Северный Кавказ. Архыз

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Так получилось в моей жизни, что, совершенно не планируя, я встретила Новый 2013 год в горах Северного Кавказа. Поехала к своей подруге в Пятигорск на Новый год, а она предложила поехать с друзьями на машине в поселок Нижний Архыз к ее подруге, замечательной женщине во всех отношениях: умной, интересной, гостеприимной, короче, к Олечке. К тому же, Оля — научный сотрудник Астрофизической обсерватории! Мне давно хотелось у нее побывать, но как-то не получалось.

И вот, 31 декабря с утречка мы выехали из Пятигорска. В дороге предстояло провести примерно 4 часа.

Мы в начале пути. А на горизонте - Кавказский хребет!
Мы в начале пути. А на горизонте — Кавказский хребет!

Поселок Нижний Архыз находится в горах Северного Кавказа на территории Карачаево-Черкесии. Его еще называют Буково из-за букового леса, который растет вокруг поселка. Буково — закрытый поселок астрофизиков. Он совсем небольшой: 4 многоквартирных дома, школа, детсад, клуб, лаборатории ученых. На въезде стоит шлагбаум. Въехать в поселок можно для экскурсии или по приглашению. К моменту моего путешествия поселок стал уже более открытым, в нем можно было даже купить квартиру.

Школа.

Меня поразили люди в поселке. Днем мы прогулялись по нему, сходили на горную речку и к роднику за вкусной водичкой. Мы были с Олей, и все с нами здоровались. Я вызвалась пойти в магазин, находящийся в соседнем доме, за недостающими продуктами. Все, кого я встретила на пути и в магазине, поздоровались со мной очень доброжелательно, хотя я их видела впервые.

Встретив Новый год дома у Олечки, мы пошли в клуб на елочку. Там веселились взрослые и дети, и нас приняли как своих! Оказывается, в этом крохотном поселке так принято! Было очень приятно!

А на следующий день Оля пригласила нас на экскурсию в Астрофизическую обсерваторию в горах, где она работает. Нам нужно было проехать от поселка до обсерватории 17 км по горному серпантину.

Дорожный указатель.Дорожный указатель.

В горах прекрасно не только в теплое время года, но и зимой. Всю дорогу мы восхищались прекрасными видами, открывающимися за каждым поворотом, останавливались, фотографировали горы и свою дружную компанию.

На фоне прекрасных гор!

Обсерватория Российской Академии наук находится на склоне горы Пастухова на высоте 2100 метров над уровнем моря. Здесь расположен большой телескоп с диаметром зеркала 6 метров, и еще два маленьких с диаметром 1 и 0,6 метра.

Здание (купол) большого телескопа.
Здание (купол) большого телескопа. Слева кран для ремонта купола.

Этот купол показался мне шлемом с открытым забралом, принадлежащим огромному сказочному богатырю. Внутри здания я пыталась сфотографировать находящуюся за стеклом фотокопию мемориальной плиты о начале строительства обсерватории. Мне это плохо удалось.

Фотокопия.

Собираясь рассказать своим дорогим семидачникам о путешествии в Архыз, я заглянула в интернет. Там много схожей информации. Мне стало интересно почитать отзывы и комментарии людей, путешествовавших тем же маршрутом. Что только не пишут об экскурсии в обсерваторию: совковая экскурсия в совковое здание, ничего хорошего, очень интересно и познавательно… Мнения абсолютно противоположные. Мне было очень интересно! Я была в компании прекрасных друзей, с нами была Олечка — научный сотрудник обсерватории, которая так интересно рассказывает, что заслушаешься! О чем не спроси — Оля ответит весьма доходчиво. К тому же, день был праздничный, кроме нас в обсерватории не было никаких экскурсантов. Что-то разлюбила я с возрастом путешествовать бегом с организованными группами.

Витражи на потолке первого этажа.

На первом этаже здания большого телескопа мне очень понравились витражи, представляющие все зодиакальные знаки. Они такие яркие и нарядные! Потом мы поднялись к  телескопу. Посмотреть в него нельзя, им пользуются только ученые. Находится он в специальном зале со стеклянными стенами.

