Северный Кавказ. Урочище Джилы Су

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
В урочище Джилы Су (Теплая вода с тюркского) в Кабардино-Балкарии мы побывали в начале сентября 2016 года. Находится это изумительное по красоте место в 80 км от Кисловодска на северной стороне Эльбруса всего в 14 км от него, и славится оно не только красивыми пейзажами, но и лечебными теплыми нарзанами. Сюда едут и те, кто хочет полечиться минеральными водами, и те, кто хочет подняться на Эльбрус с северной стороны, и туристы — охотники за горными прогулками и пейзажами. В 2015 году из Кисловодска до Джилы Су проложили отличную асфальтированную дорогу. Таким покрытием не могут похвастать и некоторые равнинные трассы! Дорога — сплошной горный серпантин, спуски и подъемы — короткие и затяжные, глубокие и не очень, и за каждым поворотом и подъемом открываются шикарнейшие виды на горы Северного Кавказа. Пару раз мы спускались в очень глубокие ущелья, а потом поднимались на высоту более 2000 метров. Нужно умело вести машину по такой дороге и тормозить только двигателем, иначе тормозные колодки нещадно горят и воняют. Но наша подруга Наташенька — не только профессиональный дельтапланерист, победительница мировых и европейских чемпионатов, но и хороший водитель. А на обратном пути часть дороги за рулем посидел и мой муж.

Вид на горную дорогу.

Эти тоненькие полосочки вдоль скал и есть наша дорога. Я не буду утомлять вас рассказом о нашем пути, ведь большую часть мы уже проехали, когда делали вылазку за грибами. Сейчас покажу несколько новых снимков тех же мест, и поедем дальше.

Справа Канжальское плато.

Скалы в урочище Мушт.

А вот поворот дороги и грибной лес.

С этого места открывается отличный вид на Эльбрус! И менгиры отсюда недалеко. Далее мы проехали Тузлук, но я засняла его на обратном пути, и, сделав последний долгий подъем, подъехали к Джилы Су. Высота здесь 2380 метров над уровнем моря! И первое, на что обращаешь внимание — здание гостиницы.

Гостиница
Гостиница — единственное капитальное здание.

Мимо нее мы проехали до шлагбаума, заплатили экологический сбор и нашли место для машины. Поляна на Джилы Су, где останавливаются приезжающие, довольно обширная. Люди приезжают сюда с палатками на несколько дней, есть еще и вагончики. Для жизни на Джилы Су надо правильно экипироваться. Здесь даже летом температура скачет от плюс 30 до плюс 5 и ниже. Часто дует пронизывающий ветер. Продукты надо везти с собой, связь плохая, свет от генератора вечером.

Вид на поляну.
Вид на поляну и дорогу.

На Джилы Су из земли вытекают несколько источников минеральной воды. Мы их пробовали, они мало отличаются по вкусу. Говорят, что и по составу они идентичны, но на некоторых из них написано, от каких болезней они помогают излечиться. Люди верят в это и ходят за водой к определенному источнику.

Надо идти по стрелке.
Надо идти по стрелке на валуне.

Источник, накрытый листом железа.
А вот источник, накрытый листом железа. Нарзан в нем сильно бурлит.

Есть еще нарзанная ванна или купель объемом примерно 12 кубометров. Вода этого источника около 25 градусов. Купаются в нем по графику отдельно женщины и мужчины, рядом есть продуваемая всеми ветрами раздевалка.

Купель.

Наполняется эта купель быстро, поэтому вода в ней все время меняется. А на ночь ее спускают и сверху закрывают. Посидеть в теплой воде решился только мой муж, на улице было прохладно, да и время было мужское, когда мы туда приехали. А вернее, мы сначала погуляли по окрестным горам, а купание оставили напоследок. Первым делом мы пошли к водопаду Султан. Для этого надо было перейти через речку Кызыл-Кол по ржавому мосту.

Кызыл-Кол и мост вдали.

Водопад Султан.

Султан падает с высоты 40 метров и очень шумит. Брызги летят целым облаком, поэтому близко не подойдешь, и тропинка там в некоторых местах опасная. Я трусиха, а мои дошли прямо до водопада. Речка бурлит и пенится — красиво и страшно!

Речка там, где падает Султан.

А вправо от Султана есть еще водопадик, и вид не менее живописный.

Водопадик бежит в речку.

Мы долго любовались водопадами, фотографировались, а потом пошли по тропе в гору, откуда открывается самый завораживающий вид на северный склон Эльбруса и видны все окрестные горы, названия которых я не запомнила.

Дорога на гору по другую сторону речки.
Дорога на гору по другую сторону речки. Снимок я сделала, когда мы уже спустились к источникам.

Поднимаемся.

Красотища!

