делать загон для коз с навесом для доильного аппарата, и как-то надо успеть к майским.
И эта тоже
Не знаю даже, как у меня получится быстро поворачиваться, но надо – и все. К тому же мне иногда приходит в голову мысль, что если дожди не умерят свой пыл, то надо бы задумываться не о сарае для дров, а о плоте. Но все же лучше быть оптимистом и достраивать быстрей все, что наметил.
Еще дело в том, что козлята в месячном возрасте волей-неволей должны проводить на воздухе большую часть времени. И если буду поить их самостоятельно, то и ходить мне с ними нужно будет вместе, потому как людей они начинают различать по-хорошему – к четырем месяцам.
Если их оставить одних на лугу возле дома, то они побегут за любым случайным прохожим. Да и вообще, могут забежать без надзора. Если же козлята с козой, то и ходить они будут за ней следом, не отходя далеко. И козы далеко не уйдут, будут возле дома пастись.
Трава, коза и снег
Сейчас у меня больше половины дня уходит на взрослых коз, потому как бросить их одних невозможно, есть риск потери козлят. И только одним сеном с овсом их тоже кормить как-то не сильно радует, к тому же сено они сейчас не сильно предпочитают и воротят морды от него.
И все же нахожу немного времени на свой дровник, делаю что-то каждый день, и осталось работы дней на десять максимум. Дрова, частично поколотые, в предбаннике, а остальные еще колоть надо будет. Но надеюсь сконцентрироваться и поскорее завершить свой долгострой и доколоть дрова.
К тому же чурок напилено много, а планов запланировано еще больше. Поэтому, чтобы мне освободить время в апреле и в мае, решил козлят оставить с козами. Не думаю, что так будет плохо, скорее, так будет хорошо, заодно и опыта будет больше.
Немного из этологии: научение и козлята
Живу с козами рядом и с ними, весьма утрируя, суп одной ложкой ем. Поэтому для меня наука, изучающая и рассматривающая поведение животных (и людей, кстати, тоже), весьма интересна. Как мне написала одна гражданка, «этология скучна, вредна, и не стоит развивать эту тему на страницах дачного журнала».Эти зеленые листики лучше, чем надоевшая брусника. Коза Пучка за день до родов
С другой стороны, и в поведении моей кошки можно наблюдать то, что описано в этологических материалах, а эксперименты Джона Келхуна вообще поразительны и проливают свет на все проблемы современных городов: конфликты, агрессию, сексуальные девиации. И не только проливают свет, но и точно обрисовывают все стадии развития популяции, которая проживает скученно в условиях недостатка территорий (как в крупных городах).
Вот про научение. Действительно, есть такой научный термин. Научение – поведенческие изменения, произошедшие в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Маруся тыкается мне носом в ладонь и выпрашивает макароны – это и есть поведенческие изменения, произошедшие с козой.
К сожалению, я не столь силен в зоологии, а этология – часть зоологии, и если в чем-то ошибаюсь, то прошу помочь мне в комментариях разобраться подробнее. Знаю, что мои небольшие статейки читают люди с высшим (и в том числе с университетским) образованием по специальностям ветеринария, биология, животноводство. Указывайте на ошибки, буду рад разобраться в вопросе поточнее.
Неизвестный мне гриб
Почти все поведение моих коз есть результат научения: даже яблоки младшие учатся есть, глядя на старших. Раскусывают их с аппетитным таким хряпом. Козлята сразу после рождения познают окружающий мир и в процессе учатся. И при этом они еще и перенимают опыт предыдущих козьих поколений – по возможности, конечно.
Реактивное научение
Такая форма научения, когда у животного или человека вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: объекту для приобретения новых реакций ничего не надо делать во внешней среде. Виды реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг (запечатление), классическое обусловливание.Привыкание и сенсибилизация
Привыкание и сенсибилизация встречаются у самых примитивных животных, но есть и у человека. Привыкание – это уменьшение реакции при повторном действии второстепенного раздражителя. Например, козы привыкают спокойно пастись под лай охотничьих собак из леса. Они часто слышат его и не видят причин, чтобы испугаться вот прямо сейчас, в текущий момент.
