Для всех видов водного транспорта, именуемых маломерными судами, общее одно – зимуют они на берегу. Яхты и крупные катера хорошо поместить на кильблок, металлические, пластиковые и деревянные лодки достаточно поднять на берег и установить на хранение. Но непременное условие во всех случаях – навигация кончается генеральной уборкой.
Яхту или швертбот следует разоружить.
Снимаем сиденья, моем и убираем в сухое место для хранения.
Снимаем пайола и тщательно моем с мылом и щеткой. Сушим.
Снимаем паруса и подвергаем тщательному осмотру на предмет очагов заплесневения. Паруса стираем мылом со щеткой, а места со следами плесени обрабатываем раствором хлора, но не крепким, выдерживаем заплесневевшее место в таком растворе час-полтора, и тщательно прополаскиваем – иначе парус станет в этом месте ломким и быстро разрушится. Просушив паруса, сворачиваем их – при этом сгибов по вертикали должно быть больше, чем горизонтальных – и убираем в кисУ – специальную сумку для хранения.
Также снимаем и протираем такелаж.
Весь рангоут снимаем – мачты, гафели, гик – и протираем, обрабатываем восковой мастикой.
Лебедки смазываем. Из двигателя и из всех систем сливаем воду, прокачиваем антифризом.
Убираем шверт. Все, кроме такелажа и парусов, складываем в корпус и накрываем чехлом на кильблоке.
Катер – делаем все, то же самое.
Пластиковые и металлические лодки – поднимаем, моем, переворачиваем, укрываем. Деревянная лодка не должна зимовать на земле! Ставим ее на козлы, подводную часть отмываем со щеткой, желательно на зиму лодку прогрунтовать и покрасить, проведя санобработку – гнезда древоточцев обрабатываем медным купоросом, не забывая при этом, что купорос – смертельный яд не только для этой живности, но и для человека! Раствор купороса – 15% — нагреваем до 70 градусов, ходы личинок вскрываем и тщательно обрабатываем, при этом следует беречь глаза, руки и слизистую рта и носа – соответственно перчатки, очки и респиратор у вас должны быть наготове. После такой обработки лодку нужно просушить 72 часа, загрунтовать олифой и покрасить.
Пластиковая и резиновая лодка доставят меньше всего хлопот. Тщательно помыть. Подкрасить номера. Перевернуть и установить на козлы пластиковую лодку. Резиновую освободить от воздуха и убрать вместе с банками в надежное сухое место.
Лодка – вещь дорогая и притягательная для воров. Стоит поместить ее на хранение туда, где за ней будет приглядывать сторож.
Подвесные моторы – убираем. Горючего в баке оставлять нельзя. Ну и если осталось смешанное с маслом горючее – лучше его прожечь до конца. Категорически не оставляем на зиму – промороженный бензин все равно уже весной «не повезет».
Если все сделано – ждем весны! До новой навигации!