Зеркало телескопа впечатлило меня.Зеркало телескопа впечатлило меня.

Здания малых телескопов.
Здания малых телескопов. В эти телескопы можно посмотреть экскурсантам.

Вид на горы с территории обсерватории.

Слева виден ряд солнечных батарей.

На соседнем склоне горы есть небольшая горнолыжная трасса с подъемником. Люди приезжают сюда на выходные покататься.

Трасса для катания.Трасса для катания.

После экскурсии мы отправились в обратный путь и остановились возле замерзших водопадиков. Много фотографировали и любовались горным пейзажем. День был замечательный!

Замерзший водопадик.Замерзший водопадик.

Ледяное чудо!

Еще зимний водопад.
Еще зимний водопад. Красота неописуемая!

После поездки в горы, мы еще побывали в древнем Аланском городище. Аланы считаются предками современных осетин. Они были христианами. Между станицей Зеленчукской и поселком Архыз был в древности город Маас. Здесь проходил северный шелковый путь. На этом месте сохранились три храма, датированные IХ-Х веками: Южный или Ильинский — самый маленький, Средний или Троицкий и Северный или Георгиевский. В 19 веке на территории городища появился Александро-Невский монастырь. Монахи перестроили Южный храм, сейчас это действующая церковь.

Южный храм.Южный храм. За ним разрушенное здание монастыря (если не ошибаюсь).

Кошатница!Кошатница!

Мои подруги пошли в церковь ставить свечи, я полюбовалась и вышла. Пока ждала — задружилась с местной киской.

Северный и Средний храмы построены по канонам Византийской крестово-купольной архитектуры. Если смотреть сверху, здания представляют собой крест с куполом посередине. Храмы были восстановлены монахами в 19 веке. Мы сначала были в Северном храме. На меня он произвел большое впечатление! Он был главным и самым большим храмом Мааса.

Северный храм.Северный храм.

В обоих храмах удивительная акустика благодаря встроенным голосникам. Об этом мне сказали подруги, и я решила попеть: «Ой, да ты калинушка — размалинушка, ой, да ты не стой, не стой на горе крутой...» Это старинная русская песня, очень напевная и красивая в своей простоте. Мы ее называем Письмянская, потому что ее прекрасно пели родные моей снохи из старинной Письмянки. Потом мы стали петь в два голоса с Галочкой. Голоса звучали так, что у самих дух захватывало.

Пение в древнем храме.

Когда мы стали выходить из храма, оказалось, что за порогом стоят люди и слушают. Первый вопрос: «Кто пел?» Звучание было такое, что люди думали, будто поют специалисты по пению. Мы дружно посмеялись!

Древнее захоронение.Древнее захоронение у стен храма.

Средний храм.Средний храм.

Мемориальная табличка.

Внутри храма.

Вот так борщевик!

От храма к храму мы пробирались по зарослям гигантских борщевиков! Еще одно удивительное явление есть на территории Аланского городища. Это скала, в которой встречаются абсолютно круглые, будто специально выточенные и отшлифованные камни.

Чудо природы!

Вид на скалу.

Еще кругляши.

Домой мы ехали усталые, но впечатлений было море! Остановились у базарчика, прикупили травяные чаи, варенье, мед. И домой… Уже вечерело. Погода была такая ясная, что на фоне снежных полей был виден красавец Эльбрус. Снимала я из машины, мы спешили.

Эльбрус двуглавый!

И вот уже показался Бештау. Скоро доедем.

На следующий день в Пятигорске мы погуляли по городу и поднялись в вагончике канатки на гору Машук. День, как и предыдущие, был удивительно солнечный! Вид с Машука в любую сторону открывался просто изумительный.

Вид с Машука.

Если смотреть с Машука на город, то за городом видны две горушки — Юца и Джуца, а за ними вдалеке Эльбрус. Я люблю бывать на Юце. На эту гору приезжают из многих городов страны, чтобы полетать на дельтаплане или параплане, а обучает новичков моя обожаемая подруга. На Юце и природа красивая! А еще там каждую осень проходит фестиваль авторской песни «Юцианская осень».

