Для иллюстрации высказанных выше соображений по отсутствию обратного хода у червячного редуктора, встроенного в повсеместно используемый в жилых домах лифтовой механизм, привожу вот этот снимок. Подъемными тросами окружен барабан-маховик, который сидит на валу червячного колеса. От нашего взора оно спрятано корпусом редуктора (на переднем плане)
Лифтовой механизм
С каким приводом практичнее мотоблок?
Это может быть полезным:
У вас есть свой дачный вопрос? Задайте его нашим экспертам и опытным дачникам.
Задать вопрос
Задать вопрос
Строго говоря, я немного отойду конкретно от мотоблочного использования, а сообщу базовые параметры для обоих вариантов механической передачи. Базовым понятием тут является коэффициент полезного действия. Так вот, у цепной передачи КПД «плавает» около 95%, а у червячной — около 80%.
То есть при обработке одного и того же контрольного участка в мотоблоке с червячной передачей вы израсходуете на 15% бензина больше, чем при использовании цепной передачи. Очень даже допускаю, что опытно подкованные читатели найдут веские аргументы, чтобы высказать противоположное мнение.
Рассмотрим, чем же хорош червячный редуктор. У него есть два реальных достоинства — передача вращающего момента между перекрещивающимися в пространстве валами и возможность исключения обратного хода в такой передачи. Зададимся вопросом — а нужно ли это мотоблоку? Обращаюсь к условному оппоненту, а не к Франсу Хасановичу — «а ты отработай конструкцию мотоблока таким образом, чтобы вал двигателя и вал привода были в пространстве параллельными!» Тогда и червячная передача не потребуется. Замечательное качество червячной передачи — «отсутствие обратного хода», крайне широко используется в технике. Например, червячный редуктор применяется в лифтовом механизме подъема-опускания кабины с людьми. Там барабан с подъемным тросом «сидит» на валу червячного колеса. И в случае тотальной поломки всего механизма (а что бывает куда чаще — отключение электроэнергии), червяк застопорит червячное колесо и люди с кабиной не упадут в зияющую лифтовую шахту. Прекрасное изобретение Среневековья, но нужно ли его использовать в мотоблоке? Разумеется, оно там совершенно ни к чему. Итак, мы рассмотрели два главных козыря червячного колеса. Выходит, что ни один из них нам в мотоблоке не нужен. Будет интересно услышать и противоположные мнения. Вызываю огонь на себя.