Северный Кавказ. Плато Бермамыт

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
В 2012 году мы впервые поехали в санаторий «Кругозор» в Кисловодске, причем, не как обычно в сентябре, а в начале июня. Я уже писала о том, что с возрастом меня перестали устраивать массовые экскурсии. Бежишь за экскурсоводом, стараясь не потерять из виду его флажок. Стоит остановиться, чтобы сделать 2-3 нормальных фотографии или получше рассмотреть что-то, как приходится потом бежать еще шустрее… Последний раз мы так бегали во Флоренции и в Риме в 2011 году.

Так вот, гуляем мы по Курортному бульвару в Кисловодске и периодически встречаем столики, за которыми предлагают билеты на экскурсии (сейчас их нет уже). Нам это не интересно, потому что в санатории есть свой экскурсионный столик. И вдруг я читаю: «Поездка на Бермамыт на внедорожнике УАЗ». Про Бермамыт мне уже рассказывали пятигорские подруги, и фотографии на флешке дарили. Места красивейшие! Конечно, мы решили ехать, тем более, что нас будет максимум 4 человека. В итоге мы поехали втроем (третьей была девушка из Питера), плюс, конечно, наш водитель-гид.

Про водителя несколько слов отдельно. Серьезный и плотный мужчина лет 50-ти, настоящий охотник, он организовывал охоту самым разным людям, а потом в свободное время решил возить желающих уединиться с природой на Бермамыт. Свои родные горы знал отлично и рассказывал о них с большой любовью. Нам, всем троим, он очень понравился!

Итак, в положенный день рано утром мы двинулись в путь. Ехать, в общем-то, от Кисловодска недалеко, примерно 50 с чем-то км, но до Бермамыта нет нормальной дороги, поэтому быстро и на чем попало не поедешь. Вообще, плато Бермамыт не является популярным и часто посещаемым курортниками местом. Туда из-за бездорожья не ходят экскурсионные автобусы. Короче, это не Домбай, не Приэльбрусье, не Медовые водопады и т.д., куда валом валит курортный народ. И прекрасно, что есть еще на Северном Кавказе такие места, где можно пообщаться с природой тихо и уединенно, где не стоят кафешка на кафешке, мангал на мангале, где пряно пахнет травами, и не ест глаза шашлычный дым! Так было 8 лет назад… Надеюсь, что хуже не стало, хотя, заглянув в интернет, обнаружила, что джиппинг на Бермамыт набирает обороты, и на своем транспорте туда стали чаще ездить. Маршрут подробно описан.

Плато Бермамыт — это одна из гор Скалистого Хребта, высота Большого Бермамыта — 2592 метра над уровнем моря, а Малый чуть повыше, но меньше размерами. Это место часто сравнивают с американским Гранд — каньоном. Не видела я это американское чудо, а Бермамыт произвел на нас всех огромное впечатление! Мощь и красота вместе покоряют и ум, и сердце навсегда! Пока выезжали из Кисловодска и до поселка Учкекен я досыпала. Потом мы еще какое-то время ехали по проселочной дороге, достаточно ровной и широкой. На горных лугах паслись лошади. На одном из спусков с красивым обзором остановились, поразмяли ноги, сделали снимки.

Табун на пастбище.

День был солнечный и ясный, но в горах погода меняется быстро и внезапно. Водитель спешил довезти нас до места поскорее, чтобы мы успели полюбоваться панорамой гор.Скоро мы свернули с хорошей дороги и поехали по еле заметной в траве колее, прямо по предгорным лугам вдоль ЛЭП.Оказывается эта линия и служит ориентиром, и приводит на Бермамыт. Тряска была та еще, но мне было ни до чего, я во все глаза разглядывала луговые травы и цветы и ждала очередной остановки.

Необъятные цветочные луга!