Внизу на гребне соседней горы видны каменные выступы. Их называют Зубы дракона, или еще это место именуют Долиной замков. Эти зубы образовались после извержения Эльбруса, а потом их обработал ветер. Их высота с 5-ти этажный дом!

Вот они - зубы!
Вот они — зубы!

Еще зуб или замок на другом склоне.

Мои храбрые «орел и орлица», поднявшись на склон горы, начали лазать по скалам, под которыми обрыв. Вон там, где воробей, они тоже посидели.

Воробышек на скале.

А я фотографировала моих скалолазов, цветы да мхи.

Какие красивые замшелые валуны!

Красные мхи и неизвестное растение.
Красные мхи и неизвестное растение. Камнеломка или очиток?

Горечавка. Снимок не АХ.

Весной и летом, я думаю, здесь более живописно в плане разнотравья. Потом мы пошли дальше к тому месту, где Эльбрус как на ладони.

Вот он - рукой подать!
Вот он, северный склон Эльбруса — рукой подать! А до него ведь 14 км!

Зрелище поразительное! Эту мощь и красоту невозможно передать словами или фотографией!

А это вид на соседа Эльбруса.

Налюбовались, уже и есть захотелось. Пошли назад к тропе.

Вид в обратную сторону от Эльбруса, откуда мы приехали.

Потом было купание, мытье рук-ног-лица нарзаном, отдохнули, подкрепились и тронулись в обратный путь.Осень, в горах темнеет быстро и резко. Надо прощаться с Джилы Су!

Прощальный взор назад, на Джилы СУ.
Немного отъехали, поднялись выше. Прощальный взор назад, на Джилы Су.

Если приглядеться, то за вторым изгибом речки виден еще один водопад. Это Эмир, его высота 7,5 метров. Находится он за гостиницей, мы к нему не ходили.

Еще один вид на головокружительный серпантин дороги.

Мы этот участок уже проехали, спустились в ущелье и поднялись на другой стороне. Снимок из машины. На обратном пути мы почти не останавливались.

Снимок на память с нашим "конем".
Снимок на память с нашим «конем».

А вот и Тузлук на фоне вечернего неба.

Небо необыкновенной красоты.

Ну как это не заснять! Подъезжаем к Кисловодску.
Ну как это не заснять! Подъезжаем к Кисловодску, небо дивное!

Вернулись мы уже в темноте. Поездка, как всегда это бывает с Наташей, удалась на славу! Мы, конечно, в Джилы Су посмотрели далеко не все. Там есть еще Серебряный источник, немецкий аэродром в горах на высоте 3000 метров, Каменные грибы… Но для этого надо ехать не на один день. Какие наши годы — еще съездим!

На этом я, пожалуй, завершу рассказ о путешествиях по Северному Кавказу. Пора приступать к посевной! Спасибо всем, кто со мной любовался горами!

Запись размещена в разделах: , , , , ,
7 комментариев 12 спасибо за запись   в избранное 2309 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:

Спасибо, Рушана!
С удовольствием полюбовалась горами
Больше всего небо понравилось на снимке с г.Тузлук
Яночка! Нам просто всегда везет с погодой! В горах это важно. Мы ни разу не возвращались с полпути. В день поездки в Джилы Су тоже было ясно, и потом был удивительный закат, обалденно красиво вечерело!
Асфальтированная дорога — это отлично! Я ездила в августе 2011 года, тогда дорога была отдельным приключением! Мало того, что грунтовка серпантином, так еще кое-где такая узкая, что при разъезде встречки, одна машина почти по краю шла. Еще и пьяные джигиты ездят, один такой заснул за рулем и наш уазик протаранил на повороте серпантина. Хорошо скорость маленькая и водитель быстро сориентировался: поставил машину поперек, чтобы назад к обрыву не покатило, и свою дверь подставил под удар.
А в остальном поездка была очень хорошая, красотища и ощущения после купания в источнике непередаваемые: всю усталость, как рукой сняло!

По дороге

Эльбрус кутается в облака

Видно поляну Джилы Су и самый большой водопад

Этот водопад вблизи

На этой поляне генерал Эмануель наблюдал за первым зафиксированным подъемом на Эльбрус

А теперь тут живут суслики

Окрестности

Каменное сердце

Еще водопад

И третий водопад
Инночка! Даже с асфальтом дорога вызывает острые ощущения, а в таком приключении, как у Вас, я бы умерла со страху! Фотографии у Вас чудесные!
Юлечка, милая! Сейчас читала комментарии, потому что мне написала Инна Золотова, и пришла в ужас! Вы меня простите, я вас в который раз называю Инной (Вы же innova)! Не обижайтесь, я буду внимательней!
Рушаночка!!! Рассказ просто очаровательный. Фотографии сказочной красоты. Смешно, что написано прямо на камне, а не просто указатель-табличка: " Почки".