Мартовская зелень
Напротив, сенсибилизация – это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, козы, сильно испуганные этим утром бродячей собакой, усиливают реакцию и на лай охотничьих собак из леса.
Импринтинг (запечатление)
К запечатлению относится запечатление матерью своего детёныша. Родившая коза должна узнавать свое потомство сразу же после рождения, иначе она может забыть про него, и козлята останутся без молока. Так как я отнимаю (по крайней мере, отнимал) козлят у коз для искусственного вскармливания, то знаю, что если коза не облизывала и не обнюхивала козленка, то забудет его очень быстро. Коза, на мой взгляд, запоминает запах детёныша. Запечатление происходит во время обнюхивания и облизывания новорожденного.
Закономерность запечатления заключается в том, что оно сформировывается в строго определённые периоды жизни. Например, у козлят и только что родившей козы критический период – в первые минуты после рождения. Так же и с другими формами научения, близкими с импринтингом: козленок может научиться ходить со стадом лишь в том случае, если его в определённый период жизни выпустить в стадо. А например, у ребёнка есть критический срок для научения речи.
Принцесса и Феня
Классическое обусловливание
Безусловные рефлексы – они почти всегда врождённые, возникают в ответ на действие раздражителя всегда, без каких-либо предварительных условий.
Классика безусловного рефлекса – выработка слюноотделения. Предъявление пищи – это безусловный раздражитель: у более или менее голодной козы или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Козлята, взяв в рот сосок матери, тут же начинают его сосать. Даже если и не голодны, даже если там нет молока.
Условные рефлексы – только приобретённые, они появляются при соблюдении неких условий. Если перед предъявлением тазика с овсом несколько раз свистеть в свисток, то через некоторое количество повторов в ответ на свист козы не только будут прибегать к кормушке, но и у них будет выделяться слюна. Козлята, видя козу в пределах досягаемости после ожидания, бегут к вымени.
Некто, забытый в углу
Если выработать условно-рефлекторное слюноотделение на свист, а затем его перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время хоть свисти, хоть нет – ни выделения слюны, ни сами козы прибегать не будут. Когда безусловный раздражитель перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно перестает проявляться. Это явление называется условным торможением.
Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что условные раздражители – как предвестники, и имеют сигнальное значение – сообщают о предстоящих событиях. Реакция на условный раздражитель (условный рефлекс) дает опережающее действие. Значение этого большое: большая часть нашего поведения есть опережающие реакции на сигналы. И только благодаря постоянному появлению условных рефлексов на подкрепляемые раздражители и торможению условных рефлексов, и животные и люди успешнее адаптируются к внешней среде.
Оперантное научение
Оперантным научением обозначается ситуация, при которой у организма появляются новые действия над внешним миром. Формируются оперантные условные рефлексы – активные действия, ведущие к достижению цели. К примеру, кошка Багира приспособилась пролазить в старый шкаф в сарае, отодвинув прогнившую фанерку. Два основных вида оперантного научения – метод проб и ошибок и социальное научение.Полный колодец
Метод проб и ошибок
Этот способ научения заключается в том, что живое существо при возникновении потребности производит множество разных действий и таким образом пробует как-то решить свою потребность. Большинство таких действий ни к чему не ведут (ошибки), но какие-то дают результат, и тогда эти действия закрепляются в виде оперантных условных рефлексов.
Например, голодной козе надо срочно залезть в огород. И она будет активно штурмовать забор, искать дырку и пробовать на прочность каждый элемент забора. Сломав штакетину, в следующий раз она уже целенаправленно пойдет к образовавшейся дырке и пролезет в огород.
Выработкой оперантных условных рефлексов часто можно управлять, подкрепляя промежуточные действия, ведущие к достижению цели. (Например, выложить для козы дорожку из макаронин по направлению к гнилой штакетине. Она, конечно же, найдет и сломает ее быстрей).
Радостная Бендера
Такой метод обучения называется методом формирования реакций, и на нем стоит вся дрессировка, также его применяют при воспитании детей и в психотерапии. Он же пользуется популярностью у животных при воспитании молодых особей – иногда, в первый месяц жизни, коза «вымекивает» козленка из хлева.