Наконец наш УАЗ (не машина, а зверь!) остановился, я выпрыгнула и начала быстро делать снимки, но оказалось, что мы почти доехали, и уже можно не спешить. Водитель высадил нас далеко от нужного места, чтобы мы могли пешком пройтись по красивейшим лугам. Он дал нам в руки рацию (связи сотовой на плато нет), велел держаться вместе, а когда дойдем до скал, не подходить близко к краю. «Камешек покатится, и вы с ним вместе укатитесь вниз! Если живы останетесь, мишки вас сгрызут быстрее, чем я до вас доберусь!» — наставлял он нас
В лесах под Бермамытом действительно водятся самые разные звери, в том числе, крупные кавказские медведи и шакалы. Наш гид показал, куда идти, назвал время встречи и уехал на конечную точку маршрута.

Анемоны - ветреницы.
Анемоны — ветреницы. А может и нет… У нас они другие.

Медвежий лук.
Медвежий лук в утренней росе.

В той поездке я впервые попробовала Медвежий лук или черемшу.Ну очень вкусная штука! Немного острая, сочная — чудо, какая травка-приправка! На Кавказе ее заготавливают в большом количестве и солят на зиму. На обратном пути мы тоже остановились за черемшой. Водитель набрал много, а мы взяли пучок, и потом пару дней ели ее в санатории по вечерам.
С тех пор я все никак не разведу черемшу на даче. Сначала семена не попадались, потом одна немолодая украинка привезла их (она много лет приезжает к нам на рынок с семенами весной), но выросло совсем не то, а лучок с плоскими перьями. Еще раз я купила пакетик уже с картинкой, но семена не взошли. В этом году увидела опять семена черемши, увы, просроченные, и не купила.

Скальные жители - примула и фиалка.
Скальные жители — примула и фиалка.

Горечавки - синеглазки!
Горечавки — синеглазки!

Мы постепенно поднимались по лугам все выше и выше. Роса сошла, стало тепло. От трав такой духмяный аромат пошел, воздух чистейший, аж голова стала кружиться. Вот тут-то я и повалялась немного в траве среди горных колокольчиков и лютиков.

Ах, как же хорошо!

Уже и Малый Бермамыт рядом. И мужу не терпится дойти до края пропасти.

Стой! Упадешь - мишки съедят!
Стой! Упадешь — мишки съедят!

В среднем обрывы вниз составляют 150-200 метров. Я высоты боюсь, потому не больно-то подходила к краю, а мужчине надо получить дозу адреналина и попугать меня. Дальше мы пойдем от Малого Бермамыта к Большому, где нас ждет УАЗ, а вы, дорогие мои, следуйте за нами и любуйтесь горами.

На священных камнях.

Такие сооружения из камней издревле складывают люди в горах. Когда-то они имели культовое назначение и складывались по особым канонам. В правом верхнем углу снимка Эльбрус. К сожалению, нет ни одной фотографии, где он ясно виден весь. Плато Бермамыт очень сильно влияет на погоду, особенно на формирование облаков. Вот и в тот день, пока я шла от цветка к цветку, а муж меня ждал, сформировалась шапка облаков и закрыла обе белые главы Эльбруса.

Перед вами Эльбрус-красавец. До него по прямой 35 км.
Перед вами Эльбрус-красавец! До него по прямой 35 км. А кажется, что он рядом!

Посидим минутку, переведем дух!
Посидим минутку, переведем дух! На горизонте за облаками Кавказский хребет.

Сердце екает, а взлететь хочется!
Сердце екает, а взлететь хочется! Облака чуток поднялись, открыв хребет Кавказа.

Мужчину тянет на подвиги! Внизу обрыв...

Пугалки-страшилки!

На память!

Наша девочка Оля далеко от нас не отходила. Вот мы и снимали друг друга по очереди.

Монахи.

Эти две скалы называют Монахами или Пальцами. Вниз от них метров 900 обрыв!

Цветы-скалолазки или Жажда жизни!

Амфитеатр.

