Григорий (старший брат Филимона)
Григорий Васильев (хотите, понимайте как фамилию, хотите как отчество, в те времена отчества писались без «вича») со своей семьёй ехал отдельно от братьев с матерью и чуть позднее. На родине он добился справки что является отдельным хозяином, чтобы получить отдельно от родителей и свой надел земли. Григорию на момент переезда было уже 44 года, а супруге Евдокии 34 года. Григорий ехал с детьми:
— дочь Григория Аксинья уже была замужней и беременной второй дочерью;
— Пелагея, 13 лет;
— Степан, 10 лет;
— Исаак, 7 лет;
— Матвей, 3года;
— Вася, 1 год.
Не знаю, с чем связано, но по начерченному древу прослеживается, что носителями фамилии становились именно старшие сыновья рода Васильевых. А род от младших сыновей прекращался либо отсутствием детей, либо появлением на свет одних дочерей. Их род растворялся в других фамилиях, например, род Чумаковых. И именно потомки Григория несут фамилию Васильевых дальше.
Вернёмся к Григорию. В одной из деревень которые проезжали, а именно с. Большой Улуй (ныне районный центр в Красноярском крае) Степана решили оставить у местного жителя, так как не хватало пропитания. В Большом Улуе Стёпка жил три года в работниках, пас скот. Обжившись в деревне Ганина Гарь, в которой семье Григория дали надел, родители забрали Степана к себе.
Вся последующая жизнь Григория прошла в этой деревне. Место ему нравилось. Никишкин участок (на котором остановились братья с матерью) располагался в заболоченном месте. А Ганина Гарь находилась на возвышенности. Дома тянулись по самому гребню холмов. Огороды спускались с одной стороны полого на север, а с другой — более круто в сторону Кемчуга. За нижними юго-западными огородами находились заливные луга. Много было строевого леса. Радовало, что много было леса для строительства, даже полы делали деревянные, а в родной деревне Море они были земляные.
Прямо по деревне проходил тракт от Козульки на Пировск. В 1914 году началась война с немцами. Старший сын Григория — Степан — 18 летним парнем в 1916 или в1917 году был призван в действующую армию. Про него есть интересный материал и я о нём расскажу отдельной статьёй.
В 1918 году началась в стране гражданская война, война за власть. И не было от неё спасения нигде. Деревня Ганина Гарь стояла на тракте, проходили через неё то белые, то красные. И те, и другие норовили поставить под ружьё молодых парней. Братья Матвей и Исаак и другие молодые парни, не желавшие проливать кровь не известно за что, скрывались в лесу. Примерно в марте 1918 года через деревню шел карательный отряд белых казаков. Зайдя в д. Ганина Гарь, казаки по доносу приняли решение расстрелять всех, кто имел какое-либо отношение к красным. Матвея, Исаака и Степана (вернувшегося с войны) поставили со всеми вместе на расстрел, но в это время один из задержанных стал оказывать казакам сопротивление, часовые отвлеклись, и Степан незаметно ушел. Спрятался в стайке у своей сестры Пелагеи и сидел неделю.
Расстрел задержанных производился в присутствии жителей деревни и детей. Среди всех был и младший сын Григория Вася. На нем не было верхней одежды, он сильно замерз и напугался. От перенесённого стресса мальчишка заболел и вскоре умер.
Когда всех повели на расстрел, мать Евдокия с маленьким ребёнком на руках плача побежала следом, богом моля, не стрелять. Малыш Петя (он родился уже в Сибири), чувствуя беспокойство матери, громко заревел. Разозлённый казак выхватил малыша у женщины и с силой бросил его об землю. От удара мальчик скончался на месте, а старших парней на глазах несчастной тоже расстреляли. Так в один день Васильевы лишились сразу трёх сыновей. А если вспомнить о простывшем, то Васильевы потеряли четверых сыновей.
У Васильева Григория осталось только трое детей: Аксинья, Пелагея и Степан. Жена Евдокия умерла раньше Григория.
А он доживал век у одной из дочерей в Ганиной Гари.
Григорий Васильевич прожил долгую и трудную жизнь. Возможно, потому и послал ему Бог лёгкую смерть. Во время свадьбы внучки вышел он тихонько в сени, где и умер.
И только по его линии от сына Степана сохраняется в веках род Васильевых.
наше древо, использовалась программа Хара