Социальное научение
В жизни животного только лишь метод проб и ошибок и метод формирования реакций совместно не смогут помочь успешно адаптироваться к внешней среде и выжить копытному. Любая ошибка грозит стать последней: козел не может себе позволить ошибиться в своем поведении при виде волка. Учителя же, могущего помочь сформировать реакцию, тоже нет; исключение составляет обучение козлят козами, но этот способ не всегда применим. Поэтому есть еще социальное научение, или научение путём наблюдения и копирования.
Родившая Дашка
При этом козленок учится не на своих, а на чужих ошибках: копируя поведение других козьих, он перенимает опыт поколений. Появление в хлеве тазика с овсом влечет за собой мгновенную реакцию, все козы тут же бегут к тазику – бегут и козлята. Хотя видят этот тазик в первый раз. Такая форма научения имеет два вида: простое подражание и викарное научение.
Простое подражание происходит в случае копирования действий авторитетных взрослых коз, и последствия этого не понимаются. Так обычно себя ведут козлята, котята и дети – самые маленькие особи.
Имитационное (викарное) научение отличается от простого подражания тем, что подражается именно успеху, и к этому самому успеху подражатель жаждет стремиться. Последствия, конечно, понимаются, и ради них-то, собственно, и подражается. В жизни много примеров, когда люди хотят походить на известных актеров, спортсменов или политиков. Иногда такое поведение сохраняется на всю жизнь и заменяет самостоятельное развитие.
Хвою уже почти и не едят
Когнитивное научение
Вершина научения и самая сложная его форма. При этом живое существо вначале производит логические построения, опираясь на умственную модель части действительности. И потом уже совершает некие действия, согласовываясь с этой самой моделью части действительности.Представим себе некую ситуацию: есть дорога, ведущая к куче осиновых веток, и на этой дороге внезапно появляется собака. Стадо коз будет обходить собаку, пользуясь другими знакомыми путями, и дойдет-таки до пищевой цели. У животных есть некое представление о рельефе местности и путях перехода, и они, видя собаку, выбирают другую дорогу, базируясь на своем некоем представлении – схеме знакомой местности.
Последний снег
Понимать своих животных – замечательно, но так же интересно понимать поведение людей, и не всегда человек действует, опираясь на холодный разум. Чаще всего люди оперируют тем же классическим обусловливанием и социальным научением.
Сейчас, насколько я знаю, зоологию очень глубоко преподают в средних школах, и хотелось бы, чтобы люди в будущем понимали себя гораздо глубже, чем понимаем мы сейчас. Козы и их поведение мне позволили по другому взглянуть на мир и понять, что люди не так далеки от животных, как принято считать.
Козы на прогулке
Прошу кликать на иконки социальных сетей, делитесь по возможности этим материалом. Спасибо, что прочитали, и здоровья вам и вашим питомцам!
Вообще козлята в этом году очень крепкие, активные, большие. Очень крепкие.
А теперь опять всё вернули… Почему?
Там есть и про козу, запоминающую козленка.
По поводу козлят — рада, что все идет по плану. Вярьмовская популяция увеличивается Вот только как-то многовато многоплодных пометов у ваших козочек. Интересно, в чем причина такой плодовитости? У моей Белки в прошлом году тоже четверня была, двое крупных и двое маленьких (одна козочка к сожалению не выжила). В этом году у трех коз двойни, а у четвертой — один богатырь Шнурок. Кстати, эта четвертая, Ромашка, тоже рано погуляла с козлом и не ждала я от нее потомства в январе, максимум в марте. Живота толком не было, вымя — с яблоко… А сейчас, когда Шнурка отправили к новым хозяевам выдает 1,5 — 2 литра молока в день и начала снова расти. Я где-то читала, что козы могут расти вплоть до 3-го окота, так что не торопитесь Пучку на Марс отправлять И еще, слабеньким козлятам желательно в первые дни жизни грелку под бок, у них с терморегуляцией не все в порядке. Если в тепле держать — быстрее окрепнут. А кормить подкидышей я предпочитаю из бутылки с соской (мне так удобнее).
А по поводу «второго месяца» — так в те времена новый год наверное не 1 января начинался. Может, 21 марта?
И всё-таки очень шкодные у них зрачки!
И козлятки очень милые.
И может, что действительно второй месяц. По какой системе считать, зависит. =)