Мне даже сейчас страшно смотреть на это фото. Скалы в этом месте образуют своеобразный амфитеатр. Ветер поднялся, а перемычка узковатая, с обоих сторон глубочайший обрыв...

А я тут посижу.
А я тут постою, так оно надежней!

Облака опять сгущаются, садятся на горы и темнеют. Пришлось одеть ветровку. Ею со мной поделились. С горами шутки плохи!

Площадка для храбрых.
Площадка для храбрых. Я к таковым не отношусь, а потому я буду фотографировать.

Вершина Большого Бермамыта.

Здесь самая большая глубина пропасти — больше 900 метров! На высшей точке стоит геодезический знак.Мы пришли к конечному пункту маршрута, пройдя примерно два с небольшим километра. Нас уже ждет водитель. Погода резко ухудшается. Пока мы гуляли, наш гид приготовил нам чай из кавказских трав и хороший перекус. Он показал нам нишу под скалой с широкой площадкой, где мы отдохнем и покушаем.

У него, настоящего охотника, все продумано и приготовлено: куда спрятаться от резкого холоднющего ветра, на что сесть, чем сполоснуть руки. Чай горячий и ароматный, мед горный, выпечка свежая — вкуснота необыкновенная, а перед нами панорама гор — глаз не оторвать! Но облака быстро превращаются в черные тучи, резко темнеет… Водитель поторапливает нас, ведь он знаток выкрутасов погоды в горах.

Снимок на память с водителем и его верным УАЗом.

Мы запрыгиваем в машину, а на нас уже сыплется град! Вот так горы! Показывают свой крутой нрав! Мы спешим уехать, чтобы миновать опасный участок дороги, пока не развезло...

Вот так в горах: то жарко, то холодно!

И опять лето!

Проехав крутой участок пути, мы остановились и пособирали черемшу. Вышло солнце, но день уже стал клониться к вечеру.

Вот он - символ Кавказа!
Вот он — символ Кавказа!

Этот орел долго летел перед нашей машиной, и в какой-то момент мне удалось заснять его через окно машины.

Цветы с Бермамыта.

Я привезла небольшой букет и поставила в санаторный кувшин. Меняла воду и берегла цветы. Они простояли у нас в номере почти до отъезда, напоминая о прекрасном путешествии в горы Северного Кавказа!

Друзья мои! Если вам понравился Бермамыт, вы можете набрать в интернете: «Поездка на Бермамыт», и посмотреть еще много прекрасных снимков, и почитать об этом удивительном месте, а я представила вам его таким, каким полюбила сама! До следующей встречи в горах…

Запись размещена в разделах: , , ,
49 комментариев 18 спасибо за запись   в избранное 4568 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:

И еще одно замечательное путешествие успела совершить перед сном
Рушана, спасибо! Такие пейзажи завораживают. А слоистые скалы можно рассматривать наверное часами, пытаясь увидеть в них следы человеческой деятельности и понимая, что работала над ними только природа.
Да, Светлана, уезжать не хотелось, так там было завораживающе красиво, но погода напугала. Люди туда едут встречать рассвет, провожать закат, едут с ночевкой…
Очень люблю горы! Вот ведь… у нас они, вроде, совершенно другие… и в то же время — удивительно похожие
Спасибо за прогулку, очень интересно!
Яночка! Я сразу насторожила уши и побежала на Вашу страничку искать про горы. Обязательно почитаю, уж очень мне горы любы!
А похожие обрывы и скалы слоистые у нас над морем
Только мы там зимой ходили… но скалы видны хорошо
Солнечный февраль. Приморье
Форты острова Русский
Вот спасибо, Яночка, за ссылки! Дай Бог Вам здоровья!
Яночка! Вдоволь нагулялась с Вами! Спасибо огромное! Красивые и суровые у вас места! Жаль, что солнышка нет летом. Я бы у вас там зачахла, наверное… Меня очень удручают бессолнечные дни даже зимой. И горы, и леса, и старинные форты — все впечатляет! И какие же вы молодцы всей семьей — неутомимые путешественники, познающие свой край! Восхитилась вами от души!
Какая безумная красота! Просто завораживает своим величием. Рушана, спасибо огромное за экскурсию — как будто вдохнула толику горного воздуха и запах трав и цветов.
Спасибо, Наташа! Может быть, когда-нибудь и придется побыватьв горах Кавказа! Или бывали?
Бывала! Очень давно — в Домбае, на горнолыжном курорте. Безумно красиво! Правда, на лыжах не каталась — я высоты очень боюсь. Но загорать загорала — на четвертой высоте
Мы тоже были там с экскурсией, очень понравилось!
Рушана, спасибо за еще одну гору красоты!!! Удивительные там пейзажи, и что интересно куда не поедешь — везде разные. Вроде бы один кавказский хребет, но и горы и ущелья везде разные: около Кисловодска одни, в Кабардино-Балкарии другие, в Осетии совершенно другие ландшафты. А погода и правда бывает очень изменчивой.
Юлечка! А Вы были на Бермамыте? А на Джылы Су?
На Бермамыт отдельно не ездила. Проездом по краю была) На Джылы Су ездила, там конечно волшебно!!! А Вы были на Уллу Тау?
Не была! ПОКАЖЕТЕ? Запланировать надо. Теперь у подруги машина есть и водит она хорошо.
Туда на своей машине не добраться) Там есть такая засада: подъемник для большегрузов метров нуууу 50, отвесный! Туристов привозят на одной машине до него, потом пешком вверх, а там другая машина до лагеря. К тому же это приграничная территория с Грузией, нужно заранее получить разрешение по паспорту. Ну во всяком случае так было в 2012 году. А до этого в период напряженных отношений с Грузией туда не пускали года два вообще.
Да, надо собраться и написать. Это моя любимая поездка, от которой у меня остался самый дорогой подарок в жизни)))
Поняла, Юлечка! Это не Северный Кавказ. И туда надо с экскурсией. Тем более, покажите всем эту красоту!
Рушана, спасибо! Это было чудесно!
Рада, Танечка, что понравилось! Почти на всех снимках есть мы сами, потому не показала. Ведь курортник спешит запечатлеть себя на фоне… Так и я снимала, пока не стала участницей фотоконкурса.
Рушана, точно, меня тоже сайт научил по-другому смотреть на мир… Спасибо, что поделилась! Зато по вашим лицам виден тот восторг, который вы испытали.
Рушана, спасибо. Красота такая, что дух захватывает!
Да, это так! ЗАХВАТЫВАЕТ моментами до слез, как глянешь на мощь впереди и пропасть под ногами.
Рушана, спасибо за прекрасную экскурсию. С большим удовольствием погуляла по горам. Надышалась свежего воздуха, полюбовалась горной природой.
На площадку для храбрых тоже ни за что бы не встала, а вдруг доски уже сгнили?
Водитель давал гарантию, но я ни под каким соусом…