С Машука открывается прекрасный вид на соседний пятиглавый Бештау. За ним гора Железная и город Железноводск. Однажды летом мы с мужем совершили пеший переход из Пятигорска в Железноводск через самую высокую вершину Бештау. Это было здорово!

В левом углу снимка отрог Бештау, а в правом немного лысоватая гора Змейка. У подножия Змейки находятся Минеральные воды.

В начале нового 2013 года я пробыла на Северном Кавказе всего 3 или 4 дня, но какие это были дни! Это было прекрасное время общения с друзьями и горами! Я до сих пор благодарна за это своей подруге, замечательной пятигорской художнице, преподавателю Детской художественной школы Наташе Корсун, которая организовала мне тот незабываемый Новый год!

Запись размещена в разделах: , , ,
20 комментариев 12 спасибо за запись   в избранное 1876 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:

Рушана, восхитительно! Какое огромное чистое небо, горы. А обсерватория — это мечта несбыточная! Молодцы, что побывали, посмотрели! И зимний отдых в горах — это что-то волшебное! С удовольствием с Вами прогулялась!
Галочка, рада, что понравилось! Дальше будет еще больше гор. Начинаю подбирать фотографии.
Рушана, с нетерпением, жду)
Лучше гор могут быть только горы!.. Лучше не сказать…
Спасибо за прогулку!
Спасибо за отзыв, Яночка! Добра Вам и Здоровья, и новых путешествий!
Рушаночка, спасибо за такое прекрасное зимнее путешествие! Я была в Архызе летом 2012 года. Экскурсию в обсерватории вела тоже замечательная женщина-астроном. Я была от нее в восторге, она правда была вся какая-то неземная. Невозможно было представить, что она возвращается домой и варит супы, делает с детьми домашние задания и моет посуду. Казалось, она как жрица — может только смотреть на небо!
Несколько летних фотографий ущелья

Обсерватория

Удивительный храм

Ущелье

Смотреть на ущелье можно бесконечно

Внизу

Горный поток

Небольшой водопадик, может там и течет знаменитая минеральная вода «Архыз»?!
Небольшой водопадик, может там и течет знаменитая минеральная вода "Архыз"?!
Юля! здорово, что мы с Вами бываем в одних местах, но в разное время. Можно пополнить впечатления!
Рушана, большое спасибо за прекрасную экскурсию! Интересно было побывать в обсерватории. А какие прекрасные храмы, замечательная природа — камни, водопады замерзшие… чудесно!
Марина, мне приятно, что вам понравилось!
Потрясающая поездка!!! От начала и до конца!
СветЛаночка, милая, как ты в мои ощущения проникла!
Рушаночка, с большим удовольствием ходила следом и рассматривала фотографии, очень люблю любоваться застывшими водопадами, для меня это не объяснимая красота, столько волшебных образов нахожу в замёрзшей воде. А горы! Ущелья! и всё-всё очень красиво! Я однажды пела в горах, муж заверил, что звучало красиво
Спасибо большое!
Софиечка! Я в той поездке впервые поняла волшебство хорошей акустики!
Дарю еще горные сосульки!
Спасибо, Рушаночка вот, при внимательном рассматривании в правом верхнем углу вижу волшебника с длинной-предлинной бородой, а в левом нижнем углу вижу вход в его владения А буквально на днях передо мной выкатилось чудо ледяное из водосточной трубы:

Если бы ещё да на это чудо солнечный лучик...
Интересный снимок!
Рушана, большое спасибо за увлекательную экскурсию!!! Летом там вообще красота необыкновенная!!! Эх, «лучше гор могут быть только горы», как сказал Владимир Семенович. А я бы от себя добавила еще и море рядом с горами!
Мариночка! Оправдываешь свое имя — Морская! Я к морю отношусь очень спокойно. Люблю шум моря, цвет воды, а к купанию равнодушна и плаваю безобразно.
Марина, великолепное сочетание гор и моря есть в Абхазии! Особенно в Гагре. Там гора Мамзышха совсем близко подходит к морю. Если на нее подняться (есть экскурсионные поездки), то в одну сторону виден Кавказский хребет, а в другую — море-море-море!
Я тоже была в Абхазии на экскурсии, мне очень понравилось!