19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас, Осенины. В старину считалось, что до этого дня яблок есть не следует, а вот на Спас не только самим надо обязательно отведать фруктов, но и с другими поделиться. Принято было одаривать яблоками и другими плодами сада-огорода нищих, угощать детей и стариков. Верили, что щедрого хозяина и в будущем году ждет богатый урожай, а того, кто пожадничал, считали недостойным.
Основные крестьянские работы в поле уже завершены. Осенины — первая встреча осени: «Пришел Спас — бери рукавицы про запас». Говорили, что «с Преображения погода преображается» — ночи становятся холодными, погожих дней все меньше. По погоде на второй Спас судили о том, каким придет январь, какая погода будет на Покров (14 октября), и чего ждать от предстоящей осени: если сухо — будет она погожей; ясный, солнечный день предвещает сильные осенние холода; если же дождь на Преображение — и осень впереди слякотная, сырая.
Бытовало такое любопытное поверье: если на Преображение вырвать с корнем сорняк, освятить его, а затем «посадить» в огороде, перевернув «вниз головой», то в следующем году сорных трав на грядках не будет.
20 августа — Пимены-Марины. Говорили: «Пимены-Марины — не ищи в лесу малины: девки лес пройдут, дочиста оберут». А еще: «Спустя лето, по малину в лес не ходят». В этот день принято было печь пироги с яблоками, ягодами. Обязательно следовало кого-то накормить — хозяйки несли выпечку в приюты, угощали нищих.
Наступило время отлета аистов. К этим птицам отношение было особое: верили, что аист приносит достаток и счастье в дом, на крыше которого свил свое гнездо. А если птица надумала переселиться с обжитого места — быть беде. Об этих грациозных пернатых старались заботиться; считалось, что за хорошее к себе отношение аист непременно отблагодарит — принесет здоровье, богатство, удачу.
21 августа — Миронов день, Мирон-ветрогон. Говорили: «Ветрогоны пыль погнали по белу свету — зарыдали по красну лету». Нередко дуют сильные ветра; возможны даже ранние заморозки. Впрочем, это и к лучшему — значит, будущее лето урожайным окажется. По погоде на Мирона смотрели, чего от января ожидать. А еще пришла пора отправляться в лес за опятами.
22 августа — Матвей (Матфей). Прозвали его в народе ненастным — говорили: «Матвей ненастье подпускает». Начинаются осенние холода, сырость, частые моросящие дожди; окончательно уходит летнее тепло.
С этим днем связано немало всяческих запретов. Так, старались не гонять на пастбище коров — считалось, что там их «молоко змей сосет», а недобрый человек в этот день легко может сглазить скотину. Нельзя носить украшения из металла; не следует смотреть на Луну — это принесет сильные головные боли, от которых трудно будет избавиться. Травяные настои и отвары на Матфея тоже готовить и пить не рекомендовалось — полагали, что в этот день они могут навредить здоровью. А еще нельзя руку об руку потирать — это к утрате прибылей, к потере достатка.
23 августа — Лавр, Лаврентий-зоречник. В этот день примечали, как ведет себя вода в реках и озерах. Если спокойная она, тихая — осень будет ясной, безветренной, а зима придет с обильными снегопадами, но без сильных вьюг и метелей. Если же на воде сильная рябь, бегут по ней белые «барашки», то всю осень дождливо будет и ветрено.
Если на Лаврентия сильный дождь пошел — всю осень так будет. А если вдруг сильная жара пришла — то и она надолго задержится.
24 августа — Федор и Василий, Евпл. День, а особенно ночь на Евпла считалась бесовской — это время разгула привидений и всяческой нежити. Не следовало без особой нужды посещать кладбище — верили, что там в эту пору бродят навьи (злобные духи, настроенные весьма недружелюбно). Чтобы задобрить их, отвести беду, оставляли натопленной баню, а в ней — обмылок и немного воды в шайке: по поверьям, навьи в эту ночь моются. Существовал также категорический запрет на употребление алкоголя — говорят, в этот день «усопшие являются наказывать пьяниц».
25 августа — Фотий Поветный. По традиции в этот день следовало заняться уборкой в поветях — хозяйственной части, где хранились телеги, бороны, сохи и другой крестьянский инвентарь. Пыль и паутину обметали ивовым или вересковым веником — считалось, что он очищает пространство от негатива. Убирали все лишнее, освобождали место для летнего инструмента, который не потребуется до следующего сезона. Говорили, что «на поветях все хозяйское сокровище запрятано».
А какие у вас планы на эту неделю? Ощущается ли в ваших краях приближение осени?
Имя Евпл ужаснуло своей логопедической «неудобоваримостью». А вот по поводу Спаса меня интересует одно поверье. Когда я была маленькая, у знакомой умер маленький ребёночек, и потом она не ела яблок до Спаса: считалось, что ребёночку в раю не дадут яблок, если она их будет есть при этой жизни до яблочного Спаса. Есть ли такое поверье в Ваших краях?