Когда мы попадаем в похожие по красоте места, у нас с мужем делаются одинаковые восторженно-глуповато-ошалелые лица))). Но, если к моим пискам/визгам все более-менее привыкли, то муж выглядит еще смешнее). В нашей семье, наоборот — я лезу куда только могу добраться, дотянуться и втиснуться. Муж пытается взывать в моему чувству самосохранения, напоминая, что он — базовый инстинкт. О здравом смысле (моем) никто и не заикается, так как он, явно, остался еще километров 30 назад у воооооон того высокого уступа, на который я влезла, отмахиваясь задней левой от увещеваний мужа. На чем он твердо стоит — мне КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещены дельтапланеризм и прыжок с парашютом. Даже в тандеме. Сторговались только на полеты на парашюте над морем. Пришлось уступить. Такие поездки и «эксурсии» — абсолютно НАШИ. Невероятная, величественная, безусловная красота и при этом, совершенно не подавляющая! Хочешь жить -живи! Хочешь летать — прыгай, я поддержу! Дыши, радуйся, восхищайся, кричи во все горло или молчи всем сердцем! Все в таких местах возможно и естественно. Как и у нас в степи. Вот, все другое, но все узнаваемое душой. От души благодарю за «поездку»!
Светочка, оказывается, ты у нас экстремал!
не-а)), просто башня набекрень))).
СветЛаночка! Тебе надо в Пятигорск на Юцу! Там тебя моя подруга -орлица научит летать!
Вот-вот, наверное так я хотела сказать, но не могла слова выстроить: «Хочешь жить -живи! Хочешь летать-летай! и далее по тексту! и даже про степь) Я ведь тоже живу в степи
Хочу в ваши степи, СветЛаночка! Мои южные подруги по весне ездят в Калмыкию на тюльпаны. Как же это красиво!!! Никак не соберусь…
В отпуск в Калмыкию и я бы не отказалась…
Рушана, спасибо! Какое красивейшее место! Дух захватывает! Получила огромное удовольствие, посмотрела уже два раза и еще буду любоваться)
Рада доставить удовольствие! Вот закончу ремонт в прихожке и еще напишу.
Завораживающая красота!!! Рушана, спасибо!!!
Юрий! Фотографии, конечно же, отражают только малую толику этой красоты. Желаю Вам попутешествовать по Северному Кавказу!
Спасибо, Рушана. Я не только путешествовал по Северному Кавказу, но и жил на Северном Кавказе. Поэтому горы и люблю
Юра! По-доброму завидую Вам! Я всегда говорю, что если не в Татарстане, я хотела бы жить на Кавминводах. Может, еще и потому, что меня там любят и ждут друзья!
У меня родственники жили в Кисловодске на ул Шаумяна, а еще помню как ездили на станцию Дерби, на ипподром смотреть скачки
Рушаночка! Статья изумительная! Снимки просто завораживающие! Просто захватывает дух! Даже через монитор ощущаешь мощь гор, даже страшно подумать, что чувствовали Вы там, стоя на площадках и выступах. Фотографии просто фантастические. Вам очень повезло, что Вы интуитивно выбрали такого опытного гида. С ним, наверное, было не так волнительно… Я очень боюсь высоты, сердце замирало, просто глядя на фотографии. Очень рада за Вас, что Вы получили столько положительных эмоций!!! Завтра ещё раз перечитаю статью и пересмотрю фотографии.
Инночка! Рада, что Вы заглянули и попутешествовали со мной! Гид, кстати, с нами не ходил. Довез нас до определенного места, показал, куда идти, дал нам рацию на всякий случай и уехал на место встречи. По дороге он нам много интересного рассказывал, и потом в то время, когда угощал нас чаем и бутербродами перед обратной дорогой. Но мы знали, что он недалеко, он на связи, и поэтому не боялись. Потом я написала еще две статьи о горах, загляните, когда время будет.
Не ожидала, что без гида! Вы — храбрые!!!
Плато Бермамыт напоминает ущелья в Колорадо в Америке! Отсюда открывается великолепный вид на самую высокую вершину Европы — Эльбрус (5642м), особенно красота поражает на рассвете, когда снега Эльбруса светятся то розовым, то голубым, то фиолетовым цветом! Фантастичное место!

Нина! Как я рада, что Вы тоже любите красоты Северного Кавказа! Спасибо за фото! В этом году я туда не попала, скучаю!
Завораживающая красота!
Я когда стою на краю обрыва или какого-нибудь ущелья, то одновременно и страшно и тянет вниз… Поэтому вниз всегда боюсь смотреть.

Якутия. Июнь-2017

Там же. Лед и солнце
Была в санатории в Железноводске в 2013 г. Объездили все ближайшие горы. Красота неописуемая!
Мила! очень красивые снимки! Но я еще и очень рада видеть Вас на фотографиях!